Развитие слухового восприятия. В течение года дети должны научиться:
В течение года дети должны научиться:
самостоятельно надевать и снимать индивидуальный слуховой аппарат, включать и выключать его, проверять, работает ли он (слушая свой голос при произнесении слогосочетаний типа папапа и слов);
устанавливать регуляторы громкости на стационарной аппаратуре и в индивидуальном слуховом аппарате в положение, соответствующее подобранному педагогом усилению;
различать на слух и воспроизводить высокие и низкие звуки (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным слуховым аппаратом); источник звука: пианино, дудка, гармоника, голос (звуки и слоги, произносимые высоким и низким голосом); способ воспроизведения детьми: движение руки с одновременным произнесением звуков, произнесение звуков и слогов низким и высоким голосом без движений, игра на звучащих игрушках с произнесением звуков и слогов;
различать на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах 4 (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); источник звука: см. программу II года обучения; способ воспроизведения детьми: показ соответствующего количества предметов, пальцев; произнесение соответствующего количества слогов; отхлопывание; отстукивание количества звучаний с одновременным произнесением слогосочетаний, называние числа; игра на звучащих игрушках с произнесением слогосочетаний;
различать на слух и воспроизводить 2 — 3-сложные ритмы:
/ / / / /
ÈÈ,ÈÈ,ÈÈÈ,ÈÈÈ,ÈÈÈ
(с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); источник звука: барабан, бубен, дудка, пианино, металлофон, голос (сло-госочетания типа: ПАпа, паПА, паПАпа); способ воспроизведения детьми: дирижирование; отхлопывание; отстукивание, игра на барабане и бубне, с одновременным произнесением ритма слогосочетаний, произнесением слогов типа таТА, ТАтата без движений;
различать на слух при прослушивании пластинок голоса птиц и животных при выборе из 3—5 (для детей с легкой и средней тугоухостью — при большем выборе) (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); примерный речевой материал: голоса собаки, коровы, овцы, петуха, кукушки, цыпленка, гуся, вороны и др.;
различать на слух речь и пение в исполнении педагога и в грамзаписи (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);
различать на слух марш и вальс, вальс и польку, исполняемые в умеренно быстром темпе, при прослушивании игры педагога на пианино или другом музыкальном инструменте и пластинок (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); способ воспроизведения детьми: соответствующие движения для детей с тяжелой тугоухостью— со II полугодия;
различать на -слух и воспроизводить темп и громкость звучания {с индивидуальным слуховым аппаратом- и без него): НАНАНА, нанана, Н_А_Н_А_Н__А_, н_а_н__а__н_а_ и слова; способ воспроизведения детьми: движения соответствующего темпа и амплитуды и игра на звучащих игрушках с одновременным произнесением слогосочетаний, произнесение слогов и слов в соответствующем темпе и громкости без движений — со II полугодия;
различать при выборе из 10 и более речевых единиц и опознавать на слух знакомый по звучанию материал (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); примерный речевой материал: название игрушек, продуктов питания, одежды и обуви, животных и растений, частей тела, членов семьи, помещений детского сада, чисел от 1 до 5 и т. п.; красный (синий, желтый, зеленый) карандаш (бумага, мяч, шар, квадрат, круг и т. п.); большой (маленький) самолет (дом, треугольник, мальчик и т. п.); Где мама? Как тебя (маму, папу и т. п.) зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? У кого мяч (шар, матрешка)? Сколько грибов (рыбок, шаров)? Какого цвета платок (кубик, мяч)? Какой формы мяч (...)? Чей фартук (...)? Какая сегодня погода? Кто заболел? Кого нет? Где живет мишка (собака, лиса)? Летите, как самолет (бабочка). Прыгай(те), как мяч (зайка). Беги(те), как лошадка. Нарисуй(те) мяч (чашку, дом). Пей(те) чай (молоко, компот). Ешь (те) яблоко (булку, суп, кашу). Посмотри в окно. Принеси(те) лопату (бумагу). Дай(те) (возьми, убери, попроси, покажи) собаку (чашку, пальто, молоко). Покажи у мишки (у собаки) лапы, (хвост, уши). Покажи(те) у мальчика (девочки, у меня) уши (живот, нос). Будет заниматься Вова, позови Вову. Возьми два шара (три гриба), возьми столько же грибов и т. п.;
различать и опознавать на слух (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него) знакомые по звучанию фразы и словосочетания с некоторыми изменениями: а) с инверсиями: по реке плывет лодка — лодка плывет по реке — плывет лодка по реке; красивая шапка — шапка красивая и т. п.; б) с увеличением и сокращением слов: ребята играют — ребята играют на улице (в мяч, в прятки) и т. п.;
распознавать на слух (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него) знакомые по содержанию и грамматическому оформлению наиболее употребительные слова, словосочетания и фразы из различных разделов программ (а в дальнейшем — различать и опознавать их на слух);
распознавать на слух тексты из 3—4 предложений по сюжетной картинке: а) знакомые тексты; б) новые тексты; различать и в дальнейшем опознавать на слух слова, словосочетания и фразы из текста; отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту, воспринятые на слух (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);
опознавать на слух (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него) знакомые детские стихи и песенки (не менее 4).
