Глава 1. покер не для начинающих
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.. 1
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
ГЛАВА 1. ПОКЕР НЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.. 5
РАЗНОВИДНОСТИ ПОКЕРА.. 5
ЛОГИКА ПОКЕРА.. 7
ЦЕЛЬ ПОКЕРА.. 7
ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЖИДАНИЕ И ВЫИГРЫШ ЗА ЧАС.. 10
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЖИДАНИЕ.. 10
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЖИДАНИЕ В ПОКЕРЕ.. 12
ВЫИГРЫШ ЗА ЧАС.. 13
ГЛАВА 3. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРЕМА ПОКЕРА.. 15
ПРИМЕРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ТЕОРЕМЫ ПОКЕРА.. 15
«ОШИБКИ» ПО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ТЕОРЕМЕ ПОКЕРА.. 20
ИГРА С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ УЧАСТНИКОВ.. 20
РЕЗЮМЕ.. 21
ГЛАВА 4. СТРУКТУРА АНТЕ.. 22
БОЛЬШИЕ АНТЕ.. 23
МАЛЫЕ АНТЕ.. 25
РЕЗЮМЕ.. 26
ГЛАВА 5. ШАНСЫ ВЗЯТЬ БАНК.. 27
ТОРГОВЛЯ НА ОСНОВЕ ШАНСОВ БАНКА, КОГДА ВСЕ КАРТЫ СДАНЫ.. 27
ОТВЕТНЫЕ СТАВКИ НА ОСНОВЕ ШАНСОВ БАНКА, КОГДА НЕ ВСЕ КАРТЫ СДАНЫ... 27
ОТКРЫТЫЕ КАРТЫ... 28
ПОЗИЦИЯ (ПОЛОЖЕНИЕ ЗА СТОЛОМ) 31
ВАКАНТНЫЕ КАРТЫ, УЛУЧШАЮЩИЕ ВАШУ РУКУ.. 33
ОБМЕН С ЦЕЛЬЮ НАБРАТЬ ВТОРУЮ ПО СИЛЕ КОМБИНАЦИЮ... 33
РЕЗЮМЕ.. 35
ГЛАВА 6. РЕАЛЬНЫЕ ШАНСЫ... 36
УМЕНЬШЕНИЕ ШАНСОВ БАНКА, КОГДА ДОЛЖНО ПРИЙТИ ЕЩЁ БОЛЕЕ ОДНОЙ КАРТЫ.. 36
СИТУАЦИИ, КОГДА МОЖНО ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ШАНСОВ.. 37
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНЫХ ШАНСОВ.. 38
ГЛАВА 7. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ И ОБРАТНО-ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ШАНСЫ... 39
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ШАНСЫ... 39
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ШАНСЫ В ИГРЕ С ПРЕДЕЛЬНЫМ БАНКОМ И БЕЗЛИМИТНОМ ПОКЕРЕ. 40
ФАКТОРЫ, ИГРАЮЩИЕ РОЛЬ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ШАНСОВ.. 41
ОБРАТНО-ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ШАНСЫ... 41
РЕЗЮМЕ.. 42
ГЛАВА 8. ЦЕННОСТЬ ОБМАНА.. 44
ЦЕНА СБРОСА.. 44
ОБМАН И ВОЗМОЖНОСТИ ВАШИХ ОППОНЕНТОВ.. 45
ОБМАН И РАЗМЕР БАНКА.. 45
ОБМАН И ВЕЛИЧИНА СТАВКИ.. 46
ОБМАН И КОЛИЧЕСТВО ПАРТНЁРОВ В ИГРЕ.. 46
РЕЗЮМЕ.. 47
ГЛАВА 9. ВЫИГРЫШ БОЛЬШИХ БАНКОВ НАИКРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ... 49
ТОРГОВЛЯ, КОГДА ВАШ ОППОНЕНТ ОТВЕЧАЕТ ПРАВИЛЬНО.. 49
ТОРГОВЛЯ (ИЛИ ПОДЪЁМ СТАВОК) С ЦЕЛЬЮ ВЫБИВАНИЯ ОППОНЕНТОВ.. 50
