Роль экспертных оценок в управлении

В процессе управления происходит взаимодействие трех элементов - объекта управления, системы управления и окружающей среды. Система управления воздействует на объект для достижения одной или нескольких целей управления. Окружающая среда оказывает влияние на объект и систему управления, которое может способствовать или препятствовать достижению целей. Сам объект может быть пассивным, способствовать или препятствовать достижению целей.

Можно выделить следующие функции в процессе управления:

· прогнозирование

· планирование

· оценка обстановки

· принятие решений

· исполнение решений

· контроль

· учет.

Среди перечисленных функций управления принятие решений играет особую роль. Оно является более общей, чем другие функции управления. Эта общность выражается в том, что любую функцию управления можно представить как последовательность решений. Например, при прогнозировании и планировании принимаются решения по выбору методов, организации работ, оценке достоверности прогноза и наилучшего варианта плана. Аналогично обстоит дело и при рассмотрении других функций управления. Следовательно, принятие решений можно рассматривать как типовую задачу, которую приходится решать при реализации различных функций управления. В связи с этим часто управление в целом рассматривается как процесс принятия решений.

Задача принятия решения реализуется лицом, принимающим решение (ЛПР). Он несет ответственность за решение и его возможные последствия. Для помощи ЛПР и формирования решения привлекаются эксперты - специалисты по решаемой проблеме. Эксперты помогают ЛПР описать качественно и количественно (если возможно) проблемную ситуацию S0, определить время Т и ресурсы R дли принятия решении, построить множество возможных ситуаций S , сформулировать множество целей Ц и множество возможных решений Y, высказать свои предпочтения по ситуациям, решениям и целям и предложить возможные критерии оптимального выбора решений.

В общем случае предпочтения экспертов могут не совпадать с предпочтениями ЛПР. Это позволяет ему критически осмыслить свою точку зрения и более обоснованно выбрать наилучшее решение. Таким образом, эксперты в задаче принятия решений выполняют информационную и аналитическую работы по формированию наилучшего решения.

Рассмотренная модель задачи принятия решений является достаточно общей и позволяет описать типовые задачи, встречающиеся на практике, а также проиллюстрировать применение метода экспертного оценивания в задачах управления.

Рассмотрим роль экспертов в реализации различных функций управления с позиций принятия решений. При прогнозировании развития отрасли (пред­приятия) эксперты описывают проблемную ситуацию S0 и определяют множество целей прогноза Ц. Далее эксперты формируют множество альтернативных вариантов развития S, которое в задаче прогнозирования совпадает с множеством решений Y. Каждый вариант развития конкретизируется в перечне причинно-следственных событий и сроков их свершения. Эксперты высказывают предпочтения о вариантах развития в виде достоверностей их реализации. В качестве критерия выбора может быть принят критерий максимума достоверности прогноза.

Качественное решение задачи прогнозирования может выполнить только квалифицированный специалист. Увеличение достоверности прогноза достигается привлечением к работе нескольких специалистов, образующих экспертную группу. Обработка результатов групповой экспертизы позволяет получить более обоснованное и достоверное суждение о перспективах развития.

В процессе планирования, рассматриваемом с позиций принятия решений, роль экспертов сводится к описанию проблемной ситуации S0, ее уточнению с помощью возможных альтернативных ситуаций Sj, определению множества целей планирования Ц и множества вариантов плана Y. Предпочтения на множестве планов, целей и ситуаций могут выражать различные стороны оценки качества планов: степень достижения целей планирования, сроки выполнения, затраты финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Критерием выбора оптимального плана может являться минимум затрат ресурсов при ограничениях на сроки и степень достижения целей или минимум времени на достижение целей при ограни­чениях на ресурсы. При определении целей эксперты могут давать оценку их относительной важности и устанавливать зависимость между собой. Принятие планового решения является прерогативой ЛПР. Эксперты лишь готовят для ЛПР обоснование принятия решения.

Эксперты широко привлекаются для оценки обстановки и выработки управляющих воздействий на объект управления.

Можно привести многочисленные примеры привлече­ния экспертов для оценки обстановки и принятия реше­ний, например для оценки качества продукции, выбора наилучших проектов, разработки эффективных меропри­ятий по повышению качества продукции и т. д.

Функция контроля требует привлечения квалифицированных специалистов-экспертов, способных не только провести анализ деятельности контролируемого объекта, но и сформулировать конструктивные предложения по улучшению этой деятельности. Систематический контроль за деятельностью предприятий приводит к необхо­димости сравнительной оценки при подведении итогов работы, например, за год. При этом возникает необходимость сравнения объектов по множеству показателей, часть из которых являются качественными. Такое сравнение можно провести только на основе экспертизы, поскольку необходимо соотнести разнородные показатели, часть из которых не имеет количественного выражения.

Изложенное показывает, что при решении сложных неформализуемых проблем в управлении эксперты играют большую роль. Практика управления в различных сферах человеческой деятельности подтверждает этот вывод. Следовательно, знание научно обоснованного подхода к применению экспертных оценок и применение его в процессе управления является необходимым условием эффективной работы руководителей различного ранга.

При использовании метода экспертных оценок воз­никают свои проблемы. Основными из них являются: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обра­ботка результатов опроса, организация процедур экспер­тизы.

Список использованной литературы и ресурсов.

1. Коробко В.И. Теория управления. – М.: ЮНИТИ, 2009.

2. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения. - М.: ЭКСМО, 2009.

Наши рекомендации