Отсасывание слизи из ВДП
Оксигенотерапия
3. - клинический анализ крови + тромбоциты, время свертывания, длительность кровотечения;
- общий анализ мочи;
- копрограмма;
- посев кала на УПФ и диз.группу
- посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам;
- газовый состав крови
- ЭКГ, ЭхоКГ
4. - Щадящий режим;
- кормление адаптированной кисломолочной смесью 7-8 раз по 30-50 мл;
- питье;
- антибиотики широкого спектра, например цефатоксим 200 мг х 3 раза или гентамицин 0,3 мл х 3 раза внутримышечно или внутривенно, включая однократно методом электроорганофореза;
- инфузионная терапия (50-70 мл/кг, включая кокарбоксилазу 5-7 мг/кг, витамин С, 10% раствор глюкозы, реонолиглюкан 10 мл/кг, антигемофильная плазма 10-15 мг/кг, гепарин 1 ЕД/мл, эуфиллин, лазикс, ингибиторы протеаз, гипериммунный γ-глобулин, 200-300 ЕД/кг под контролем времени свертывания крови;
- оксигенотерапия (продолжить – каждые 2 часа по 20 минут;
- отсасывание слизи из верхних дыхательных путей;
- ингаляции с раствором Рингера, ацетилцистеином;
- муколитики (лазолван);
- ферменты;
- биопрепараты;
- при нормализации температуры – УВЧ на грудную клетку 5 сеансов;
- витамины А, Е;
- массаж грудной клетки.
5. Врач нарушил принцип деонтологии, не разрешив отцу быть вместе с ребенком, тем более, что состояние ребенка было очень тяжелым.
Задача № 35
Девочка 6,5 месяцев. Масса 9000 г. Беременность и роды протекали нормально. Родилась в срок. С 2-х месяцев находилась на искусственном вскармливании. С этого времени отмечены проявления аллергического диатеза. Больна первый день: появился кашель, насморк, повысилась температура до 37,50 С. Мать делала ребенку горчичные ванны и поила его теплым молоком с медом. Состояние девочки еще более ухудшилось, в связи с чем госпитализирована в стационар врачом скорой помощи.
При поступлении дыхание шумное, слышно на расстоянии. ЧДД – 60 в 1 минуту. ЧСС – 140 в 1 минуту. Температура 37,80 С. Кожа бледная, цианоз носогубного треугольника. В акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура. Выдох удлинен. Над легкими перкуторно коробочный звук. В легких повсюду множество разнокалиберных влажных и сухих свистящих хрипов на фоне жесткого дыхания. В машине скорой помощи и приемном покое был дважды жидкий стул со слизью, зеленью.
На рентгенограмме грудной клетки – повышенная прозрачность легочной ткани, усиление сосудистого рисунка.
Врач объяснила матери, что ухудшение состояния девочки связано с использованием горчицы и меда, которые не стоило бы применять без назначения врача.
Задания:
1. Сформулируйте основной диагноз и проведите его обоснование.
2. Какие факторы способствовали возникновению данного заболевания?
3. Какие главные механизмы в патогенезе синдрома, приведшего к ухудшению состояния?
4. О какой сопутствующей патологии есть основания думать? Почему?
5. Назначьте лечение основного заболевания.
6. Были ли допущены ошибки во взаимоотношении врача и матери?
Эталон ответа к задаче № 35
1. Диагноз «острый обструктивный бронхит» установлен на основании экспираторной одышки, множества разнокалиберных влажных и сухих свистящих хрипов, эмфизематозного вздутия грудной клетки.
2. Данному заболеванию способствовали раннее искусственное вскармливание, аллергический диатез, проведение матерью мероприятий (горчичной ванны, дача молока с медом).
3. Отек слизистой бронхов и гиперсекреция слизи, бронхоспазм.
4. Об энтероколите в связи с характером стула и воспалительным характером крови
5. Лечение:
- вскармливание адаптированными кисломолочными смесями;
- питье: вода, 5%-й раствор глюкозы, овощной отвар, слабозаваренный чай, регидрон (в общей сложности 1,35 л вместе с питанием, что составляет с учетом физ.потребности (110 мл/кг) + ЖППП (с одышкой (30 мл/кг) и стула (10 мл/кг);
- оксигенотерапия;
- внутрь эуфиллин 0,03 х 3 раза в день;
- внутримышечно тавегил 0,2 мл 2 раза в день;
- ингаляции с сальбутамолом (0,1 мл/кг через спейсер + 2 мл физ.р-ра);
- отсасывание слизи из дыхательных путей по мере накопления;
- поливитамины (С, В6, В15, А, Е);
- после взятия кала на бактериологическое исследование (№2-№3) назначить антибиотики.
6. Нарушен деонтологический принцип «врач-родители».
Задача № 36
Ребенок 2 месяцев. Родители молодые, ребенок от четвертой беременности, четвертых родов. Первые 3 ребенка умерли в периоде новорожденности от диспепсии, причина которой не установлена. Настоящая беременность протекала с выраженным токсикозом и угрозой прерывания в первой половине, повышением АД во второй половине беременности анемией. Роды срочные, масса тела при рождении 3100г, длина 51 см. С рождения на грудном вскармливании. Отец ребенка переносит скарлатину.
В возрасте 4 суток появилась желтуха, с 20 – дневного возраста – рвота, диспептические расстройства в виде частого жидкого стула зеленоватого цвета, рвота. Ребенок начал терять в массе. Желтушное окрашивание кожи сохраняется до настоящего времени.
Поступил в отделение в тяжелом состоянии с массой тела 3000 г, длиной 52 см. Подкожно-жировой слой отсутствует на животе, груди, резко истончен на конечностях, сохраняется на лице. Кожа бледная, с желтовато-сероватым оттенком, сухая, легко собирается в складки. Тургор тканей и мышечный тонус снижены. Аппетит отсутствует. Ребенок раздражен, сон беспокойный. Живот вздут, печень +4 см из - под реберного края, плотной консистенции. Селезенка не пальпируется. Стул со скудными каловыми массами, зеленого цвета.
Осмотрен окулистом – обнаружена катаракта.
Мать встревожена состоянием ребенка и потребовала отдельный бокс, которого в отделении не оказалось. Дежурный врач выслушала мать, успокоила ее и решила временно поместить ребенка вместе с матерью в эндокринологическое отделение. Медсестра этого отделения выразила неудовольствие в адрес дежурного врача в присутствии матери.
Задание к задаче
1. Поставьте предварительный диагноз. Обоснуйте его.
2. Укажите причину заболевания.
3. Основные патогенетические механизмы заболевания?
4. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?
5. Назначьте лечение. Особенности диетотерапии при этом заболевании?
6. Оцените действие дежурного врача.
7. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести по отношению к ребенку.