СТАВКИ (ИЛИ ПОДЪЁМ СТАВОК) НА ВТОРОЙ ПО СИЛЕ РУКЕ.. 50
РЕЗЮМЕ.. 52
ГЛАВА 10. БЕСПЛАТНАЯ КАРТА.. 53
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ КАРТЫ... 53
ОТДАВАТЬ ИЛИ НЕТ БЕСПЛАТНУЮ КАРТУ НА ПРАКТИКЕ.. 54
ПОЛУЧЕНИЕ СВОБОДНОЙ КАРТЫ... 56
ПОЗИЦИЯ И БЕСПЛАТНАЯ КАРТА.. 57
ДАВАТЬ ИЛИ НЕ ДАВАТЬ БЕСПЛАТНУЮ КАРТУ С МАРГИНАЛЬНОЙ РУКОЙ.. 57
РЕЗЮМЕ.. 59
ГЛАВА 11. ПОЛУБЛЕФ.. 60
ТИПЫ ПОЛУБЛЕФА.. 60
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛУБЛЕФА.. 63
ПОЛУБЛЕФ И ЧИСТЫЙ БЛЕФ.. 64
КОГДА ПОЛУБЛЕФ НЕ РЕКОМЕНДОВАН.. 67
РЕЗЮМЕ.. 67
ГЛАВА 12. ЗАЩИТА ОТ ПОЛУБЛЕФА.. 69
СИЛА ПОЛУБЛЕФА.. 69
ТРУДНОСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ПОЛУБЛЕФА.. 70
ПОДЪЁМ СТАВКИ НА ПОЛУБЛЕФЕ КАК ЗАЩИТА ОТ ПОЛУБЛЕФА.. 71
КОГДА СБРАСЫВАТЬСЯ, А КОГДА ПОДНИМАТЬ СТАВКУ.. 74
ИСКЛЮЧЕНИЯ, КОГДА УРАВНИВАНИЕ ПРАВИЛЬНО.. 74
РЕЗЮМЕ.. 76
ГЛАВА 13. ПОДЪЁМ СТАВОК.. 79
ПОДЪЁМ СТАВОК, ЧТОБЫ СТАЛО БОЛЬШЕ ДЕНЕГ В БАНКЕ.. 79
КАК СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ В БАНКЕ, НЕ ПОДНИМАЯ СТАВКИ.. 80
ПОДЪЁМ СТАВКИ ПРОТИВ БЛЕФА ИЛИ ПОЛУБЛЕФА.. 81
ПОДЪЁМ, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ БЕСПЛАТНУЮ КАРТУ.. 82
ПОДЪЁМ ДЛЯ СБОРА ИНФОРМАЦИИ.. 83
ПОДЪЁМ СТАВКИ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЕ СЛАБЫХ ПРОТИВНИКОВ, КОГДА У ВАС ВТОРАЯ ПО СИЛЕ КАРТА.. 84
ПОДЪЁМ СТАВКИ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЕ СИЛЬНЫХ СОПЕРНИКОВ В ИГРЕ ПРОТИВ СТАВЯЩЕГО НА ПРИКУП 84
ПОДЪЁМ СТАВКИ В СРАВНЕНИИ СО СБРОСОМ И УРАВНИВАНИЕМ... 84
РЕЗЮМЕ.. 86
ГЛАВА 14. ПАС С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОДЪЁМОМ... 87
ЭТИКА ПАСА С ПОДЪЁМОМ... 87
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПАСА С ПОДЪЁМОМ... 88
ПАС С ПОДЪЁМОМ И ПОЗИЦИЯ ИГРОКА... 88
ПАС-ПОДЪЁМ НА ВТОРОЙ ПО СИЛЕ РУКЕ.. 89
РЕЗЮМЕ.. 90
ГЛАВА 15. МЕДЛЕННЫЙ РОЗЫГРЫШ (СЛОУПЛЕЙ) 91
МЕДЛЕННЫЙ РОЗЫГРЫШ В СРАВНЕНИИ С ПАС-ПОДЪЁМОМ... 91
ТРЕБОВАНИЯ К МЕДЛЕННОМУ РОЗЫГРЫШУ.. 91
РЕЗЮМЕ.. 93
ГЛАВА 16. СВОБОДНАЯ И ЖЁСТКАЯ ИГРА.. 94
СВОБОДНАЯ ИГРА.. 94
ПОЛУБЛЕФ В СВОБОДНОЙ ИГРЕ.. 94
НОРМАЛЬНЫЕ КОМБИНАЦИИ В СВОБОДНОЙ ИГРЕ.. 95
НЕЗАВЕРШЁННЫЕ КОМБИНАЦИИ ПРИ СВОБОДНОЙ ИГРЕ.. 95
ЖЁСТКАЯ ИГРА.. 95
РЕЗЮМЕ.. 96
ГЛАВА 17. ПОЗИЦИЯ (ПОЛОЖЕНИЕ ЗА СТОЛОМ) 97
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСЛЕДНЕЙ ПОЗИЦИИ.. 97
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ.. 98
СООТВЕТСТВИЕ ТАКТИКИ ИГРЫ ПОЛОЖЕНИЮ ЗА СТОЛОМ... 99
