Схемы заданной функции

Пример. Рассмотрим базовые элементы: Схемы заданной функции - student2.ru . Задача состоит в построении схемы из данных элементов, которая вычисляет функцию суммы двух элементов по модулю Схемы заданной функции - student2.ru ( Схемы заданной функции - student2.ru ).

Схемы заданной функции - student2.ru

Рассмотрим представление функции Схемы заданной функции - student2.ru в виде СДНФ. Рассмотрим следующий функциональный граф, вершинам которого поставлены в соответствие логические элементы.

Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
ar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru

Этот граф естественным образом вычисляет требуемую сумму Схемы заданной функции - student2.ru . Каждая вершина совершает соответствующую ей логическую операцию. Таким образом, подавая на входы данной схемы определенные r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru значения Схемы заданной функции - student2.ru , на выходе получим требуемую сумму по r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru .

Определение. Схемой из функциональных элементов Схемы заданной функции - student2.ru называется последовательность элементов, где каждый элемент совершает определенную логическую операцию над результатами, ранее вычисленными операционными элементами.

Удобно графовое представление схемы из функциональных элементов. Рассмотрим ациклический ориентированный граф (ацикличность – отсутствие циклов).

Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru

В таком графе обязательно найдется хотябы одна вершина, в которой нет входящих ребер. Такую вершину назовем источником. Аналогично, в таком графе найдется хотябы одна вершина, в которой нет исходящих ребер. Такую вершину назовем стоком.

Причем, рассматривая ациклический граф, число входящих ребер в каждой вершине Схемы заданной функции - student2.ru . Глубиной вершины Схемы заданной функции - student2.ru в таком графе назовем длину максимального пути из источника к данной вершине. Если ребро в графе

Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
, то глубина вершины Схемы заданной функции - student2.ru меньше глубины вершины Схемы заданной функции - student2.ru ( Схемы заданной функции - student2.ru ).

Каждой вершине поставим в соответствие функциональный элемент Схемы заданной функции - student2.ru . Если у вершины Схемы заданной функции - student2.ru входящих ребра, то это r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru или r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru , как элементы с Схемы заданной функции - student2.ru входами. Если у вершины Схемы заданной функции - student2.ru входящее ребро, то поставим в соответствие Схемы заданной функции - student2.ru . Источникам поставим в соответствие переменные Схемы заданной функции - student2.ru . В результате получим схему из функциональных элементов. Каждой вершине схемы соответствует определенная логическая функция от входных переменных Схемы заданной функции - student2.ru , которая определяется индукцией по глубине вершин в схеме. Для источников Схемы заданной функции - student2.ru это соответствующие тождественные функции. Пусть мы определили функции всех вершин, глубина которых Схемы заданной функции - student2.ru , тогда рассмотрим вершины, глубина которых ar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru . Если вершине соответствует элемент r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru , а Схемы заданной функции - student2.ru соответствуют входам элемента, то выходу этого элемента соответствует Схемы заданной функции - student2.ru .

Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru

Если вершине соответствует элемент r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru , то получаем соответственно выход Схемы заданной функции - student2.ru . если вершине соответствует элемент Схемы заданной функции - student2.ru , то на выходе получаем отрицание входа.

Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru

Таким образом, каждая схема из функциональных элементов вычисляет набор функций от входных элементов Схемы заданной функции - student2.ru , которые определены в стоках программы.

Определение. Сложностью схемы функциональных элементов называется число элементов в ней Схемы заданной функции - student2.ru . Схема из любых других элементов строится подобным образом. Сложность схемы обозначим Схемы заданной функции - student2.ru .

Определение. Сложностью логической функции Схемы заданной функции - student2.ru будем называть следующую величину Схемы заданной функции - student2.ru , где минимум берется по всем схемам, которые реализуют функцию Схемы заданной функции - student2.ru , то есть минимальное число элементов “r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru ” “r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru ” “ Схемы заданной функции - student2.ru ”, необходимое для реализации функции Схемы заданной функции - student2.ru с помощью какой-либо схемы.

Определение. Сложностью класса функций K назовем величину

Схемы заданной функции - student2.ru

В дальнейшем нас будет интересовать сложность класса всех двоичных функций неболее чем от n :

Схемы заданной функции - student2.ru

Оценим сложность класса двоичных функций не более чем от Схемы заданной функции - student2.ru переменных при больших n. Будем использовать следующие обозначения:

1) Схемы заданной функции - student2.ru , если Схемы заданной функции - student2.ru Схемы заданной функции - student2.ru Схемы заданной функции - student2.ru ;

2) Схемы заданной функции - student2.ru если Схемы заданной функции - student2.ru ;

3) Схемы заданной функции - student2.ru , если Схемы заданной функции - student2.ru (“≲” – ассимптотически не превосходит).

