Методические указания для выполнения

Контрольной работы

Пример 8.1.Вычислить предел функции Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение. В данном примере имеем неопределенность вида Методические указания для выполнения - student2.ru .

Преобразуем выражение:

Методические указания для выполнения - student2.ru

В результате преобразований получили неопределенность вида Методические указания для выполнения - student2.ru . Для вычисления предела разделим оба многочлена на x в старшей степени, то есть на Методические указания для выполнения - student2.ru , получим

Методические указания для выполнения - student2.ru

Здесь учитывается, что Методические указания для выполнения - student2.ru .

Ответ: Методические указания для выполнения - student2.ru .

Пример 8.2.Вычислить предел функции Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение.Подставляя Методические указания для выполнения - student2.ru получим неопределенность:

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Разложим числитель и знаменатель на множители. Для этого найдем корни квадратных уравнений:

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Получим:

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Сократим на общий множитель Методические указания для выполнения - student2.ru и получим

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Ответ: Методические указания для выполнения - student2.ru

При решении примера 2 можно было воспользоваться правилом Лопиталя:

Методические указания для выполнения - student2.ru

Пример 8.3.Вычислить предел функции Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение.Подставляя Методические указания для выполнения - student2.ru получим неопределенность:

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Используя тригонометрическую формулу, преобразуем числитель в произведение:

Методические указания для выполнения - student2.ru

В результате получаем

Методические указания для выполнения - student2.ru

Здесь учитывается второй замечательный предел Методические указания для выполнения - student2.ru .

При решении примера 8.3 можно было дважды воспользоваться правилом Лопиталя:

Методические указания для выполнения - student2.ru

Пример 8.4.Вычислить производную функции

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение.Преобразуем иррациональные и дробные выражения, используя формулы

Методические указания для выполнения - student2.ru :

Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru .

Воспользуемся правилами нахождения производной и таблицей производных, получим:

Методические указания для выполнения - student2.ru

Ответ: Методические указания для выполнения - student2.ru

Пример 8.5.Вычислить производную функции Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение.Воспользуемся правилом нахождения производной от произведения двух функций

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Производная функции Методические указания для выполнения - student2.ru определяется по таблице производных, а для определения производной функции Методические указания для выполнения - student2.ru воспользуемся правилом нахождения производной от сложной функции.

Методические указания для выполнения - student2.ru .

В итоге получим

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Ответ: Методические указания для выполнения - student2.ru.

Пример 8.6.Вычислить производную функции Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение.

Воспользуемся правилом нахождения производной от частного двух функций и таблицей производных

Методические указания для выполнения - student2.ru

Ответ: Методические указания для выполнения - student2.ru

Пример 8.7.Вычислить производную функции Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение.

Воспользуемся правилом нахождения производной сложной функции и таблицей производных.

Обозначим Методические указания для выполнения - student2.ru , Методические указания для выполнения - student2.ru , тогда получим Методические указания для выполнения - student2.ru .

Методические указания для выполнения - student2.ru

Ответ: Методические указания для выполнения - student2.ru

Пример 8.8.Исследовать функцию и построить график

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение.

1) Функция определена при всех значениях Методические указания для выполнения - student2.ru кроме Методические указания для выполнения - student2.ru , то есть в интервалах Методические указания для выполнения - student2.ru .

2) График функции пересекает ось Ох в точках, в ко­торых Методические указания для выполнения - student2.ru , так как дискриминант данного квадратного уравнения Методические указания для выполнения - student2.ru , то точек пересечения с осью Оx у данной функции нет.

С осью Оу функция пересекается при Методические указания для выполнения - student2.ru , тогда Методические указания для выполнения - student2.ru . Таким образом точка (0;2) – точка пересечения с осью Оу.

3) Вертикальной асимп­тотой является прямая Методические указания для выполнения - student2.ru , так как

Методические указания для выполнения - student2.ru , Методические указания для выполнения - student2.ru .

Найдем наклонную асимптоту Методические указания для выполнения - student2.ru : Методические указания для выполнения - student2.ru

Методические указания для выполнения - student2.ru

Таким образом, Методические указания для выполнения - student2.ru - наклонная асимптота.

4) Проверим четность, нечетность функции:

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Так как Методические указания для выполнения - student2.ru , то функция не является ни четной, ни нечетной, поэтому у графика нет симметрии ни относительно оси ординат, ни относительно начала координат.

5) Найдем интервалы возрастания, убывания и точки экстремума функции.

Для нахождения точек возможного экстремума вычислим первую производную:

Методические указания для выполнения - student2.ru

Найдем критические точки, прировняв производную к нулю:

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Критические точки Методические указания для выполнения - student2.ru и Методические указания для выполнения - student2.ru . Эти точки разбивают область определения функции на четыре интервала: Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru .

Определим знаки производной на этих интервалах:

Методические указания для выполнения - student2.ru , Методические указания для выполнения - student2.ru ,

Методические указания для выполнения - student2.ru , Методические указания для выполнения - student2.ru .