КАК ПОЛОЖЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА СТИЛЬ ИГРЫ... 100
ВАША ПОЗИЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ПАРТНЁРОВ ЗА СТОЛОМ... 101
РЕЗЮМЕ.. 101
ГЛАВА 18. БЛЕФ.. 102
МИФ О БЛЕФЕ.. 102
СУЩНОСТЬ БЛЕФА.. 103
ОПТИМАЛЬНАЯ ЧАСТОТА БЛЕФА.. 104
БЛЕФ С ОЖИДАЮЩИМСЯ ПРИХОДОМ... 104
БЛЕФ, КОГДА ВСЕ КАРТЫ УЖЕ ВЫШЛИ.. 105
БЛЕФ И ПОЗИЦИЯ ЗА СТОЛОМ... 106
БЛЕФ ПРОТИВ НЕЗАВЕРШЁННЫХ КОМБИНАЦИЙ.. 106
БЛЕФ ПРОТИВ ДВУХ И БОЛЕЕ ОППОНЕНТОВ.. 107
БЛЕФ И СТАВКИ ДО КУЧИ.. 107
БЛЕФ В СООТВЕТСТВИИ С ТИПОМ СОПЕРНИКА.. 109
БЛЕФ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИМИДЖА.. 109
РЕЗЮМЕ.. 110
ГЛАВА 19. ТЕОРИЯ ИГР И БЛЕФ.. 112
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИМЕНИТЕЛЬНО К БЛЕФУ.. 112
ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ БЛЕФА.. 115
ТЕОРИЯ ИГР И ЧАСТОТА БЛЕФА В СООТВЕТСТВИИ С ПОВЕДЕНИЕМ ОППОНЕНТОВ.. 116
РЕЗЮМЕ ПО ТЕОРИИ ИГР КАК РУКОВОДСТВУ ДЛЯ БЛЕФА.. 116
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИГР ДЛЯ ОТВЕТА НА ВОЗМОЖНЫЙ БЛЕФ.. 117
РЕЗЮМЕ.. 118
ГЛАВА 20. ПРОВОЦИРОВАНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ БЛЕФА.. 119
ИСКУССТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ... 120
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.. 120
ТОРМОЖЕНИЕ БЛЕФА.. 120
ПРОВОЦИРОВАНИЕ БЛЕФА.. 122
РЕЗЮМЕ.. 123
ГЛАВА 21. ОДИН НА ОДИН В КОНЦЕ ПАРТИИ.. 124
БЛЕФ В КОНЦЕ ПАРТИИ.. 124
ИГРА НА ПОСЛЕДНЕЙ ПОЗИЦИИ.. 125
ИГРА НА ПОСЛЕДНЕЙ ПОЗИЦИИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРОТИВНИК СКАЗАЛ ПАС.. 125
ИГРА НА ПОСЛЕДНЕЙ ПОЗИЦИИ ПОСЛЕ СТАВКИ ОППОНЕНТА.. 127
ИГРА НА ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ.. 128
ПАС-ПОДЪЁМ НА ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ.. 128
ИГРА НА СРЕДНИХ И ХОРОШИХ КОМБИНАЦИЯХ В ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ, БУДУЧИ ФАВОРИТОМ... 130
ИГРА НА РУКАХ ОТ СРЕДНИХ ДО ХОРОШИХ НА ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ, КОГДА ПРЕИМУЩЕСТВО НА СТОРОНЕ ПРОТИВНИКА 131
ИГРА В ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ НА ПРАКТИКЕ.. 133
ИГРА НА ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СИЛОЙ ВАШЕЙ РУКИ.. 136
РЕЗЮМЕ.. 136
ГЛАВА 22. ЧТЕНИЕ РУК (ИЛИ ПРОСЧЁТ КОМБИНАЦИЙ СОПЕРНИКА) 138
ЧТЕНИЕ РУК НА ОСНОВЕ ИГРЫ ПРОТИВНИКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ КАРТ.. 139
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ РУК.. 142
