Конкатенация (сложение строк)
Тема: Программирование линейных алгоритмов.
Цель: научиться работать в интегрированной среде программирования и приобрести навыки составления линейных алгоритмов.
Теоретическая часть:
Основные этапы процесса решения задач на ЭВМ:
1. Математическая формулировка задачи – определение состава и характера исходных данных, результатов, записи условия задачи с помощью математических обозначений.
2. Разработка методики решения задачи – установление зависимости всех искомых результатов от исходных данных, указание методов получения результатов, которые могут быть реализованы на ЭВМ.
3. Разработка алгоритма решения задачи: четкая установленная последовательность действий, записанная в виде текстуального, графического или формального языка с помощью математических описаний.
4. Программирование: запись решающего алгоритма на языке программирования, и последующая трансляция на машинный язык.
5. Отладка программы: устранение в программе синтаксических, семантических и алгоритмических ошибок.
6.Решение задачи на ЭВМ и анализ полученных результатов.
6.
Алгоритм- это последовательность действий, однозначно определяющих процесс преобразования исходных и промежуточных данных в результат решения задачи. Форма представления алгоритма может быть как текстовой, так и графической - в виде схемы. Решение всего многообразия задач может быть сведено к трем типам алгоритмов: линейному, разветвляющемуся и циклическому. Чаще встречается комбинация этих типов.
Линейный алгоритм - алгоритм, в котором к результату решения задачи приводит последовательное выполнение действий.
Алгоритм решения такой задачи в словесной форме состоит из следующих пунктов: начало программы; ввод исходных данных; вычисления; вывод результатов; окончание программы.
Программы, реализующие линейный алгоритм, как правило, очень просты и для их реализации используются операторы ввода данных, выполнения действий (вычислений) и вывода результатов.
Встраивание в HTML-код.
Первое, что нужно знать относительно синтаксиса PHP, – это то, как он встраивается в HTML-код, как интерпретатор узнает, что это код на языке PHP. В предыдущей лекции мы уже говорили об этом. Повторяться не будем, отметим только, что в примерах мы чаще всего будем использовать вариант <?php ?>, и иногда сокращенный вариант <? ?>.
Программа на PHP (да и на любом другом языке программирования) – это набор команд (инструкций). Обработчику программы (парсеру) необходимо как-то отличать одну команду от другой. Для этого используются специальные символы – разделители. В PHP инструкции разделяются так же, как и в Cи или Perl, – каждое выражение заканчивается точкой с запятой.
Закрывающий тег «?>» также подразумевает конец инструкции, поэтому перед ним точку с запятой не ставят. Например, два следующих фрагмента кода эквивалентны:
Пример 1
<?php
echo "Hello, world!"; // точка с запятой
// в конце команды
// обязательна
?>
Пример 2
<?php
echo "Hello, world!" ?>
<!-- точка с запятой
опускается из-за "?>" -->
Комментарии.
Символы // и # обозначают начало однострочных комментариев, /* и */ – соответственно начало и конец многострочных комментариев.
Переменные
Переменная в PHP обозначается знаком доллара, за которым следует ее имя. Например:
$my_var
Имя переменной чувствительно к регистру, т.е. переменные $my_var и $My_var различны.
Имена переменных соответствуют тем же правилам, что и остальные наименования в PHP: правильное имя переменной должно начинаться с буквы или символа подчеркивания с последующими в любом количестве буквами, цифрами или символами подчеркивания.
Пример 1. Присваивание по значению
<?php
$first = ' Text '; // Присваиваем $first
// значение
// ' Text '
$second = $first; // Присваиваем $second
// значение
// переменной $first
$first = ' New text '; // Изменяем
// значение
// $first
// на ' New text '
echo "Переменая с именем first " .
"равна $first <br>";
// выводим значение $first
echo "Переменая с именем second " .
"равна $second";
// выводим значение $second
?>
Результат работы этого скрипта будет следующим:
Переменная с именем first равна New text
Переменная с именем second равна Text
Пример 2. Присваивание по ссылке
<?php
$first = ' Text '; // Присваиваем $first
// значение ' Text '
$second = &$first;
/* Делаем ссылку на $first через $second.
Теперь значения этих переменных
будут всегда совпадать */
// Изменим значение $first
// на ' New text '
$first = ' New text ';
echo "Переменная с именем first " .