Рассмотрим результаты исследования в таблице.

Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru -2 Методические указания для выполнения - student2.ru (-1;0) Методические указания для выполнения - student2.ru
Методические указания для выполнения - student2.ru + - - +
Методические указания для выполнения - student2.ru возрастает -2 Методические указания для выполнения - student2.ru убывает убывает min возрастает

6) Найдем интервалы выпуклости и точки перегиба функции.

Для определения критических точек вычислим вторую производную:

Методические указания для выполнения - student2.ru

Итак, Методические указания для выполнения - student2.ru не обращается в нуль ни в одной точке, следовательно, точек перегиба нет.

Определим знаки второй производной в области определения функции:

Методические указания для выполнения - student2.ru , Методические указания для выполнения - student2.ru

Построим таблицу:

Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru
Методические указания для выполнения - student2.ru - +
Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru

7) На основании полученных данных строим график функции (рисунок 8.1).

Методические указания для выполнения - student2.ru Рисунок 8.1 - График функцииМетодические указания для выполнения - student2.ru

Пример 8.9.На 2 товара по ценам Методические указания для выполнения - student2.ru и Методические указания для выполнения - student2.ru Сергей тратит в месяц 120 руб. Определить оптимальный выбор, если его функция полезности Методические указания для выполнения - student2.ru .

Решение.Найдем максимум функции Методические указания для выполнения - student2.ru при условии Методические указания для выполнения - student2.ru . Выразим из условия переменную x и подставим ее в функцию полезности: Методические указания для выполнения - student2.ru , Методические указания для выполнения - student2.ru .

В результате получили функцию одной переменной. Найдем ее производную и приравняем ее к нулю.

Методические указания для выполнения - student2.ru .

Критические точки Методические указания для выполнения - student2.ru и Методические указания для выполнения - student2.ru . Эти точки разбивают область определения функции на три интервала: Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru .

Определим знаки производной на этих интервалах:

Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru Методические указания для выполнения - student2.ru
Методические указания для выполнения - student2.ru - + -

Получили, что Методические указания для выполнения - student2.ru - точка максимума, Методические указания для выполнения - student2.ru . Таким образом, оптимальный выбор товаров составит 4 ед. и 8 ед.

9 Контрольные вопросы для зачета

Что нужно знать:

1.Определение функции. Область определения функции.

2.Способы задания функции.

3. Классификация функций.

4. Определение последовательности. Предел последовательности.

5.Определение предела функции.

6.Понятие бесконечно малых величин. Их свойства.

7. Понятие бесконечно больших величин. Их свойства.

8. Основные теоремы о пределах.

9. Первый и второй замечательные пределы.

10. Понятие односторонних пределов

11. Определение непрерывности функции.

12. Свойства непрерывных функций.

13. Определение точек разрыва 1 и 2 рода.

14. Определение производной функции.

15. Геометрический и физический смысл производной.

16. Понятие дифференциала.

17. Геометрический смысл дифференциала.

18. Основные правила дифференцирования.

19. Свойства дифференциала.

20. Дифференцируемость и непрерывность функции.

21. Производная сложной и обратной функции.

22. Производные высших порядков.

23. Дифференциалы высших порядков.

24. Правило Лопиталя.

25. Теорема Ферма.

26. Теорема Ролля.

27. Теорема Лагранжа.

28. Определение экстремумов функции.

29. Необходимый признак существования экстремума.

30. Достаточные признаки существования экстремума.

31. Условия постоянства, возрастания и убывания функции.

32. Признак выпуклости и вогнутости графика функции.

33. Признак точки перегиба.

34. Понятие асимптоты.

35. Способ нахождения вертикальной асимптоты.

36. Способ нахождения горизонтальной асимптоты.

37. Способ нахождения наклонной асимптоты.

38. Общая схема исследования функции.

39. Понятие функции нескольких переменных.

40. Частное приращение функции.

41. Полное приращение функции.

42. Понятие частной производной первого порядка.

43. Понятие частных производных второго порядка.

44. Полный дифференциал функции.

45. Понятие градиента функции.

46. Понятие экстремума функции двух переменных.

47. Необходимые условия экстремума.

48. Достаточные условия экстремума.

49. Понятие условного экстремума.

50. Методы нахождения условного экстремума.

Что нужно уметь:

1. Находить область определения функции.

2. Находить предел функции.

3. Раскрывать неопределенности вида Методические указания для выполнения - student2.ru .

4. Раскрывать неопределенность вида Методические указания для выполнения - student2.ru .

5. Исследовать функцию на непрерывность.

6. Находить производную функции с помощью основных правил дифференцирования.

7. Находить производную сложной функции.

8. Находить предел функции по правилу Лопиталя.

9. Находить экстремум функции.

10. Находить точки перегиба функции.

11. Находить асимптоты функции.

12. Находить частные производные.

13. Находить экстремум функции двух переменных.

14. Находить условный экстремум функции.

Наши рекомендации