ЧТЕНИЕ РУК ПРИ ИГРЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПАРТНЁРАМИ.. 144
РЕЗЮМЕ.. 145
ГЛАВА 23. ПСИХОЛОГИЯ ПОКЕРА.. 146
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ.. 146
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОКЕРЕ.. 146
УРАВНИВАНИЕ НА ОСНОВЕ ТОГО, ЧТО ДУМАЕТ ОППОНЕНТ. 149
СТАВКИ НА ОСНОВЕ ТОГО, ЧТО ДУМАЕТ ОППОНЕНТ.. 150
ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МНЕНИЯ О СТИЛЕ ВАШЕЙ ИГРЫ У ПРОТИВНИКА.. 150
РЕЗЮМЕ.. 150
ГЛАВА 24. АНАЛИЗ ЗА СТОЛОМ... 152
АНАЛИЗ В ТЕОРИИ.. 152
АНАЛИЗ НА ПРАКТИКЕ.. 154
АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ОШИБКИ.. 156
РЕЗЮМЕ.. 158
ГЛАВА 25. ОЦЕНКА ИГРЫ... 159
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ИГРЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ НАСТРОЙ ПОД НЕЁ.. 159
АНТЕ И ДРУГИЕ ВЫНУЖДЕННЫЕ СТАВКИ.. 159
ПРЕДЕЛЫ СТАВОК.. 161
ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ.. 162
ПРАВИЛЬНЫЙ НАСТРОЙ СООТВЕТСТВЕННО СТРУКТУРЕ ИГРЫ.. 163
ОЦЕНКА ИГРОКОВ И НАСТРОЙКА ПОД НИХ.. 164
ИГРОКИ ЧЕРЕСЧУР СВОБОДНОГО СТИЛЯ.. 165
ИГРОКИ СЛИШКОМ ЖЁСТКОГО СТИЛЯ.. 165
ДРУГИЕ ОШИБКИ, НА КОТОРЫЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. 166
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПРАВИЛА ПОКЕРА.. 169
ПРИЛОЖЕНИЕ В. СЛОВАРЬ ПОКЕРНЫХ ТЕРМИНОВ.. 172
ПРЕДИСЛОВИЕ
В этой книге излагаются общая теория и понятия игры в покер, применимые практически для любой его разновидности от пятикарточного покера с обменом до техасского холдема. Не стоит понимать это в смысле справочника основных правил и советов, что делать на каждом шаге в различных играх. Начинающие игроки в покер иногда спрашивают: «Что бы вы сделали в данной ситуации?» На самом деле на этот вопрос нет корректного ответа, поскольку вопрос сам по себе неверен. Приближённые, полученные из опыта правила, которые рекомендуют не играть на одной карте, играть на другой и поднимать ставку на третьей, не позволят вам продвинуться дальше начальной стадии.
Правильный вопрос звучит так: «На что нужно обращать внимание в конкретной ситуации перед тем как решить, что делать?» Теория Покера как раз и рассматривает различные аспекты данного вопроса. Она анализирует все основополагающие факторы покера от структуры анте до игры на конечной стадии, когда сдана последняя карта. Автор надеется, что объясняя логику покера, книга подскажет читателю, о какого рода вещах стоит задумываться, чтобы улучшить свой уровень игры.