"равна $first <br>";
// выведем значения обеих переменных
echo "Переменная с именем second " .
"равна $second";
?>
Этот скрипт выведет следующее:
Переменная с именем first равна New text.
Переменная с именем second равна New text.
То есть вместе с переменной $first изменилась и переменная $second.
Константы
Для хранения постоянных величин, т.е. таких величин, значение которых не меняется в ходе выполнения скрипта, используются константы. Такими величинами могут быть математические константы, пароли, пути к файлам и т.п. Основное отличие константы от переменной состоит в том, что ей нельзя присвоить значение больше одного раза и ее значение нельзя аннулировать после ее объявления. Кроме того, у константы нет приставки в виде знака доллара и ее нельзя определить простым присваиванием значения. Как же тогда можно определить константу? Для этого существует специальная функция define(). Ее синтаксис таков:
define("Имя_константы",
"Значение_константы",
[Нечувствительность_к_регистру])
По умолчанию имена констант чувствительны к регистру. Для каждой константы это можно изменить, указав в качестве значения аргумента Нечувствительность_к_регистру значение True. Существует соглашение, по которому имена констант всегда пишутся в верхнем регистре.
Получить значение константы можно, указав ее имя. В отличие от переменных, не нужно предварять имя константы символом $. Кроме того, для получения значения константы можно использовать функцию constant() с именем константы в качестве параметра.
<?php
// определяем константу
// PASSWORD
define("PASSWORD","qwerty");
// определяем регистронезависимую
// константу PI со значением 3.14
define("PI","3.14", True);
// выведет значение константы PASSWORD,
// т.е. qwerty
echo (PASSWORD);
// тоже выведет qwerty
echo constant("PASSWORD");
echo (password);
/* выведет password и предупреждение,
поскольку мы ввели регистрозависимую
константу PASSWORD */
echo pi;
// выведет 3.14, поскольку константа PI
// регистронезависима по определению
?>
5. Операторы
Операторы позволяют выполнять различные действия с переменными, константами и выражениями. Мы еще не упоминали о том, что такое выражение. Выражение можно определить как все, что угодно, что имеет значение. Переменные и константы – это основные и наиболее простые формы выражений. Существует множество операций (и соответствующих им операторов), которые можно производить с выражениями. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
+ Сложение
$a + $b
- Вычитание
$a - $b
* Умножение
$a * $b
/ Деление
$a / $b
% Остаток от деления
$a % $b
Конкатенация (сложение строк)
$c = $a . $b
(это строка, состоящая из $a и $b)
= Присваивание
Переменной слева от оператора будет присвоено значение, полученное в результате выполнения каких-либо операций или переменной/константы с правой стороны
$a = ($b = 4) +5;
($a будет равна 9, $b будет равна 4)
+= Сокращение. Прибавляет к переменной число и затем присваивает ей полученное значение
$a += 5;
(эквивалентно $a = $a + 5;)
.= Сокращенно обозначает комбинацию операций конкатенации и присваивания (сначала добавляется строка, потом полученная строка записывается в переменную)
$b = "Привет ";
$b .= "всем";
В результате: $b="Привет всем"
And И
$a и $b истинны (True)
$a and $b
&& И
$a && $b
Or Или
Хотя бы одна из переменных $a или $b истинна (возможно, что и обе)
$a or $b
|| Или
$a || $b
Xor Исключающее или
Одна из переменных истинна. Случай, когда они обе истинны, исключается
$a xor $b
! Инверсия (NOT)
Если $a=True, то !$a=False и наоборот
! $a
== Равенство
Значения переменных равны
$a == $b
=== Эквивалентность
Равны значения и типы переменных
$a === $b
!= Неравенство
Значения переменных не равны
$a != $b
<> Неравенство
$a <> $b
!== Неэквивалентность
Переменные не эквивалентны
$a !== $b
< Меньше
$a < $b
> Больше
$a > $b
<= Меньше или равно
$a <= $b
>= Больше или равно
$a >= $b
++$a Пре-инкремент
Увеличивает $a на единицу и возвращает $a
<?
$a=4;
echo "Должно быть 4:" .$a++;
echo "Должно быть 6:" .++$a;
?>
$a++ Пост-инкремент
Возвращает $a, затем увеличивает $a на единицу
--$a Пре-декремент
Уменьшает $a на единицу и возвращает $a
$a-- Пост-декремент
Возвращает $a, затем уменьшает $a на единицу
Типы данных
PHP поддерживает восемь простых типов данных.
