И компонентов учебной деятельности

В разделе представлен модифицированный вариант методики Йрасека — Керна, поз­воляющий судить о степени зрелости моторики, восприятия непосредственно восприни­маемых предметов, мышлении, производительности и социального разлития, что позволяет определять готовность ребенка к обучению и школе. Представлено несколько методик исследования памяти, в частности, продуктивности кратковременной и долговременной памяти, объема памяти, концентрации и объема внимания, его переключения, корректирующего с работоспособностью. Несколько методик, позволяющих диагностировать речевое развитие личности: методика сформированности языкового анализа, который связывается с качеством динамики овладения и владения родным и иностранным язы­ком и служит показателем языковой работоспособности при "сознательном" его усвое­нии. Методика определения развития вероятностного прогнозирования в речи дает пред­ставление об одном из важнейших компонентов в речевой способности — умении прави­льно подбирать слова фразы, учитывая предшествующий новому высказыванию кон­текст. Методика оценки уровня внутреннего плана действий, являющегося одним из показателей сформированности учебной деятельности и методика Д.Н.Завалишиной для диагностики развития мышления.

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ РЕБЕНКА.

Цель. Определение уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Инструкции. Задания выполняются па стандартных листах бумаги. Желательно про­водить задания не за один прием.

Задание 1. Нарисовать человека.

"Возьми этот листок бумаги и нарисуй человека. Можно мальчика или девочку, дядю или тетю, кого ты хочешь".

Задание 2.

Дать ребенку лист бумаги размером 0,5 стандартного нелинованного листа, на кото­ром заранее исследователь для образца написал следующую фразу:

«Ей дан чай»

"Посмотри внимательно, как здесь, нарисовать буквы, постарайся написать их сам точно так же".

Задание 3.

Исследователь на 0,5 стандартного нелинованного листа рисует пятиугольник, состо­ящий из 10 точек и предлагает ребенку скопировать фигуру.

"Посмотри внимательно на эти точки и нарисуй их сам точно так же".

. . .

. . .

. . .

.

Анализ результатов.

1-е задание.

1 балл приписывается за нарисовавнную фигуру человека в которой есть следующие части: голова, 2 ушей, 2 глаз, брови, рот, туловище, шея, две руки по 5 пальцев, ноги в обуви, или без, нижним часть туловища отделена от верхней.

2 балла — могут отсутствовать такие детали — волосы, пальцы /или они не все/.

3 балла — может отсутствовать изображение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев.

4 балла — примитивное изображение.

5 баллов — голоногое существо.

2-е задание.

1 балл — полная схожесть бука. Буквы по размеру соответствуют образцу (или отличаются по размеру не больше чем в два раза). Заглавная буква выше строчных, между буквами выраженная связь, наклон не больше 30 градусов в право.

2 балла — изображение легко читать, но отсутствует общий наклон букв.

3 балла — правильное изображение не больше четырех букв.

4 балла — набор штрихов.

5 баллов — сумбурное изображение.

3- задание.

1 балл — полная схожесть, допускается незначительное отклонение от образца отде­льных точек или всего столбца /трех точек/. Общее изображение не должно быть уве­личенным или уменьшенным больше чем вдвоe.

2 балла — количество точек должно соответствовать образцу. Допускается отклоне­ние трех точек по вертикали или горизонтали не больше чем на половину расстояния между ними.

3 балла — общая схожесть сохраняется, но количеств точек не соответствует образ­цу. В рисунке не должно быть больше 20 или меньше 7 точек. Допускается поворот изображения на 180 градусов.

4 балла — схожесть отсутствует. Изображение состоит из отдельных точек, но они все таки находятся в определенном порядке. Размер и количество точек не соответствует образцу.

5 баллов — сумбурное изображение.

Суммарно от 3 до 5 баллов получают дети с высокой школьной зрелостью, от 5 до 9 — со средней, 11 баллов — с низкой и более 11 получают дети с отклонениями в пси­хическом развитии.

· Примечание. Данная методика является модифицированным вариантом весьма известной процедуры Йрасека — Керна. Еe выполнение ребенком дает представление об уровне психического развития мальчика или девочки дошкольного возраста: степень зрелости моторики, восприятия непосредственно воспринимаемых предметов, мышле­ния, произвольности и социального развитии. Эти задания моделируют те действия, которые наиболее распространены на уроке.

ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ

Цель. Изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.

Инструкция. Процедура исследования включает в себя четыре текста. Испытуемому предлагается за ограниченное время (тест I .— 40 секунд, тест 2 — 40 секунд, тест 3 — 10 секунд, тест 4 — I минута) запомнить соответствующий материал, соответственно для первого теста слова с их цифровыми обозначениями, для второго — цифры с их цифровыми обозначениями, дли третьего — фигуры, для четвертого нужно запомнить выделенные жирным шрифтом и пронумерованные мысли и воспроизвести их, соблю­дая также указанную в тексте последовательность. После выполнения каждого из четы­рех текстов важно делать небольшую паузу.

Материал.

Материал.

Тест 1.

1. украинец 11. масло
2. экономика 12. бумага
3. каша 13. пирожное
4. татуировка 14. логика
5. нейрон 15.стандарт
6. любовь 16. глагол
7. ножницы 17. прорыв
8. совесть 18. дезертир
9. глина 19. свеча
10. словарь 20. вишня

Тест 2.

1.43 6.72 11.37 16.6
2.57 7. 15 12. 18 17.78
3. 12 8. 44 13. 26 18.61
4. 33 9. 96 14. 56 19. 83
5.81 10.7 15.47 20.73

Тест 3.

Тест 4.

В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой —айсбергом /1 /, получил большую пробоину и стал тонуть /2/. "Спустить шлюпки!" — скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно /З/.Их хватило только на 1 половину пассажиров. "Женщины и дети — к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!" /4/ — раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду /5/. Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку /6/.И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой — то толстяк с перекошенным от страха лицом /7/. Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку /8/. Послышался негромкий сухой щелчок — это капитан выстрелил из пистолета 191. Трус упал на палубу мертвым /10/, но никто даже не оглянулся в его сторону.

Анализ результатов:

Продуктивность запоминания отдельных слов -

количество правильно воспроизведенных слов х 100

Продуктивность запоминания отдельных цифр –

количество правильно воспроизведенных цифр х 100

Продуктивность запоминания фигур –

количество правильно воспроизведенных фигур x 100

10

Продуктивность запоминания мыслей –

количество правильно воспроизведенных мыслей х 100

10

Интегральный показатель продуктивности, памяти -

сумма результатов по четырем тестом

4

Шкала оценок.

90-100 — отлично 30-50 —удовлетворительно

70-90 —очень хорошо 10-30 —плохо

50-70 —хорошо 0-10 —очень плохо

Примечание. Долговременная память проверяется через неделю без опоры на что-либо воспроизвести материал четырех тестов. Если результат "хороший" — значит дол­говременная память хорошая.

Наши рекомендации