Формирование сигналов амплитудной модуляции

Как известно, амплитудно-модулированный сигнал описывается выражением:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru , (2.12)

где Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru – управляющий (модулирующий) сигнал; Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru – коэффициент амплитудной модуляции; Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru и Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru – соответственно, амплитуда и частота несущего колебания.

Представив (2.12) в виде:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru , (2.13)

нетрудно убедится в том, что амплитудно-модулированное колебание является результатом добавления к сигналу несущего колебания произведения управляющего сигнала Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru и сигнала несущей. Таким образом, при построении амплитудных модуляторов основной задачей является реализация перемножения двух сигналов: управляющего сигнала и сигнала несущего колебания.

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru Эта задача решается с помощью нелинейного усилителя (Рис. 2.6), нагрузкой которого является колебательный контур, настроенный на частоту несущего колебания, и на вход которого поступает сигнал:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru . (2.14)

Выбором напряжения смещения Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru , обеспечим режим без отсечки тока (степенную аппроксимацию ВАХ транзистора):

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru . (2.15)

Подстановка (2.14) в (2.15) дает:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru . (2.16)

Разделив обе части (2.16) на Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru получим:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru (2.17)

Последние два слагаемых в (2.17) представляют собой в соответствии с (2.13) амплитудно-модулированный сигнал с коэффициентом Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru , который выделяется на нагрузке усилителя:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru (2.18)

При однотональной амплитудной модуляции:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru .

Подстановка этого выражения в (2.18) после элементарных преобразований дает:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru ,

где Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru – коэффициент амплитудной модуляции.

Режим без отсечки тока (степенная аппроксимация ВАХ) позволяет обеспечить Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru .

Для обеспечения больших значений Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru используют режим с отсечкой тока при аппроксимации:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru , при Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru . (2.19)

Подстановка (2.14) в (2.19) после преобразований дает:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru ,

где Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru – угол отсечки, изменяющийся в соответствии с изменением Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru .

Амплитуда первой гармоники тока:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru , (2.20)

также будет изменяться в соответствии с изменением Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru , а следовательно и Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru .

Амплитуда напряжения на выходе усилителя:

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru .

Важнейшей характеристикой модулятора является его модуляционная характеристика, т.е. зависимость амплитуды первой гармоники коллекторного тока транзистора от амплитуды Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru управляющего сигнала, т.е. Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru . Эта характеристика должна быть линейной в диапазоне изменений Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru от минимального до максимального значений. Так как амплитуда первой гармоники зависит от угла отсечки как функция Берга [выражение (2.20)], то зависимость Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru будет линейной в пределах линейного участка Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru . Анализ графика зависимости Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru (см. рекомендованную литературу) показывает, что эта зависимость имеет линейный характер в пределах Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru . При этом функция Берга изменяется от Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru до Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru . Зная эти значения можно определить максимальное значение Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru :

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru ,

или подставляя в это выражения формулу (2.20):

Формирование сигналов амплитудной модуляции - student2.ru .

Наши рекомендации