Тема 1. Возникновение науки и основные ступени ее исторической эволюции
1. Проблема генезиса науки и критерия периодизации науки.
2. Донаучное знание и его особенности. Понятие преднауки.
3. Рождение античной науки.
1. Проблема генезиса науки и критерия периодизации науки.
Наука - сверхсложная система знаний, которая работает с абстрактными идеальными объектами познания, включает в себя способы и правила проверки полученных знаний.
Наука - вид познавательной деятельности по выработке, систематизации новых знаний, проверки, с целью получения эффективного результата.
Наука - это определенный социальный институт.
Критерии научности знаний:
1. Доказательство связанное с рациональностью знания. Знание о законах, закономерностях.
2. Проверяемость и повторяемость результатов научного познания.
3. Систематичность научного знания. Включает в себя необходимость логического вывода знания.
4. Объектом научного знания выступают не сами явления реального мира, а аналоги этих явлений, т.е. идеализированные объекты.
Точки зрения возникновения науки:
1 точка зрения. Древнейшая. Наука возникает вместе с возникновением древнейшего общества. (Древний Китай, Египет, Вавилон и тд)
2 точка зрений. Античная. Зарождение науки относят к культуре Древней Греции. В Древней Греции существовала полисная форма социального устройства: Греция делилась на множество государств со своей конституцией. Были созданы первые светские философские школы: академия Платона. Далее возникает "Ликей" - школа ученика Платона Аристотеля. Возникает теоретическое знание.
3 точка зрения. Наука возникла в 17 веке. Технологическая цивилизация.
Всякая ли цивилизация рождает науку? 2 позиции.
1. Дж. Бернал и востоковеды считают, что Всякая цивилизация рождает науку. Аргументы: всякая наука предполагает письменность, систематизацию знаний
2. не всякая цивилизация рождает науку…
Гносеология - теория познания. Субъект познания (индивидуальный и коллективный) и объект познания (природа, общество и человек)
В.С. Степин описывает 2 этапа возникновения науки: преднаука и наука
Различаются методами построения знаний
1. Преднаука - обобщение результатов наблюдения (эмпирического опыта)
2 Наука - создается система теоретических постулатов, из них выделяются следствия и поверяются опытным путем
Этапы науки:
1. классическая наука 17-19 вв. Направлена на полное очищение объекта от субъекта.
2. неклассическая наука 19в.-первая половина 20в. Меняется мнения о средствах познания. Устанавливает связь между знанием об объекте и теми средствами познания, которые мы используем.
3. постнеклассическая вторая половина 20 века по настоящее время. Интегрирует научное знание с ценностным миром субъекта познания.
Этапы исторической эволюции развития науки, 6 этапов:
1. преднаука до 6 века до н.э.
2 античная наука 6в. до н.э. - 3 век нашей эры
3. средневековая 3-17 вв. н.э.
4. классическая 17-19 вв.
5. неклассическая 19в.-первая половина 20в.
6. постнеклассическая 20в.-наст вр
2. Донаучное знание и его особенности. Понятие преднауки.
1. Преднаука и наука предполагает высокий уровень развития письменности.
2. Преднаучное и научное знание предполагает наличие понятий, а не образов.
3. Определенная систематизированность знаний присуща преднауке, но это не системность. Системные знания предполагают систему теоретических построений, носящих характер идеальных объектов, функционирующих по своим специфическим законам. Поэтому преднаучное знание не является доказательным, в отличии от научного.
И наука и преднаука связаны с образовательным процессам.
Отличия преднауки от науки:
1. вся преднаука носит утилитарный характер - все это знание служит для реализации практических целей.
2. преднаука догматична, она направлена на воспроизводство знания, а не на то, чтобы получать новое знание.
3. преднаука не является социальным институтом.
4. преднаука синкретична (целостна)
3. Рождение античной науки
Первые древнегреческие мыслители (Фалес, Пифогор, Максимандр, Максимен) перешли к системе теоретических знаний, которые предполагали построение логически связанных и согласованных систем знания.
Особенности античной науки:
-Все их теории не носили утилитарного характера
-Искали первопричины: космоса, бытия
- Впервые дается светская философская школа: принимается любой человек, который способен учиться
П.П. Гайденко
1 программа, выработанная в античной культуре - математическая (Платон, Пифагор)
Пифагор: мы можем познать природу только с помощью математики. вся структура космоса познается с помощью математики. Математическое и философское знание обладают близостью.
Демокрит: атомистическая (атом, неделимый)
В космосе нет ничего, кроме атомов, движущихся в темноте
Все в мире происходит на основе необходимости , с причиной. Случайность - это результат нашего незнания причины
Принцип детерминизма, закон причинности первым сформулировал Демокрит
Аристотель - континуалисская (континимум, непрерывность) программа
- В космосе существует непрерывное движение.
- Органистический взгляд на мир: 1. Земля это неподвижный центр вселенной 2.
- У каждого явления природы есть своя цель, природа выступает не как система, а единый организм
4 первопричины бытия:
1. формальная причина (сущность, суть бытия)
2. материальная (субстрат) (из чего)
3. целевая (то, ради чего)
4. первопричинная (откуда начало движения)
Аристотель делит науки на:
Теоритические науки ( математика, физика, философия (метофизика)
Практические науки ( экономика, этика, творческие(грамматика, поэзия и тд))
Цель наук: знания, ради знаний.
Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.
Он сформулировал логические законы:
1. закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
2. закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
3. закон исключённого третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».
Эллинистическая эпоха.
Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до н. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).
Проиходит описание флоры, фауны
Была построена первая математическая теория
Открытия в области астрономии, физиологии,
Основные черты античной культуры:
1. созерцательность
2. неразрывная связь с философией
3. открытость, стремление к доказательности, системности знаний