Второй учебный вопрос (70 мин).

I. Цели и задачи занятия

1. Выработать навыки исследования графика функции на выпуклость и нахождение точек перегиба.

2. Воспитывать у обучающихся стремление к углубленному освоению материала по теме занятия, расширению профессионального кругозора, обучению методам самостоятельной работы с первоисточниками и учебными материалами.

3. Проверить качество усвоения обучающимися учебного материала.

II. План проведения и расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Выпуклость графика функции и точки перегиба. 2. Исследование функций. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

III. Учебно-материальное обеспечение

Классная доска, раздаточный материал, плакат с таблицей производных, планшет, видеопроектор, экран.

IV. Методические материалы

К проведению практического занятия

Во вводной части занятия (5 мин) после объявления темы и целей практического занятия целесообразно изложить последовательность обсуждения учебных вопросов.

Первый учебный вопрос (10 мин).

Выпуклость графика функции и точки перегиба.

При изложении первого учебного вопроса следует напомнить обучающимся правила нахождения точек перегиба, определения выпуклости графика функции и нахождения асимптот.

График дифференцируемой функции Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru называется выпуклым вниз на интервале Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , если он расположен выше любой ее касательной на этом интервале. График функции Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru называется выпуклым вверх на интервале Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , если он расположен ниже любой ее касательной этом интервале.

Точка графика непрерывной функции Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , отделяющая его части разной выпуклости, называется точкой перегиба.

Достаточное условие выпуклости графика функции: Если функция Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru во всех точках интервала Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru имеет отрицательную вторую производную, т.е. Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , то график функции в этом интервале выпуклый вверх. Если же Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru – график, выпуклый вниз.

Достаточное условие существования точек перегиба: Если вторая производная Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru при переходе через точку Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , в которой она равна нулю или не существует, меняет знак, то точка графика с абсциссой Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru есть точка перегиба.

Второй учебный вопрос (70 мин).

Исследование функций:

№ 1. Исследовать график функции на выпуклость и точки перегиба:

1) Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru ; 2) Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru ;

3) Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Решение:

1) Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru => Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru ; Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru => Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru . Кр. точки: Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru (кратность 2), Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru
Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru +
Поведение Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru перегиб Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru
Значение Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru      

2) Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru => Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru ; Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru => Кр. точка 2-го рода: Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru -2 Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru
Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru +
Поведение Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru перегиб Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru
Значение Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru    

3) Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru => Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru ;

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru => Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , следовательно, критических точек нет.

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru
Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru +
Поведение Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru
Значение Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru    

Вывод: не имея точек перегиба, эта кривая меняет направление выпуклости при переходе через точки разрыва.

В заключительной части (5 мин)преподаватель подводит итоги и завершает работу практического занятия, давая оценку ходу занятия и работе отдельных обучающихся, ставя задачи на дальнейшее изучение учебной дисциплины. Здесь же необходимо дать характеристику последующих тем, указав, где будут использоваться обсужденные материалы, выдать задание на следующее занятие.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Повторить материалы занятия по конспекту, [8], с. 30 – 32.

№ 1[8], с.43, № 1 (4).

Исследовать график функции на выпуклость и точки перегиба: Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru => Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru ; Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru .

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru => Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru , следовательно, критических точек нет.

Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru
Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru +
Поведение Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru
Значение Второй учебный вопрос (70 мин). - student2.ru    

Вывод: не имея точек перегиба, эта кривая меняет направление выпуклости при переходе через точки разрыва.

V. Литература

основная

1. Шипачев В.С. Высшая математика. – М.: Высшая школа, 2002.

2. Шипачев В.С. Задачник по высшей математике. – М.: Высшая школа, 2003.

дополнительная

3. Старостина Е.В., Фомичев Д.С. Приложения производной к исследованию функции. – Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2010.-50 с.

Разработал: начальник кафедры

полковник вн. службы Е.Г. Родионов

Разработал: ст. преподаватель кафедры

капитан вн. службы Е.А. Шварев

«31» июля 2014 года

Наши рекомендации