Справочные материалы к заданию
Позиционная мена гласных звуков
Звуки | П О З И Ц И Я | |||||||
в ударном слоге | в безударных слогах | |||||||
в начале слова | после твердого согласного | после мягкого согласного | в начале слова | после твердого согласного | после мягкого согласного | |||
1 степень редукции | 2 степень редукции | 1степень редукции | 2 степень редукции | |||||
У | У | У | ˙У | У | У | У | ˙У | ˙У |
И | И | Ы | ˙И | ИЭ | Ы | Ы | И | И |
Ы | Ы | Ы | ˙И | Ы | Ы | И | И | |
Э | Э | Э | ˙Э | ЫЭ | ЫЭ | Ъ | ИЭ | Ь |
О | О | О | ˙О | Λ | Λ | Ъ | ИЭ | Ь |
А | А | А | ˙А | Λ | Λ | Ъ | ИЭ | Ь |
Наиболее типичные ошибки при выполнении работы
1. Неправильно транскрибируются слова.
2. Неправильно находятся звуки слабых позиций: звук сильной позиции студент считает звуком слабой позиции.
3. Неправильно подбирается проверочное слово, т.е. подбирается не одноморфемное слово.
4. Позиционная мена смешивается с историческими чередованиями: студент принимает историческую мену за позиционную, т.к. не усвоил материала, в каких позициях происходит мена.
5. Неправильно оформляется объяснение. Чтобы избежать этого, надо строго следовать образцу.
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 3
Тема: СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ.
Цель: закрепление навыков деления слов на слоги, построение схем слогов и объяснение действия закона восходящей звучности.
Методика выполнения:
1) произвести фонетическую транскрипцию слова, обозначив слоговые и неслоговые звуки;
2) под буквами транскрипции цифрами обозначить степень сонорности/звучности звука (по степени звучности гласные соответствуют цифре 4, сонорные звонкие согласные – 3, звонкие шумные – 2, глухие шумные – 1);
3) на транскрипции вертикальными линиями обозначить слогоразделы; объяснить;
4) пронумеровать слоги и дать их характеристику по первому и последнему звуку;
5) разделить слово для переноса.
Слова «закон восходящей звучности слога» можно писать сокращенно: ЗВЗв.
Справочные материалы к заданию:
(при выполнении данного задания применяйте правила слогоделения):
1) один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к последующему гласному (мо/ло/ко;)
2) группа интервокальных согласных (шумный и шумный) отходит к следующему гласному (ку/пцы, ра/ссол);
3) сочетание сонорных согласных отходит к последующему гласному (су/мрак, во/лна);
4) сочетание шумного и сонорного согласных звуков отходит к последующему гласному (во/бла, су/кно);
5) в сочетании сонорный согласный и шумный согласный происходит перераспределение: сонорный согласный отходит к предшествующему гласному, а шумный – к последующему; место слогораздела обусловлено тем, что сонорный согласный обладает большей звучностью, чем шумный (кон/верт, вер/теть);
6) в группе согласных (й + шумный или сонорный согласный) происходит перераспределение звуков: й всегда отходит к предшествующему согласному, а сонорный или шумный – к последующему гласному (тай/га, чай/ник).
Образец выполнения задания:
[ГЪ-ЛΛ-ВА] – три слога
2 4 3 4 2 4
Начальный слог – прикрытый открытый, ЗВЗв слога не нарушен, так как согласный [л], находящийся между гласными, отходит к последующему гласному;
2-й, конечный слоги – прикрытые открытые, ЗВЗв слога не нарушен.
Перенос слова – го-ло-ва.
[ВΛ-ГЗАЛ] – два слога
2 4 2 2 4 3
Начальный слог – прикрытый, открытый, ЗВЗв слога не нарушен, так как сочетание «шумный +шумный» отходит к последующему слогу;
конечный слог – прикрытый, закрытый, ЗВЗв слога нарушен, так как слог конечный.
Перенос слова – ваг-зал.
Образец показывает, что нужно под звуками обозначить цифрой степень звучности звука, а над звуком строить схему звучности слога. Нужно также объяснять все случаи слогораздела, в том числе, если есть сочетания двух или нескольких согласных или слог является закрытым.
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 4
Тема:ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Цель: Закрепить навыки фонологического анализа слова.