Организация и методика исследования

Цель исследования: изучить особенности элементарных математических знаний детей с ЗПР шестилетнего возраста в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Задачи исследования:

1. определить критерии обработки результатов констатирующего эксперимента, экспериментальную методику обследования, которая бы отвечала особенностям развития старших дошкольников в системе формирования математических представлений.

2. Выявить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет МКДОУ детский сад №…, МКДОУ детский сад №… г. Дзержинска. Из которых 10 человек составили группу с нормативным развитием и 10 с ЗПР. Исследование проводилось в индивидуальной форме. Время обследования одного ребенка 20-35 минут.

Для исследования использовались специально составленные задания на основе математического материала. Математические задания для детей с ЗПР составлялись с опорой на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и программу С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Для обработки результатов констатирующего эксперимента использовались следующие критерии:

1балл – ребенок не приступает к выполнению задания или действует случайным образом; не воспринимает помощи со стороны; не понимает смысл задания; демонстрирует крайне низкий уровень ЗУН, они неправильны, искажены или отсутствуют – уровень ниже низшего;

2балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; постоянно требуются наводящие вопросы, а иногда и прямые подсказки, если он допускает много ошибок и не замечает их, а качество и объем знания значительно снижен - низкий уровень;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания; допускает неточности и небольшое количество ошибок; воспринимает помощь со стороны, может применить ее для выполнения задания; по объему и качеству ЗУН условно приближен к норме – средний уровень;

4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно – высокий уровень.

Для характеристики вычислительных навыков у испытуемых

исследовательских групп детям предъявлялись задания по разделу

Количество и счет

Задание №1 Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного (игра «Не ошибись»)

- считай по одному и дальше;

- считай в обратном порядке, до одного;

- считай от двух до шести;

- от семи до четырех.

Задание№2 Умение считать по порядку (игра « В какой коробке шары?»)

Задание№3 Умение сосчитать группу однородных предметов и обозначить числом (игра «Сделай так. как я скажу»)

- сосчитай, сколько кругов;

- покажи четыре круга;

- сосчитай, сколько всего кубиков,

- покажи шесть кубиков.

Задание№4 Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения (игровое упражнение «Посчитай, сколько»)

- сосчитай круги сверху вниз;

-сосчитай круги слева направо;

- сосчитай, сколько всего кругов (вразброс).

Задание№5 Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений (Игровое упражнение «Веселый счет»)

- сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытыми глазами);

- сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов;

- хлопни в ладоши пять раз;

- сосчитай, сколько шагов я сделаю до двери

Задание №6 Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше - меньше, одинаково, на сколько больше – меньше (Игровое упражнение « Что изменилось?»)

- "где кубиков больше? где меньше?" (предъявлялись четыре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елочек);

-"чего больше на картинках - яблок или груш? Груш или лимонов?
Чего меньше?"

- на сколько больше груш, чем яблок?

- на сколько меньше лимонов, чем груш?

Задание№7 Умение уравнивать неравночисленные группы предметов (4 и 5)

- сделай так, чтобы палочек и кубиков стало поровну;

-как по-другому можно сделать так, чтобы предметов стало поровну?

- сосчитай, сколько шагов я сделаю до двери

Задание №8 Выявление знаний цифр от 1 до 10 («Разложи по порядку», «Какой цифры не стало»).

Задание №9 Умение в соотнесении числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов (игра «Картинке свою цифру»).

Задание№10

1. Умение присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10(игра « Сколько вместе?»

- сосчитай, сколько будет;

2+1 3 -1 7+1 6 - 1

4 +1 5 -1 9+1 10-1

2. Умение выполнять сложений и вычитание в пределах 5 и 10 - с опорой на наглядный счетный материал и без нее.

3 + 2 6 + 3

4 - 2 8 - 4

5 - 3 10 - 3

Задание 11 Умение решении простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания (игры: «Проверь себя», «Помогай-ка»)

Задачи:

I. На нахождение суммы:

-"На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько
стало птичек?"

2. На нахождение остатка;

-"На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек
осталось?"

Сформированность сенсорных эталонов по разделам:

Геометрические фигуры

Задание №1Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал (игра « Помоги Незнайке»)

- как называется эта фигура?

В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имеющегося набора:

- покажи треугольник;

- найди, где овал.

Размер предметов

Задание №2Умение сравнивать предметы различной величины (игровое упражнение «Поручение»). Овладение понятиями: большой - маленький, высокий – низкий,
длинный - короткий, толстый - тонкий, широкий - узкий; сравни эти две ленты по длине: какая это лента?; сравни эти деревья по высоте; сравни две полоски по ширине: какая это полоска?; сравни два круга по размеру. В случае неточного называния признака ребенку предлагалось
показать предмет с заданным свойством: "покажи высокое дерево"; «покажи короткую ленту», «покажи тонкое бревно".

Пространственные и временные понятия в соответствии с таким же названием разделов в программах

Задание№1 Умение показать правую и левую руку у себя:
- какая это рука - правая или левая?;

- покажи свою правую (левую) руку.

Задание№2 Умение показать правую и левую руку у собеседника.

Задание№3 Умение ориентироваться на листе бумаги (игра «Положи верно»):

положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).

Задание №4. Выявление знаний о днях недели, частях суток («Когда это бывает?», «Живая неделя»).

Задание №5 Умение различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера (игры: «Трик – трак, что не так?», « Что раньше»?).

2.2 Результаты экспериментального исследования

Вычислительные навыки

Задание№1Детям предлагалось воспроизвести числовой ряд в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного.

Дети с нормальным уровнем интеллекта безошибочно и легко называли числа от единицы до десяти. 90% умели считать и дальше, 30% детей без ошибок считали до ста. Несколько человек допустили ошибки при назывании круглых десятков. Все дети правильно называли числа от десяти до одного. 80% детей без ошибок справились со счетом от заданного числа до заданного. Две девочки (20%) допустили ошибку. В прямом порядке назвали числа 90% детей с нормативным развитием, в обратном порядке – 80%.

Таблица 1

Наши рекомендации