Оценим сложность сумматора двух двоичных чисел.

Входами сумматора являются Схемы заданной функции - student2.ru разрядов входных двоичных чисел, а выходами ar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru цифр Схемы заданной функции - student2.ru , которые являются разрядами суммы. На рисунке показано Схемы заданной функции - student2.ru подсхем блока, каждый блок соответствует вычислению определенного разряда суммы.

Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru

Входом i-ого блока являются входы Схемы заданной функции - student2.ru -ых разрядов суммируемых чисел Схемы заданной функции - student2.ru ( Схемы заданной функции - student2.ru – вход Схемы заданной функции - student2.ru -ого разряда Схемы заданной функции - student2.ru -ого числа, Схемы заданной функции - student2.ru – вход Схемы заданной функции - student2.ru -ого разряда Схемы заданной функции - student2.ru -ого числа), а также значение переносимого числа Схемы заданной функции - student2.ru из предыдущего разряда. Выходом i-ого блока является значение двоичной суммы разрядов на входе Схемы заданной функции - student2.ru , а также значение переносимого числа в очередной r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru разряд.

Схемы заданной функции - student2.ru Схемы заданной функции - student2.ru Схемы заданной функции - student2.ru Схемы заданной функции - student2.ru Схемы заданной функции - student2.ru

Покажем, что общая сложность сумматора не более, чем линейная. Действительно, сумматор состоит из Схемы заданной функции - student2.ru блоков, поэтому сложность сумматора не превышает Схемы заданной функции - student2.ru (сложность реализации отдельного блока).

Схемы заданной функции - student2.ru

Отдельный блок зависит не более чем от Схемы заданной функции - student2.ru -х входов и имеет Схемы заданной функции - student2.ru выхода, тогда сложность реализации отдельного блока не более, чем const. Например, используя представление двоичной функции в виде СДНФ, выход Схемы заданной функции - student2.ru определяется формулой:

Схемы заданной функции - student2.ru

Потребуется r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru операции конъюнкции (“r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru ”), т.к. в СДНФ Схемы заданной функции - student2.ru слагаемых, в каждом слагаемом операция “r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru ” выполняется Схемы заданной функции - student2.ru раза. Операций дизъюнкций (“r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru ”) потребуется Схемы заданной функции - student2.ru и Схемы заданной функции - student2.ru операций отрицания (“ Схемы заданной функции - student2.ru ”). Общее число элементов для реализации -ого выхода: Схемы заданной функции - student2.ru , Схемы заданной функции - student2.ru .

Оценим сложность реализации Схемы заданной функции - student2.ru . Для этого будем использовать представление в виде СДНФ. Схемы заданной функции - student2.ru имеет Схемы заданной функции - student2.ru единицы, поэтому в СДНФ будет Схемы заданной функции - student2.ru слагаемых, тогда число используемых элементов “r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru ” равно Схемы заданной функции - student2.ru , “r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru ” – Схемы заданной функции - student2.ru , “ Схемы заданной функции - student2.ru ” – Схемы заданной функции - student2.ru . Общее число элементов Схемы заданной функции - student2.ru

Схемы заданной функции - student2.ru , следовательно, суммарная сложность сумматора, построенного по СДНФ ar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru .

Оценим сложность двоичной функции не более чем от Схемы заданной функции - student2.ru переменных.

При построении схемы, реализуем двоичную функцию не более чем от Схемы заданной функции - student2.ru переменнх. Будем использовать следующие Схемы заданной функции - student2.ru схемы:

6.1 Сложность мультиплексора порядка Схемы заданной функции - student2.ru .

1) Мультиплексор порядка Схемы заданной функции - student2.ru

Схемы заданной функции - student2.ru

Входами являются Схемы заданной функции - student2.ru переменных Схемы заданной функции - student2.ru , а выходами - переменные Схемы заданной функции - student2.ru . На выходах реализуются всевозможные элементарные конъюнкции (“r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru ”) Схемы заданной функции - student2.ru . Схемы заданной функции - student2.ru – произвольный Схемы заданной функции - student2.ru набор.