Для иллюстрации приведённых понятий автор использует в основном пять разновидностей данной игры: пятикарточный покер с обменом, семикарточный стад покер, холдем, лоуболл с обменом и разз или семикарточный лоуболл. Для читателей, которые, возможно, не знакомы с той или другой из этих игр, автор даёт их краткое описание в Приложении. Он также использует стандартные покерные термины, такие как flop, on board, Sixth Street, back-doorflush, и пр. Насколько возможно, он объясняет эти термины в тексте, но читатель может пользоваться Словарем Покерных Терминов в конце книги, если возникнут сомнения.
Теория Покера - это полностью переработанная, расширенная версия книги Sklansky on Poker Theory, написанной Дэвидом Склански и впервые опубликованной в Игровом Книжном Клубе Лас-Вегаса в 1978 г. Та книга была предназначена непосредственно для профессионалов. Эта же книга адресована игрокам вообще, которые знают основы, может быть, даже хорошо играют, но хотят окунуться глубже в тонкую кухню этой игры. Это не легкая книга, но внимательное изучение ее принесёт богатые плоды. N.B. Раньше эта книга называлась «Выигрышный покер».
ГЛАВА 1. ПОКЕР НЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Красота покера заключается в том, что на поверхности это игра чрезвычайно простая, а на самом деле это глубокая, богатая и предельно тонкая игра. Основные правила настолько просты, что любой может обучиться покеру за несколько минут, и новички могут даже подумать, что они уже достаточно освоились через несколько часов игры. С точки зрения профессионала кажущаяся простота, заставляющая столь многих думать, что у них уже достаточно хороший уровень, является выгодной стороной этой эстетной игры. Любителям бильярда или гольфа не требуется много времени для осознания того, что их класс не соответствует уровню окружения, а проигравшие в покер снова и снова возвращаются к карточному столу, теряя деньги и относя свои потери на счёт невезения, а не плохого качества игры.
Верно, что иногда и гению может не повезти. Возвращаясь к финальному дню чемпионата мира 1981 года по покеру, вспоминаю, что Бобби Болдуин из Талсы, штат Оклахома, значительно опережал восемь других дошедших до финала игроков. И за пару часов он проиграл две сдачи, когда его противники наменяли себе лучшую комбинацию на последней карте. Так неожиданно для всех он выбыл из чемпионата. По чистому совпадению, в обеих сдачах оппоненту Болдуина необходимо было вытянуть одну из двух оставшихся дам из 44 закрытых карт, и он получил её.
Однако для хорошего игрока типа Болдуина гораздо более естественно, чем для среднего или слабого игрока, пострадать от таких несчастливых раздач, как их иногда называют. «Я видел хороших игроков, жалующихся, что их всё время перетягивают, - сказал Болдуин после чемпионата 1981 года. - Но если они желают улучшить качество своей игры и эмоциональное состояние за столом, они должны понимать, что это мираж. Если вы классный игрок, партнёрам суждено перетягивать вас гораздо чаще, чем вы их, потому что у них комбинация должна быть хуже вашей гораздо больше раз, чем у вас против них. Нет варианта наменять комбинацию лучше кого-то, если вы не рискуете поставить все деньги на худшей руке».
Как намекает Болдуин, мастера не рассчитывают на везение. Они воюют с удачей, используя всё своё мастерство, чтобы свести элемент везения к минимуму. Полагая, что применяют лучшую (бестовую) тактику, они оставляют вариант вытянуть счастливую карту более слабым противникам. Используя бестовую тактику, они и выигрывают чаще, чем проигрывают. На длинной дистанции всем достаётся одинаковая доля хороших и плохих карт, выигрышных и проигрышных комбинаций. Начинающие игроки в покер полагаются на сильные комбинации и счастливый приход. Профессионалы же используют свой опыт для минимизации потерь на слабых руках и максимизации прибыли на сильных комбинациях. Они также лучше других способны оценить, когда сильная рука не является лучшей за столом и когда слабая рука оказывается выигрышной.
