Алгоритм симплексного метода

Включает следующие шаги:

1 шаг. Составление первого опорного плана.

Система ограничений задачи задана в виде системы неравенств. Перейдём от системы неравенств к системе уравнений путём введения неотрицательных дополнительных переменных, т.е. приведём математическую модель задачи к каноническому виду. Вектор-столбцы при этих переменных представляют собой единичные векторы и образуют базис, а соответствующие им переменные называются базисными:

Алгоритм симплексного метода - student2.ru где xj – свободные переменные, xh+i - базисные переменные.

Решаем эту систему относительно базисных переменных:

Алгоритм симплексного метода - student2.ru

а функцию цели перепишем в виде:

Алгоритм симплексного метода - student2.ru

Полагая, что основные переменные x1= x2= x3=…= xn=0, получим первый опорный план

Алгоритм симплексного метода - student2.ru

Заполняем первую симплексную таблицу, которая состоит из коэффициентов системы ограничений и свободных членов. Последнюю индексную строку заполняем коэффициентами целевой функции, взятыми с противоположными знаками.

2 шаг. Проверка плана на оптимальность.

Если все коэффициенты индексной строки симплексной таблицы первого плана Алгоритм симплексного метода - student2.ru при решении задачи на максимум неотрицательны, то план Алгоритм симплексного метода - student2.ru , является оптимальным и задача решена. Если найдётся хотя бы один отрицательный коэффициент в индексной строке, то план Алгоритм симплексного метода - student2.ru - не оптимальный и его можно улучшить.

3 шаг. Определение ведущего столбца, ведущей строки, разрешающего элемента.

Из отрицательных элементов индексной строки выбираем «наихудший» (наибольший по абсолютной величине), он определяет ведущий столбец (заштриховать), который показывает, какая переменная на следующей итерации перейдёт из свободных в базисные.

Затем элементы столбца свободных членов Алгоритм симплексного метода - student2.ru симплексной таблицы делим на соответствующие положительные элементы ведущего столбца.

Введём дополнительный столбец Алгоритм симплексного метода - student2.ru , в который запишем результаты данного деления. Минимальное значение столбца Алгоритм симплексного метода - student2.ru определяет переменную Алгоритм симплексного метода - student2.ru , которая на следующей итерации выйдет из базиса и станет свободной.

На пересечении ведущего столбца и ведущей строки находится разрешающий элемент (выделяем кружком).

4 шаг. Построение нового опорного плана.

Строим новую таблицу плана Алгоритм симплексного метода - student2.ru . Для этого все элементы ведущей строки делим на разрешающий элемент, результаты заносим в новую таблицу. Заполняем базисные столбцы. Остальные элементы нового плана находим по правилу «прямоугольника»:

Алгоритм симплексного метода - student2.ru Алгоритм симплексного метода - student2.ru Алгоритм симплексного метода - student2.ru Алгоритм симплексного метода - student2.ru Алгоритм симплексного метода - student2.ru Алгоритм симплексного метода - student2.ru Алгоритм симплексного метода - student2.ru А РЭ Алгоритм симплексного метода - student2.ru

       
  Алгоритм симплексного метода - student2.ru   Алгоритм симплексного метода - student2.ru
 

Алгоритм симплексного метода - student2.ru НЭ(СЭ) В

где НЭ – новый элемент, СЭ – старый элемент, РЭ – разрешающий элемент, А и В – элементы старого плана, составляющие диагональ, противоположную диагонали СЭ-РЭ.

5 шаг. Проверка на оптимальность нового плана.

План Алгоритм симплексного метода - student2.ru проверяется на оптимальность в соответствии с шагом 2, делается вывод об оптимальности второго плана Алгоритм симплексного метода - student2.ru или, в противном случае, улучшение плана Алгоритм симплексного метода - student2.ru продолжается аналогично до тех пор, пока в индексной строке не останется отрицательных коэффициентов.

Наши рекомендации