Справочные материалы к заданию

Позиционная мена гласных звуков

Звуки П О З И Ц И Я
в ударном слоге в безударных слогах
в начале слова после твердого согласного после мягкого согласного в начале слова после твердого согласного после мягкого согласного
1 степень редукции 2 степень редукции 1степень редукции 2 степень редукции
У У У ˙У У У У ˙У ˙У
И И Ы ˙И ИЭ Ы Ы И И
Ы Ы Ы ˙И   Ы Ы И И
Э Э Э ˙Э ЫЭ ЫЭ Ъ ИЭ Ь
О О О ˙О Λ Λ Ъ ИЭ Ь
А А А ˙А Λ Λ Ъ ИЭ Ь

Наиболее типичные ошибки при выполнении работы

1. Неправильно транскрибируются слова.

2. Неправильно находятся звуки слабых позиций: звук сильной позиции студент считает звуком слабой позиции.

3. Неправильно подбирается проверочное слово, т.е. подбирается не одноморфемное слово.

4. Позиционная мена смешивается с историческими чередованиями: студент принимает историческую мену за позиционную, т.к. не усвоил материала, в каких позициях происходит мена.

5. Неправильно оформляется объяснение. Чтобы избежать этого, надо строго следовать образцу.

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 3

Тема: СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ.

Цель: закрепление навыков деления слов на слоги, построение схем слогов и объяснение действия закона восходящей звучности.

Методика выполнения:

1) произвести фонетическую транскрипцию слова, обозначив слоговые и неслоговые звуки;

2) под буквами транскрипции цифрами обозначить степень сонорности/звучности звука (по степени звучности гласные соответствуют цифре 4, сонорные звонкие согласные – 3, звонкие шумные – 2, глухие шумные – 1);

3) на транскрипции вертикальными линиями обозначить слогоразделы; объяснить;

4) пронумеровать слоги и дать их характеристику по первому и последнему звуку;

5) разделить слово для переноса.

Слова «закон восходящей звучности слога» можно писать сокращенно: ЗВЗв.

Справочные материалы к заданию:

(при выполнении данного задания применяйте правила слогоделения):

1) один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к последующему гласному (мо/ло/ко;)

2) группа интервокальных согласных (шумный и шумный) отходит к следующему гласному (ку/пцы, ра/ссол);

3) сочетание сонорных согласных отходит к последующему гласному (су/мрак, во/лна);

4) сочетание шумного и сонорного согласных звуков отходит к последующему гласному (во/бла, су/кно);

5) в сочетании сонорный согласный и шумный согласный происходит перераспределение: сонорный согласный отходит к предшествующему гласному, а шумный – к последующему; место слогораздела обусловлено тем, что сонорный согласный обладает большей звучностью, чем шумный (кон/верт, вер/теть);

6) в группе согласных (й + шумный или сонорный согласный) происходит перераспределение звуков: й всегда отходит к предшествующему согласному, а сонорный или шумный – к последующему гласному (тай/га, чай/ник).

Образец выполнения задания:

       
  Справочные материалы к заданию - student2.ru   Справочные материалы к заданию - student2.ru

[ГЪ-ЛΛ-ВА] – три слога

2 4 3 4 2 4

Начальный слог – прикрытый открытый, ЗВЗв слога не нарушен, так как согласный [л], находящийся между гласными, отходит к последующему гласному;

2-й, конечный слоги – прикрытые открытые, ЗВЗв слога не нарушен.

Перенос слова – го-ло-ва.

       
  Справочные материалы к заданию - student2.ru
    Справочные материалы к заданию - student2.ru
 

[ВΛ-ГЗАЛ] – два слога

2 4 2 2 4 3

Начальный слог – прикрытый, открытый, ЗВЗв слога не нарушен, так как сочетание «шумный +шумный» отходит к последующему слогу;

конечный слог – прикрытый, закрытый, ЗВЗв слога нарушен, так как слог конечный.

Перенос слова – ваг-зал.

Образец показывает, что нужно под звуками обозначить цифрой степень звучности звука, а над звуком строить схему звучности слога. Нужно также объяснять все случаи слогораздела, в том числе, если есть сочетания двух или нескольких согласных или слог является закрытым.

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 4

Тема:ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Цель: Закрепить навыки фонологического анализа слова.

Наши рекомендации