Независимо от вашего уровня игры, последующие главы познакомят вас с теорией и понятиями покера, которые устранят в вас зависимость от удачи и позволят стать мастером, полагающимся лишь на свой опыт. Прежде всего вы должны помнить, что покер - это не только фарт. Главное - это опыт и мастерство.
РАЗНОВИДНОСТИ ПОКЕРА
Покер - это универсальное название практически сотни игр, но все они классифицируются на несколько взаимосвязанных типов. Есть высший покер типа семикарточного стада и техасского холдема, в котором при вскрытии выигрывает старшая комбинация, и низший покер типа дро-лоуболла и разза, в которых главенствует низшая комбинация. Встречается также симбиоз предыдущих двух под названием хай-лоу-сплит, в котором высшая и низшая комбинации делят банк. Помимо высшего, низшего и смешанного покера, имеются и такие разновидности, как пятикарточный покер с обменом, в котором все карты закрыты, и семикарточный стад-покер, в котором некоторые карты игроков открыты для всех.
Джокеры, вайлд-карты и специальные правила могут вводиться в любую из этих игр, образуя такие вариации, как бейсбол, анаконда, равнение на королеву (Baseball, Anaconda, Follow the Queen)и еще дюжина названий, вводящих остроту в домашний покер на протяжении десятилетий. Парадоксально, но два типа игроков, обожающих такие экзотические штучки, это обычно любители, желающие богатой торговли, и охотники за этими любителями, поскольку их многолетний опыт позволяет легче, чем любителю, приспособиться к необычным правилам и незнакомому стилю игры. Однако, до того, как стать экспертом в экзотических играх, надо понять основные концепции стандартной игры.
Другое важное отличие разновидностей покера - это их структура торговли. Большинство домашних видов и тех, что играются в Лас-Вегасе, Гардене и практически везде принадлежат к игре с пределом, то есть когда лимитированы минимальная и максимальная ставки. Обычно в Лас-Вегасе в игре с небольшим пределом типа $1-$3 в семикарточном стаде нет анте, и обладатель младшей карты начинает торговлю, вступая в игру за 50 центов. В последующих кругах старшая рука на столе может пасовать или делать ставки $1, $2 или $3. В более крупной игре в Лас-Вегасе и в предельном покере с обменом в карточных залах Гардены торговля строго структурирована. В Гардене ставки удваиваются после обмена. В Лас-Вегасе они удваиваются в более поздних кругах торговли. Например, в семикарточном стаде с пределом $5-$10 есть 50-центовое анте, младшая карта начинает игру (brings it in) за $1, а на следующем круге ставки и подъёмы должны быть уже $5 - ни больше, ни меньше. С открытой парой на четырёх картах в руках игрок обычно имеет выбор ставить $5 или $10, но любой поднимающий должен подниматься на $10. После пятой, шестой и седьмой карты ставки и подъёмы должны быть $10 — независимо от того, есть ли у кого открытая пара или нет.
В других видах покера структура торговли может быть с пределом в банк или же без предела вообще. В игре с пределом в банк ставки и подъёмы могут быть любого калибра до величины размеров банка. Так, при банке в $10 кто-то может поставить $10 и быть уравненным тремя партнёрами. Последний уравнивающий может подняться на $50 - текущая величина банка. Если кто-то уравняет подъём, величина банка станет $150, так что в следующем круге первая ставка может быть любой в пределах этой величины.
В безлимитном покере игрок может поставить или подняться на любую сумму, которой располагает, в любое время. Если у него в загашнике $500, он может поставить их. Если у него перед собой $50000, он может поставить с равным успехом. Однако, за счёт такого подъёма он не может выставить из банка игрока с меньшим количеством денег. Такой игрок может просто уравняться имеющимися у него деньгами, и для оставшихся в игре образуется филиал банка. Если у игрока, который пошёл «ва-банк», лучшая рука, он может выиграть только деньги, которые уравнивал в главном банке, и лучшая рука среди оставшихся выигрывает филиал банка. (Та же система применяется в покере с пределом, когда игрок пошёл ва-банк.)
