Частях суток; умения различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера
Количество баллов | Дети с ЗПР | Дети с нормой интеллекта | ||
Абсолютное значение | Относительное значение | Абсолютное значение | Относительное значение | |
- | - | - | - | |
80% | - | - | ||
20% | 60% | |||
- | - | 40% | ||
Всего | 100% | 100% |
Дети с нормативным развитием показали лучшие результаты, хотя частично им присущи те же типичные ошибки.
Анализ результатов проведенного эксперимента позволил нам сделать выводы по уровням развития детей с ЗПР и нормативным развитием, а также выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений.
Таблица 17
Успешность выполнения всех заданий констатирующего эксперимента детьми с ЗПР и нормативным развитием
Количество баллов | Дети с ЗПР (10 человек) | Дети с нормой интеллекта ( 10 человек) |
Общее количество баллов | Общее количество баллов | |
- | ||
- | ||
Всего | ||
Средний показатель | 2,2 | 3,5 |
По результатам проведенного констатирующего эксперимента дети с ЗПР показали средний балл – 2,2, что соответствует низкому уровню. Их сверстники с нормативным развитием набрали средний балл – 3,5: уровень ближе к высокому. Исходя из вышеописанных результатов констатирующего эксперимента, можно сделать выводы об особенностях элементарных математических знаний детей шестилетнего возраста с ЗПР и нормативным развитием.
Выводы по главе ΙΙ
В экспериментальной части было выявлено следующее:
дети с ЗПР недостаточно сознательно усвоили последовательность чисел в натуральном ряду, не могут сознательно в нем ориентироваться. Они не могут «оторваться» от единицы и называть числа, начиная с любого пункта натурального ряда. Поэтому данные дети затруднялись в воспроизведении числового ряда в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного, обратном счете. Большинство дошкольников с ЗПР понимают, что результат счета не зависит от размера предметов. Но что результат счета не зависит от направления пересчета предметов (слева — направо, справа — налево) и от расстояния между ними, понимают лишь некоторые из них. Остальные в каждом варианте задания пересчитывали предметы, причем, иногда получали другой результат. Все дошкольники, отстающие в развитии, производили пересчет с развернутыми внешними действиями: они считали, передвигая предметы, называя вслух числительные.
Значительные затруднения вызвало у этих детей сравнение двух групп предметов. Определить разностные отношения они могли только в тех случаях, когда предметы в этих группах были наглядно соотнесены. Таким образом: один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ЗПР — вычислительные навыки. Большинство дошкольников данной группы не умеют считать самостоятельно и не владеют способами предметно-практической деятельности. Задачу на нахождение суммы верно решило большинство испытуемых, на разность значительно на более низком уровне.
Проверка умения ориентироваться в пространстве показала, что большинство детей с ЗПР знают и правильно показывают левую и правую стороны на себе, значительно хуже на собеседнике. Из геометрических фигур дети легче всего находили и называли круг. В остальных случаях часто давали ошибочные названия. Следует отметить, что большинство даже шестилетних детей с ЗПР знают не все названия цифр, путают некоторые цифры. По результатам поведенного исследования можно констатировать, что дети с ЗПР испытывают значительные трудности в различении и назывании частей суток, дней недели, в умении дифференцировать настоящее, прошедшее, будущее время (вчера, сегодня, завтра).
Нормально развивающиеся дети продемонстрировали довольно высокий уровень знаний по предложенным заданиям, потенциальные возможности для дальнейшего успешного обучения математике.По результатам констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что дети старшего дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития, гораздо хуже подготовлены к изучению математики из-за более низкого уровня познавательного развития и исходных математических знаний.
Заключение
Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольном возрасте. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, сниженная познавательная активность, невнимательность, неумение удерживать в памяти все задание, контролировать себя в ходе работы, а также поспешность, импульсивность действий приводят к тому, что дошкольники старшего возраста с ЗПР не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений, которыми владеют их успешно развивающиеся сверстники. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении математике в школе.
Поэтому целью нашей работы было осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР. Для решения поставленной цели использовались специально составленные задания на основе математического материала. Математические задания для детей с ЗПР составлялись с опорой на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и программу С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Результаты исследования подтвердили наши теоретические выводы, сделанные на основе изучения психолого-педагогической литературы:
из-за своих психофизических особенностей дети с ЗПР многого не добирают в своем математическом развитии, поэтому не имеют достаточной готовности к обучению в школе. Также констатирующий эксперимент позволил выявить определенные особенности элементарных математических представлений у данной категории детей по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками:
Большинство детей с ЗПР правильно воспроизводят числовой ряд с 1 до 10, находят большую и меньшую группу предметов, умеют уравнивать неравночисленные множества хотя бы одним из способов, могут решать простейшие арифметические задачи на нахождение суммы, знают основные геометрические фигуры. Но в то же время они недостаточно гибко владеют натуральным рядом чисел, поэтому затрудняются в счете в обратном порядке, с любого пункта натурального ряда, а также в осуществлении разностного сравнения.