Четыре скалярных типа:
- boolean (логический);
- integer (целый);
- float (с плавающей точкой);
- string (строковый).
Два смешанныхтипа:
- array(массив);
- object(объект).
И два специальных типа:
- resource (ресурс);
- NULL.
Тип boolean (булев или логический тип)
Этот простейший тип выражает истинность значения, то есть переменная этого типа может иметь только два значения – истина TRUE или ложь FALSE.
Чтобы определить булев тип, используют ключевое слово TRUE или FALSE. Оба регистронезависимы.
<?php
$test = True;
?>
Логические переменные используются в различных управляющих конструкциях (циклах, условиях и т.п., более подробно речь о них пойдет в одной из следующих лекций). Иметь логический тип, т.е. принимать только два значения, истину или ложь, могут также и некоторые операторы (например, оператор равенства). Они также используются в управляющих конструкциях для проверки каких-либо условий. Например, в условной конструкции проверяется истинность значения оператора или переменной и в зависимости от результата проверки выполняются те или иные действия. Здесь условие может быть истинно или ложно, что как раз и отражает переменная и оператор логического типа.
<?php
// Оператор '==' проверяет равенство
// и возвращает
// булево значение
if ($know == False) { // если $know
// имеет значение
// false
echo "Изучай PHP!";
}
if (!$know) { // то же самое, что
// и выше, т.е. проверка
// имеет ли $know значение
// false
echo "Изучай PHP!";
}
/* оператор == проверяет, совпадает ли
значение переменной $action со строкой
"Изучить PHP". Если совпадает, то
возвращает true, иначе – false.
Если возвращено true, то выполняется
то, что внутри фигурных скобок */
if ($action == "Изучить PHP")
{ echo "Начал изучать"; }
?>
Тип integer (целые)
Этот тип задает число из множества целых чисел Z = {..., -2, -1, 0, 1, 2, ...}. Целые могут быть указаны в десятичной, шестнадцатеричной или восьмеричной системе счисления, по желанию с предшествующим знаком «-» или «+».
Если вы используете восьмеричную систему счисления, вы должны предварить число 0 (нулем), для использования шестнадцатеричной системы нужно поставить перед числом 0x.
<?php
# десятичное число
$a = 1234;
# отрицательное число
$a = -123;
# восьмеричное число (эквивалентно
# 83 в десятичной системе)
$a = 0123;
# шестнадцатеричное число (эквивалентно
# 26 в десятичной системе)
$a = 0x1A;
?>
Размер целого зависит от платформы, хотя, как правило, максимальное значение около двух миллиардов (это 32-битное знаковое). Беззнаковые целые PHP не поддерживает.
Если вы определите число, превышающее пределы целого типа, оно будет интерпретировано как число с плавающей точкой. Также если вы используете оператор, результатом работы которого будет число, превышающее пределы целого, вместо него будет возвращено число с плавающей точкой.
В PHP не существует оператора деления целых. Результатом 1/2 будет число с плавающей точкой 0.5. Вы можете привести значение к целому, что всегда округляет его в меньшую сторону, либо использовать функцию round(), округляющую значение по стандартным правилам. Для преобразования переменной к конкретному типу нужно перед переменной указать в скобках нужный тип. Например, для преобразования переменной $a=0.5 к целому типу необходимо написать (integer)(0.5) или (integer) $a или использовать сокращенную запись (int)(0.5). Возможность явного приведения типов по такому принципу существует для всех типов данных (конечно, не всегда значение одного типа можно перевести в другой тип). Мы не будем углубляться во все тонкости приведения типов, поскольку PHP делает это автоматически в зависимости от контекста.
Тип float (числа с плавающей точкой)
Числа с плавающей точкой (они же числа двойной точности или действительные числа) могут быть определены при помощи любого из следующих синтаксисов:
<?php
$a = 1.234;
$b = 1.2e3;
$c = 7E-10;
?>
Размер числа с плавающей точкой зависит от платформы, хотя максимум, как правило, ~1.8e308 с точностью около 14 десятичных цифр.
