Лабораторная работа № 7
Примеры применения и разрешения главных септаккордов в гармонических оборотах. Анализ особенностей соединения и голосоведения при введении второстепенных
Септаккордов в решении гармонических задач
Объем учебного времени – 4 часа
Учебная тема: Главные и второстепенные септаккорды.
Цель: практическое освоение главных и второстепенных септаккордов.
Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:
§ строение, применение, приготовление, разрешение D7 и его обращений; скачки при соединении с тоническим трезвучием;
§ строение, применение, приготовление, разрешение II7 и его обращений в К46 и D7;
§ разновидности, строение, применение, приготовление VII7 и его обращений, их разрешение (непосредственно в Т и внутрифункционально через D7 и его обращения); проходящие аккорды в окружении VII7;
§ строение, применение, приготовление, разрешение побочных септаккордов I7, III7, IV7, VI7 и их обращений.
Практические задания:
Задание 1. Запишите и исполните на музыкальном инструменте гармонические обороты в тональностях мажора и минора с 3-мя ключевыми знаками (диезами и бемолями): 1) 3/4 T – D56 | T – II7 – II56 | К46 – D6 | T ||;
2) 2/4 T – T2 | VI – II56 | К46 – D76 | T – S46 – T ||.
Задание 2. Запишите и исполните на музыкальном инструменте гармоническую последовательность в тональностях мажора и минора с 4-мя ключевыми знаками (диезами и бемолями): 3/4 T – (м.VII7)1 – ум.VII7 | D56 – T – D46 | T6 – S – II56 | К46 – D – D2 |T6 – VII6 – T | VI – II34 | К46 – D76 | T – S46 – T ||.
Задание 3.Письменно гармонизуйте следующие мелодии:
а) (c использованием D7)
б) (с использованием VII7)
в) (с использованием II7)
Задание 4. Cоставьте схемы гармонического анализа приведенных ниже фрагментов музыкальных произведений:
а)
М. Мусоргский. Слеза
Largo Andante con moto
б) М. Глинка. Разлука
Comodo
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Какие септаккорды называются главными, почему?
2. Как строится и приготавливается D7?
3. Каким образом может вводиться септима в D7?
4. Что такое полный и неполный D7?
5. Как разрешается полный и неполный D7 в T?
6. В чем особенности применения D7 в заключительной и серединной каденциях?
7. Что в мелодии чаще всего является признаком появления D7 внутри построений?
8. Как образуются и применяются обращения D7?
9. В чем особенность голосоведения при использовании проходящего D34?
10. Может ли изменяться положение септимы в D7 и его обращениях при перемещениях?
11. Какие скачки допускаются при разрешении D7 и его обращений в тоническое трезвучие?
12. Допускается ли движение противоположными и параллельными октавами в крайних голосах при разрешении D7 в заключительной каденции?
13. Каким образом это происходит?
14. Какие септаккорды являются побочными в ладу, почему?
15. Каково строение и обозначение септаккорда II ступени?
16. Как приготавливаются, разрешаются II7 и его обращения в D, К46, T и D7?
17. В каких случаях вторая ступени лада в мелодии не может гармонизоваться II7 и его обращениями, почему? Каким аккордом в этом случае можно заменить II7?
18. Где и как строится и обозначается вводный септаккорд, его виды?
19. Каким образом приготавливается VII7?
20. Как разрешается VII7: непосредственно в T и внутрифункционально через D7?
21. Каким образом чаще всего возникает диатоническая секвенция, построенная из цепочки септаккордов?
22. Как соединяются в них главные и побочные септаккорды?
Литература:
Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 89–110, 115, 138–143, 146–155, 181–187 (темы 14, 15, 16, 17 – гл.6, 21, 22, 22, 26 – гл.7, 9).