Несмотря на большое разнообразие вариантов покера - высокий и низкий, стад и дро, предельный и беспредельный, - есть внутренняя логика, объединяющая их все, а также общие принципы, понятия и теории, относящиеся к ним всем. Насколько бы человек не был знаком с правилами и методами конкретной игры, скажем, пятикарточного дро-покера, только за счёт понимания и применения фундаментальных, внутренних концепций покера сможет он уверенно продвигаться к мастерскому уровню. Принципы таких стратегических приемов, как полублеф (глава 11) и слоуплей (глава 15), в сущности такие же в пятикарточном дро-покере с пределом, как и в безлимитном холдеме, и они одинаково важны.
ЛОГИКА ПОКЕРА
Логика покера - это не только трюки и уловки. В мелкой игре хитрости и уловки иногда срабатывают, например, такой жест, как будто вы собираетесь сброситься, а затем поднимаете ставку после того, как третий играющий уравнялся. Однако даже ловкач с арсеналом уловок и трюков, не являющийся одновременно хорошим игроком, не выиграет денег в крутой борьбе. Авторы некоторых книг о покере ставят уловки во главу угла, но тут можно сказать, что они заблуждаются. Некоторые вместо трюков используют голос и разные сентенции. Они грубо пытаются вывести из себя партнёров по столу - другими словами, всяческими путями, помимо честных, стараются заграбастать чужие денежки. В мире профессионального покера Лас-Вегаса такие парни никогда не поднимаются до крупной игры, и, в конце концов, несмотря на все свои уловки и фокусы, исчезают в ночи большого города, как и многие другие прогоревшие авантюристы, зарабатывая на жизнь водителем такси.
Логика покера не чисто математическая. Знание математики покера, естественно, поможет вам сыграть лучше. Однако, математика - лишь небольшая часть логики покера, и хотя она тоже важна, но имеет отнюдь не такое значение, как понимание и использование основополагающих понятий покера.
Важно понять, что покер гораздо более труден, чем представляет себе большинство, что он может быть сложнее бриджа или нард. Эта книга имеет своей целью дать вам возможность представить глубину этой игры и сделать вас способным сопротивляться крутым конкурентам. (Очевидно, если вы научитесь нормально выступать в жёстко конкурентной борьбе, у вас не будет сложностей в лёгкой игре.) Хотя обсуждаемые концепции зачастую применимы во всех разновидностях покера, в основном они относятся к игре с пределом. С определёнными допущениями они употребимы также в безлимитном покере и в игре с пределом не выше банка (pot-limit). Однако, они не всегда применимы к таким играм, как хай-лоу-сплит, в которых двое выигрывают банк.
ЦЕЛЬ ПОКЕРА
Играете ли вы в покер с пределом в $1 на кухне или же в беспредельный покер в отеле Stardust в Лас-Вегасе, играете вы ради удовольствия или на бутерброд с икоркой, раз в неделю или каждый день, вы должны понимать, что целью игры является зарабатывание денег. Это и прибыль, и удовольствие одновременно - так устроена игра. Джек Страус, чемпион по покеру 1982 года, сказал как-то - что он обует свою родную бабушку, если она сядет с ним за стол, что в принципе представляет единственно возможное отношение, которое может быть к игре у серьёзного покериста, когда он садится за стол, придвигая к себе стопки фишек. Независимо от окружения и оппонентов, вы должны играть, как положено, чтобы выиграть деньги. Это не означает, что вы не можете себе позволить шутить или общаться во время игры, будь то на кухне или в Лас-Вегасе. Как раз наоборот: посетители игорных залов предпочитают проигрывать деньги человеку весёлому, остроумному, нежели какому-нибудь тюфяку. Однако, когда карты сданы, вы больше уже не внучек, не товарищ, не хороший парень - вы игрок.
