И компонентов учебной деятельности
В разделе представлен модифицированный вариант методики Йрасека — Керна, позволяющий судить о степени зрелости моторики, восприятия непосредственно воспринимаемых предметов, мышлении, производительности и социального разлития, что позволяет определять готовность ребенка к обучению и школе. Представлено несколько методик исследования памяти, в частности, продуктивности кратковременной и долговременной памяти, объема памяти, концентрации и объема внимания, его переключения, корректирующего с работоспособностью. Несколько методик, позволяющих диагностировать речевое развитие личности: методика сформированности языкового анализа, который связывается с качеством динамики овладения и владения родным и иностранным языком и служит показателем языковой работоспособности при "сознательном" его усвоении. Методика определения развития вероятностного прогнозирования в речи дает представление об одном из важнейших компонентов в речевой способности — умении правильно подбирать слова фразы, учитывая предшествующий новому высказыванию контекст. Методика оценки уровня внутреннего плана действий, являющегося одним из показателей сформированности учебной деятельности и методика Д.Н.Завалишиной для диагностики развития мышления.
ДИАГНОСТИКА ОБЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ РЕБЕНКА.
Цель. Определение уровня готовности ребенка к обучению в школе.
Инструкции. Задания выполняются па стандартных листах бумаги. Желательно проводить задания не за один прием.
Задание 1. Нарисовать человека.
"Возьми этот листок бумаги и нарисуй человека. Можно мальчика или девочку, дядю или тетю, кого ты хочешь".
Задание 2.
Дать ребенку лист бумаги размером 0,5 стандартного нелинованного листа, на котором заранее исследователь для образца написал следующую фразу:
«Ей дан чай»
"Посмотри внимательно, как здесь, нарисовать буквы, постарайся написать их сам точно так же".
Задание 3.
Исследователь на 0,5 стандартного нелинованного листа рисует пятиугольник, состоящий из 10 точек и предлагает ребенку скопировать фигуру.
"Посмотри внимательно на эти точки и нарисуй их сам точно так же".
. . .
. . .
. . .
.
Анализ результатов.
1-е задание.
1 балл приписывается за нарисовавнную фигуру человека в которой есть следующие части: голова, 2 ушей, 2 глаз, брови, рот, туловище, шея, две руки по 5 пальцев, ноги в обуви, или без, нижним часть туловища отделена от верхней.
2 балла — могут отсутствовать такие детали — волосы, пальцы /или они не все/.
3 балла — может отсутствовать изображение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев.
4 балла — примитивное изображение.
5 баллов — голоногое существо.
2-е задание.
1 балл — полная схожесть бука. Буквы по размеру соответствуют образцу (или отличаются по размеру не больше чем в два раза). Заглавная буква выше строчных, между буквами выраженная связь, наклон не больше 30 градусов в право.
2 балла — изображение легко читать, но отсутствует общий наклон букв.
3 балла — правильное изображение не больше четырех букв.
4 балла — набор штрихов.
5 баллов — сумбурное изображение.
3- задание.
1 балл — полная схожесть, допускается незначительное отклонение от образца отдельных точек или всего столбца /трех точек/. Общее изображение не должно быть увеличенным или уменьшенным больше чем вдвоe.
2 балла — количество точек должно соответствовать образцу. Допускается отклонение трех точек по вертикали или горизонтали не больше чем на половину расстояния между ними.
3 балла — общая схожесть сохраняется, но количеств точек не соответствует образцу. В рисунке не должно быть больше 20 или меньше 7 точек. Допускается поворот изображения на 180 градусов.
4 балла — схожесть отсутствует. Изображение состоит из отдельных точек, но они все таки находятся в определенном порядке. Размер и количество точек не соответствует образцу.
5 баллов — сумбурное изображение.
Суммарно от 3 до 5 баллов получают дети с высокой школьной зрелостью, от 5 до 9 — со средней, 11 баллов — с низкой и более 11 получают дети с отклонениями в психическом развитии.
· Примечание. Данная методика является модифицированным вариантом весьма известной процедуры Йрасека — Керна. Еe выполнение ребенком дает представление об уровне психического развития мальчика или девочки дошкольного возраста: степень зрелости моторики, восприятия непосредственно воспринимаемых предметов, мышления, произвольности и социального развитии. Эти задания моделируют те действия, которые наиболее распространены на уроке.
ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ
Цель. Изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.
Инструкция. Процедура исследования включает в себя четыре текста. Испытуемому предлагается за ограниченное время (тест I .— 40 секунд, тест 2 — 40 секунд, тест 3 — 10 секунд, тест 4 — I минута) запомнить соответствующий материал, соответственно для первого теста слова с их цифровыми обозначениями, для второго — цифры с их цифровыми обозначениями, дли третьего — фигуры, для четвертого нужно запомнить выделенные жирным шрифтом и пронумерованные мысли и воспроизвести их, соблюдая также указанную в тексте последовательность. После выполнения каждого из четырех текстов важно делать небольшую паузу.
Материал.
Материал.
Тест 1.
1. украинец | 11. масло |
2. экономика | 12. бумага |
3. каша | 13. пирожное |
4. татуировка | 14. логика |
5. нейрон | 15.стандарт |
6. любовь | 16. глагол |
7. ножницы | 17. прорыв |
8. совесть | 18. дезертир |
9. глина | 19. свеча |
10. словарь | 20. вишня |
Тест 2.
1.43 | 6.72 | 11.37 | 16.6 |
2.57 | 7. 15 | 12. 18 | 17.78 |
3. 12 | 8. 44 | 13. 26 | 18.61 |
4. 33 | 9. 96 | 14. 56 | 19. 83 |
5.81 | 10.7 | 15.47 | 20.73 |
Тест 3.
● | ◊ | ▼ | ▌ | ▀ | ▐ | ▄ | ◘ | ▲ | ◊ |
Тест 4.
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой —айсбергом /1 /, получил большую пробоину и стал тонуть /2/. "Спустить шлюпки!" — скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно /З/.Их хватило только на 1 половину пассажиров. "Женщины и дети — к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!" /4/ — раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду /5/. Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку /6/.И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой — то толстяк с перекошенным от страха лицом /7/. Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку /8/. Послышался негромкий сухой щелчок — это капитан выстрелил из пистолета 191. Трус упал на палубу мертвым /10/, но никто даже не оглянулся в его сторону.
Анализ результатов:
Продуктивность запоминания отдельных слов -
количество правильно воспроизведенных слов х 100
Продуктивность запоминания отдельных цифр –
количество правильно воспроизведенных цифр х 100
Продуктивность запоминания фигур –
количество правильно воспроизведенных фигур x 100
10
Продуктивность запоминания мыслей –
количество правильно воспроизведенных мыслей х 100
10
Интегральный показатель продуктивности, памяти -
сумма результатов по четырем тестом
4
Шкала оценок.
90-100 — отлично 30-50 —удовлетворительно
70-90 —очень хорошо 10-30 —плохо
50-70 —хорошо 0-10 —очень плохо
Примечание. Долговременная память проверяется через неделю без опоры на что-либо воспроизвести материал четырех тестов. Если результат "хороший" — значит долговременная память хорошая.