Тип string (строки)
Строка – это набор символов. В PHP символ – это то же самое, что байт, это значит, что существует ровно 256 различных символов. Это также означает, что PHP не имеет встроенной поддержки Unicode. В PHP практически не существует ограничений на размер строк, поэтому нет абсолютно никаких причин беспокоиться об их длине.
Строка в PHP может быть определена тремя различными способами:
- с помощью одинарных кавычек;
- с помощью двойных кавычек;
- heredoc-синтаксисом.
Одинарные кавычки
Простейший способ определить строку – это заключить ее в одинарные кавычки «'». Чтобы использовать одинарную кавычку внутри строки, как и во многих других языках, перед ней необходимо поставить символ обратной косой черты «\», т. е. экранировать ее. Если обратная косая черта должна идти перед одинарной кавычкой либо быть в конце строки, необходимо продублировать ее «\\'».
Если внутри строки, заключенной в одинарные кавычки, обратный слэш «\» встречается перед любым другим символом (отличным от «\» и «'» ), то он рассматривается как обычный символ и выводится, как и все остальные. Поэтому обратную косую черту необходимо экранировать, только если она находится в конце строки, перед закрывающей кавычкой.
В PHP существует ряд комбинаций символов, начинающихся с символа обратной косой черты. Их называют управляющими последовательностями, и они имеют специальные значения, о которых мы расскажем немного позднее. Так вот, в отличие от двух других синтаксисов, переменные и управляющие последовательности для специальных символов, встречающиеся в строках, заключенных в одинарные кавычки, не обрабатываются.
<?php
echo 'Также вы можете вставлять в строки
символ новой строки таким образом,
поскольку это нормально';
// Выведет: Чтобы вывести ' надо
// перед ней поставить \
echo 'Чтобы вывести \' надо перед '
'ней поставить \\';
// Выведет: Вы хотите удалить C:\*.*?
echo 'Вы хотите удалить C:\\*.*?';
// Выведет: Это не вставит: \n
// новую строку
echo 'Это не вставит: \n новую строку';
// Выведет: Переменные $expand также
// $either не подставляются
echo 'Переменные $expand также $either' .
'не подставляются';
?>
Двойные кавычки
Если строка заключена в двойные кавычки «"», PHP распознает большее количество управляющих последовательностей для специальных символов.
\nНовая строка (LF или 0x0A (10) в ASCII)
\rВозврат каретки (CR или 0x0D (13) в ASCII)
\tГоризонтальная табуляция (HT или 0x09 (9) в ASCII)
\\Обратная косая черта
\$Знак доллара
\"Двойная кавычка
Повторяем, если вы захотите экранировать любой другой символ, обратная косая черта также будет напечатана!
Самым важным свойством строк в двойных кавычках является обработка переменных.
Heredoc
Другой способ определения строк – это использование heredoc-синтаксиса. В этом случае строка должна начинаться с символа <<<, после которого идет идентификатор. Заканчивается строка этим же идентификатором. Закрывающий идентификатор должен начинаться в первом столбце строки. Кроме того, идентификатор должен соответствовать тем же правилам именования, что и все остальные метки в PHP: содержать только буквенно-цифровые символы и знак подчеркивания и начинаться не с цифры или знака подчеркивания.
Heredoc-текст ведет себя так же, как и строка в двойных кавычках, при этом их не имея. Это означает, что вам нет необходимости экранировать кавычки в heredoc, но вы по-прежнему можете использовать перечисленные выше управляющие последовательности. Переменные внутри heredoc тоже обрабатываются.
<?php
$str = <<<EOD
Пример строки,охватывающей несколько
строчек, с использованием
heredoc-синтаксиса
EOD;
// Здесь идентификатор – EOD. Ниже
// идентификатор EOT
$name = 'Вася';
echo <<<EOT
Меня зовут "$name".
EOT;
// это выведет "Меня зовут "Вася"."
?>
Тип array (массив)
Массив в PHP представляет собой упорядоченную карту – тип, который преобразует значения в ключи. Этот тип оптимизирован в нескольких направлениях, поэтому вы можете использовать его как собственно массив, список (вектор), хеш-таблицу (являющуюся реализацией карты), стэк, очередь и т.д. Поскольку вы можете иметь в качестве значения другой массив PHP, можно также легко эмулировать деревья.
Определить массив можно с помощью конструкции array() или непосредственно задавая значения его элементам.