Сказать, что покерист играет, чтобы сделать деньги, совсем не означает, что он должен выигрывать каждый банк. Конечно, вы не можете заработать, не снимая банки, но пытаться выиграть каждый банк или слишком много банков - неправильная тактика. Если вы берете $100 в одной сдаче и теряете $120, пытаясь выиграть в четырёх других, это означает, что в сумме вы проигрываете $20. Иногда вам может встретиться игра, в которой лучшей стратегией будет снимать как можно больше банков, но такие игры - исключения. В большинстве случаев ставки, которые вы сохраняете, так же важны, как и выигранные, поскольку истинной вашей целью является максимизация выигрыша при минимуме потерь. В идеале вы хотите, что выигранные банки были как можно больше, а проигранные не содержали ничего, кроме анте. Вы должны помнить, что сокращение потерь - например, за счёт того, что вы не уравниваете ставки, которые бы уравнял более слабый игрок, — весьма весомо пополняет ваш выигрыш, и обычно это сразу заметно в конце игры.
Многие игроки манкируют этим советом, насколько очевидным он бы ни казался. Они ведут себя так, как будто им во что бы то ни стало нужно выиграть банк - каждый банк. В противоположность этому, хороший игрок терпеливо ждёт нужной ситуации для съёма банка, и развивает в себе привычку сбрасываться на комбинациях, которые он считает вторыми по силе в данной партии.
Также как важно не охотиться за каждым банком, а, соответственно, и за деньгами, которые вы в него вложили, также важно сознавать, что вы играете не отдельные партии. Потому как каждая из них является элементом одной большой и долгой игры под названием жизнь (или покер в нашей жизни), Вы не можете выиграть каждый банк, каждую партию, которую вы сыграли, так же, как игрок в боулинг или гольф не может выигрывать каждый раз, каждый матч. Если вы серьёзный покерист, вы должны думать о суммарном выигрыше в конце года или месяца - или же, как иногда бывает, о суммарном проигрыше в конце года или месяца, что, естественно, вы хотели бы сократить до минимума.
Таким образом, выигрываете вы или проигрываете в какую-то конкретную ночь, само по себе не так важно, и, помимо прочего, не должно влиять на вашу игру. Легко потерять равновесие, дать волю эмоциям, сбиться с мысли, когда вы проигрываете. Однако, вы должны быть достаточно дисциплинированы, чтобы правильно разыгрывать каждую комбинацию, независимо от того, как вы себя чувствуете и что творится с вашим кошельком.
Аналогично, проигрыш или выигрыш не должен влиять на ваше решение, остаться в игре или уйти. С точки зрения делания денег единственным критерием участия в игре служит, являетесь ли вы фаворитом или потенциально потерпевшим за данным столом. Если вы значительно опережаете конкурентов (как говорят в Америке, крупный фаворит = significant favorite), значит, это хорошая игра, и надо в ней остаться; если же вы потенциально сливающий, значит, стол плохой, и надо делать ноги. Никогда не уходите из-за хорошего стола с небольшим выигрышем - только для того, чтобы обеспечить плюсовой баланс. По тому же принципу, не мучайте себя сидением за плохим столом только для того, чтобы отыграться (свести баланс к нулю).
Даже для крутых профессионалов покинуть стол, особенно когда они слили - то есть проиграли стэк,порой является непростой задачей. Пока вы крупный фаворит, оставайтесь в игре, даже если придётся вставлять зубочистки в ресницы. Но если игра приобретает такой оборот, что вы становитесь потенциально в минусе, надо уходить, проигрываете вы или выигрываете. Если вас поставили на деньги, вы должны проанализировать причины, почему это произошло. Может быть, просто не везет, а может быть, что-то другое. Не слишком ли много было игроков классом лучше, чем вы? Как насчёт мухлежа? Возможно, вы сами играли хуже, чем обычно. Может быть, вы устали или расстроены. Думаете о проигранном футбольном матче или о даме, которая оказалась «занята» последние четыре раза, когда вы ей звонили. Может быть, в голове до сих пор крутится четвёртая двойка, пришедшая партнёру, когда он убил ваш тузовый фулл? Делание денег - цель покера, а оно включает в себя экономию их в плохие ночи, когда вам не везет, также и максимальный выигрыш в хорошие дни, когда фортуна на вашей стороне. А посему не переживайте, покидая стол проигравшим. Если у вас лучшая ситуация, вы выиграете на длинной дистанции так же уверенно, как колесо рулетки несет казино золотые яички во все времена во всём мире.