Учебники и учебные пособия. 1. Возникновение науки и техники, основные стадии их исторической эволюции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

1. Возникновение науки и техники, основные стадии их исторической эволюции.

2. Истоки зарождения и становления науки в Древнем мире.

3. Традиции и особенности развития науки в Средневековье

4. Основные тенденции развития научной мысли в эпоху Возрождения. Исторические и духовные основания развития науки в XVII-XVIII веках

5. Факторы развития науки в XIX-XX в.в.

6. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.

7. Формирование научных дисциплин естественнонаучного и технического циклов: исторические сведения и историко-логические реконструкции.

8. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания

9. Современная наука и её особенности.

10. Методы эмпирического познания

11. Методы теоретического познания

12. Формы и уровни научного знания

13. Принципы классификации научного знания

14. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

15. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.

16. Позитивистская традиция в философии науки.

17. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

18. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

19. Ценность научной рациональности.

20. Осо6енности научного познания.

21. Наука и философия.

22. Наука и искусство.

23. Наука и обыденное познание.

24. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

25. Предпосылочная природа познания. Структура эмпирического знания.

26. Предпосылочная природа познания. Структура теоретического знания.

27. Основания науки Структура оснований.

28. Динамика науки как процесс порождения нового знания

29. Научные традиции и научные революции.

30. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

31. Основные модели развития науки и их критический анализ: кумулятивизм - антикумулятивизм, прогрессизм - антипрогрессизм, интернализм — экстернализм.

32. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

33. Постнеклассическая наука и ситуация постмодернизма. Главные характеристики современной - постнеклассической науки.

34. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

35. Научная рациональность и проблема диалога культур.

36. Наука и экономика.

37. Наука и власть.

38. Проблема государственного регулирования науки. Проблема секретности и закрытости научных исследований.

39. Философия как интегральная форма научных знаний.

40. Личностное неявное знание субъекта.

41. Диалектика теоретического и практического (нравственного) разума.

42. Оценочные суждения в науке и «ценностная нейтральность» в социальном исследовании.

43. Вненаучные критерии научного познания: принципы красоты и простоты в научном познании.

44. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни.

45. Проблема истинности и рациональности научного знания.

46. Объяснение — функция теории, природа и типы объяснений. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки.

47. Язык и речь, их место и роль в познании.

48. Предвидение как «жизненный смысл» науки. Методы и формы предвидения.

Рекомендуемая основная литература

1. Ф.Бэкон «Новый Органон»

2. Вебер М. Избранные произведения. М.. 1990.

3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.. 1978.Р.Декарт «Рассуждение о методе»

4. И.Пригожин, И.Стенгерс «Порядок из хаоса»

5. К. Поппер «Логика и рост научного знания»

6. И.Лакатос «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»

7. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.. 1985.

8. Кун Т. Структура научных революций. М.. 2001.

9. Л.Мэмфорд «Техника и природа человека»

10. Х.Ортега-и-Гассет «Что такое философия», лекция 3.

11. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

12. П.Фейерабенд «Против метода»

13. М.Хайдеггер «Вопрос о технике»

14. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII в.в.) М., 1987.

15. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

16. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

17. Степин В.С. Теоретическое знание. Сьруктура. Историческая эволюция. М., 2000.

18. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

19. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

20. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

21. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М., 1998.

22. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.. 1988.

23. Традиции и революции в развитии науки. М.. 1991.

24. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М.. 1996

Учебники и учебные пособия

1. Ильин В.В. Философия науки. М., 2003.

2. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д. 2004.

3. Мамчур Е.А. и др. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997.

4. Томсон М. Философия науки. М., 2003.

Наши рекомендации