Дети с легкой и средней тугоухостью дополнительно должны уметь:
различать на слух при прослушивании пластинок инструментальную и вокальную музыку и речь: музыка—речь, музыка—пение, пение — речь, музыка — пение — речь (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); со II полугодия;
различать на слух звучание мужского и женского голоса при прослушивании грамзаписей (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); со II полугодия;
распознавать и в дальнейшем различать и опознавать на слух малознакомые и незнакомые слова (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);
различать и в дальнейшем опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, включая малознакомые и незнакомые по новым сюжетным картинкам; отвечать на вопросы и выполнять задания по данной картинке, воспринятые на слух (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него).
В течение года дети с легкой и средней тугоухостью должны научиться воспринимать на слух не менее 150—160 новых речевых единиц, дети с тяжелой тугоухостью — не менее 110—130.
Обучение произношению
Задачи работы на III году обучения:
активизировать самостоятельное устное общение детей со взрослыми и детьми;
продолжать формировать умение произносить слова в нормальном темпе, с сохранением их звуко-слогового состава, ударения и соблюдением норм орфоэпии;
совершенствовать навык произнесения в нормальном темпе коротких фраз;
формировать умение делить фразу на синтагмы;
учить произносить в речи не менее 20 звуков (включая усвоенные ранее), а также йотированные гласные + ай, ой, уй;
продолжать учить детей выделять логическое ударение и выражать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации в сопряженной и отраженной речи, а по возможности и в самостоятельной речи;
учить детей произносить безударные о как а, э как и, оглушать в конце слова звонкие согласные, произносить окончания ого, его как ова, ева..(Орфоэпическое произношение часто используемых в речи слов и словосочетаний типа сегодня, праздник, у кого и т. п. специально отрабатывается с первого года обучения.
К концу года дети должны уметь:
самостоятельно произносить слова слитно, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с соблюдением звуко-слоговой структуры слова и норм орфоэпии — не менее 400 слов (включая слова, усвоенные ранее);
самостоятельно произносить слитно, в нормальном темпе, с выделением логического ударения короткие фразы; распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз (по указанию педагога); фразы типа: Девочка нарисовала дом. Мальчик кормит рыбок (белку). Как я слушала (говорила)? — Я слушала и говорила хорошо (плохо). Сегодня хорошая погода. Ира катается на велосипеде (на санках). Тетя Оля, покажите, пожалуйста, что там? Что мы будем делать? — Сначала будем заниматься, а потом будем играть. У кого кубики? — У меня кубики. Почему плачет Лена?— Лена плачет, потому что у нее болит живот. Мне пять лет. Можно взять куклу? Петя заболел. Кто сегодня дежурный? — Сегодня дежурный Рома. Волк живет в лесу;
произносить в словах, словосочетаниях и фразах не менее 20 звуков (а, о, у, и, э, ы, п, б, м, в, ф, т, д, н, л, р, с, ш, к, х) и 4 йотированных гласных (я, ю, е, ё);
в сопряженной и отраженной речи (а по возможности и в самостоятельной) выделять логическое ударение и выражать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации;
соблюдать нормы орфоэпического произношения (безударное о и э, оглушение звонких согласных и др.) в сопряженной и отраженной речи, а также в самостоятельной при произнесении хорошо знакомого речевого материала, при чтении с опорой на надстрочные знаки типа: а, и, п,ава
о э б ого и т.п.
IV год обучения