Схемы заданной функции - student2.ru

Допустим, что на входе Схемы заданной функции - student2.ru набор Схемы заданной функции - student2.ru и этот набор соответствует двоичному представлению числа Схемы заданной функции - student2.ru . Тогда i- выход мультиплексора будет равен Схемы заданной функции - student2.ru , а все остальные выходы Схемы заданной функции - student2.ru , то есть Схемы заданной функции - student2.ru -ый выход мультиплексора реализует следующую логическое умножение: Схемы заданной функции - student2.ru , где Схемы заданной функции - student2.ru – двоичное представление числа Схемы заданной функции - student2.ru : Схемы заданной функции - student2.ru

Таким образом, на выходах мультиплексора реализованы всевозможные элементарные конъюнкции от Схемы заданной функции - student2.ru переменных. Для реализации одной конъюнкции требуется Схемы заданной функции - student2.ru коньюнкция от Схемы заданной функции - student2.ru -х переменных и не более чем Схемы заданной функции - student2.ru отрицаний. Поэтому требуется не более чем Схемы заданной функции - student2.ru элементов. Всего конъюнкций от Схемы заданной функции - student2.ru переменных Схемы заданной функции - student2.ru , следовательно, можно дать следующую оценку сложности мультиплексора:

Схемы заданной функции - student2.ru

Оценим сложность мультиплексора более точно, используя полученную оценку. Для этого рассмотрим Схемы заданной функции - student2.ru мультиплексоры порядка Схемы заданной функции - student2.ru от переменных Схемы заданной функции - student2.ru и мультиплексор Схемы заданной функции - student2.ru от оставшихся переменных Схемы заданной функции - student2.ru . Примем Схемы заданной функции - student2.ru , то есть разобьем все переменные на Схемы заданной функции - student2.ru группы. К первой группе относим переменные первой половины Схемы заданной функции - student2.ru , а ко второй группе – переменные второй половины. На выходах Схемы заданной функции - student2.ru реализуются всевозможные элементарные конъюнкции от переменных Схемы заданной функции - student2.ru , а на выходах мультиплексора r w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> Схемы заданной функции - student2.ru реализуются всевозможные элементарные конъюнкции переменных Схемы заданной функции - student2.ru . Каждую конъюнкцию от Схемы заданной функции - student2.ru переменных можно получить логическим умножением двух конъюнкций: конъюнкции переменных Схемы заданной функции - student2.ru и конъюнкции переменных Схемы заданной функции - student2.ru . Поэтому общую схему мультиплексора Схемы заданной функции - student2.ru можем представить следующим образом:

Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru
Схемы заданной функции - student2.ru

Как показано ранее,

Схемы заданной функции - student2.ru

Схемы заданной функции - student2.ru

Поэтому общая сложность мультиплексора порядка Схемы заданной функции - student2.ru

Схемы заданной функции - student2.ru

6.2 Сложность дешифратора порядка n.

2) Дешифратор порядка Схемы заданной функции - student2.ru .

Схемы заданной функции - student2.ru

У дешифратора имеется Схемы заданной функции - student2.ru входов ( Схемы заданной функции - student2.ru и Схемы заданной функции - student2.ru ) и единственный выход Схемы заданной функции - student2.ru . Допустим, что на входах первых переменных Схемы заданной функции - student2.ru двоичный набор Схемы заданной функции - student2.ru , который является двоичным представлением числа Схемы заданной функции - student2.ru , то есть Схемы заданной функции - student2.ru . Тогда на выходе дешифратора будет значение входа Схемы заданной функции - student2.ru : Схемы заданной функции - student2.ru .

Дешифратор реализует следующую двоичную функцию:

Схемы заданной функции - student2.ru (*)

   

Для реализации дешифратора по данной формуле потребуется мультиплексор порядка Схемы заданной функции - student2.ru для реализации всевозможных конъюнкций от переменных Схемы заданной функции - student2.ru , следовательно, сложность дешифратора

Схемы заданной функции - student2.ru , где

· Схемы заданной функции - student2.ru – сложность мультиплексора;

· Схемы заданной функции - student2.ru – умножение выходов мультиплексора на соответствующие входы дешифратора. Элементарные конъюнкции от Схемы заданной функции - student2.ru переменных, т.е. таких умножений Схемы заданной функции - student2.ru ;

· Схемы заданной функции - student2.ru – всевозможные дизъюнкции слагаемых в формуле (*). Количество слагаемых равно числу двоичных наборов от Схемы заданной функции - student2.ru переменных.

Наши рекомендации