Г. Дюфэ. Уж гаснет день
Задание 2. Письменно гармонизуйте предлагаемые ниже мелодии с использованием отклонения и модуляции:
а)
б)
Задание 3.Запишите цифровку гармонической последовательности с модуляцией во втором предложении в тональность I степени родства, используя альтерацию аккордов доминантовой группы. Исполните ее на музыкальном инструменте в тональностях мажора и параллельного минора с одним ключевым знаком.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Является ли гармония ладовой основой в доклассических музыкальных образцах?
2. Какую роль выполнял звукоряд в музыке Средневековья и Возрождения?
3. В чем состоит линеарно-мелодическая логика связи созвучий?
4. В чем заключается особенность вертикали в музыкальных произведениях Средневековья и Возрождения?
5. Что означают термины «финалес», «реперкусса», вводные «субтоны» и «субполутоны»?
6. Что исторически предшествовало появлению гармонической каденции?
7. Что такое гармоническая клаузула? Каковы ее основные разновидности?
Литература:
1. Баранова Т.В. Проблемы модальной гармонии в современном учебном курсе /В сб. «Современная музыка в теоретических курсах вуза», М., 1980.
2. Холопов Ю.Н. Модальная гармония /В сб. «Музыкальное искусство», Ташкент, 1982.
3. История гармонических стилей. Зарубежная музыка доклассического периода /Сб. статей, М., 1987.
Лабораторная работа № 18
Выявление специфических свойств гармонии XVIII в.: тональная система
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Характеристика классической гармонии XVIII в.
Цель: выявить основные закономерности классической гармонии, а также продолжить закрепление навыков и умений решения задач и исполнения гармонических последовательностей.
Подготовительная работа:повторите теоретический материал лабораторных работ №№ 1–15.
Практические задания:
Задание 1.Укажите характерные особенности классическойгармонии XVIII в. в трех приведенных ниже музыкальных фрагментах:
а)Й. Гайдн. Симфония № 103, Es–dur. Менуэт, ч. III
б) Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло оитавр»), D–dur. Менуэт, ч. III
Allegro
в)
В. Моцарт. Соната № 11 для фортепиано, A-dur. Рондо, ч. III,
Задание 2. Письменно гармонизуйте следующие мелодии с использованием отклонения и модуляции:
а)
б)
Задание 3.Исполните хроматическую секвенцию, состоящую не менее чем из пяти звеньев, самостоятельно выбрав шаг, направление и любой двухтакт одного из музыкальных фрагментов задания 1 в качестве звена данной секвенции.
Задание 4. Запишите цифровку гармонической последовательности с модуляцией во втором предложении в тональность I степени родства, используя альтерированные аккорды доминантовой группы. Исполните цифровку в тональностях мажора и параллельного минора с двумя ключевыми знаками.
Литература:
Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.