Не в полной мере понимают независимость счета от других свойств предметов: их размера, расположения, от направления счета. Многие из них сопровождают процесс счета развернутыми внешними действиями.
Без специального обучения они значительно хуже, чем нормально развивающиеся дети, умеют решать простые арифметические задачи, не всегда могут представить изображенную в них жизненную ситуацию и перевести ее в план арифметических действий. Дети данной категории имеют слабые вычислительные навыки. Они в отличие от своих нормально развивающихся сверстников затрудняются использовать при этом наглядный счетный материал.
Особые трудности дети с ЗПР испытывают при ознакомлении с временными представлениями. Слова-названия частей суток, дней недели отсутствуют в их активной речи. У части детей даже к моменту перехода к школьному обучению остаются нарушения пространственной ориентировки. При выполнении констатирующего эксперимента у детей с ЗПР выявились трудности в осознании предъявляемых заданий.
Охотно приступают к выполнению заданий, если они носят игровой характер. Удовлетворительная продуктивность интеллектуальной деятельности обеспечивается присутcтвием взрослого (в некоторых случаях его активным участием), опорой на наглядность.
Дети с нормативным развитием продемонстрировали достаточно высокий уровень самостоятельности при решении умственных задач, большинство операций выполнялось в умственном плане. Присутствие взрослого, внешняя мотивация и форма предъявления задания для этих детей не имела существенного значения.
Литература
1. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: Монография. – СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005. 200с.
2.Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – «Феникс», 2005. 256 с. 3.Белошистая А.В.Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей./ Дошкольное воспитание.- 2000. №2. 69с.
4.Белошистая А.В. О диагностике математического развития детей./ Дошкольное воспитание.-2011.-№3. 11-18с. ,№5. 23с. 5.Белошистая А.В. Понятие о величине в дошкольных программах. / Дошкольное воспитание. – 2006. №9. 74с.
6.Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста./ Дошкольное воспитание. – 2008. №11. 15-23с.
7.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие.- М.. 1999. 22-28с,
8.Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Венгер Л.А, Пилюгина Э.Ю., Венгер Н.Б. - М.: Просвещение, 1998. 220с. 9. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Ника-Пресс, 1998. 14с.
10. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. М.:ТЦ Сфера, 2009. 4-122с. 11. Дефектология словарь – справочник. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.:ТЦ Сфера, 2007. 36с.
12. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – СПб. Сотис,2002. 27с.
13. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса,2005. 7с., 81с.
14.Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. - М. Школьная Пресса. 2005. 35с.
15.Забрамная С., Боровик О. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования – М.: Владос, 2008. 115с.
16. Капустина Г.М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. – Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. Сборник научных трудов. / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М,1989. 142с.
17. Капустина Г.М. О готовности к обучению математике дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). – Шестилетние дети. Проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. – Н.Новгород, 1993. 76с.
18. Капустина Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. // Дефектология. 1998. №2. 22-29с.
19. Лапшин В.А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.:Просвещение,1990. 87с.
20.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н.Леонтьев. – М.: 1981.- 212 с.
21. Мамайчук И.И. Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб: Речь, 2004. 23с.
22.Математика. Справочно-методическое пособие для учителей начальных классов. М.: “Астрель”. – 2003. 45с.
23.Метиева Л., Удалова Э. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений – М.: Книголюб, 2008 – 120с.
24.Методические советы к программе «Детство». - СПб: Детство-
Пресс, 2003. 304с.
25.Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2008. 75с.
26.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. 98с.
27.Морозова И.А.Развитие математических представлений: конспекты занятий для работы с детьми 5-6, 6-7лет с ЗПР/И.А Морозова, М.А. Пушкарева - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
28. Никишина Н.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М.: Владос,2003
29. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд./ Р.С. Немов - М.: Владос, 2001. 608 с.
30.Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 320с.
31. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.132с.
32. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М.: Академия, 2003. 45с.
33. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта: Генезис числа у ребенка. Логика и психология.- М., 1969. 720с.
34.Подготовка детей к школе в детском саду/ под ред. Ф. А Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1978. 268с.
35. Подготовка детей к школе в семье/под ред. Т. А. Марковой Ф. А. Сохина. М., 1976. 220 с.
36.Помораева И. А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
37.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- Изд. 3-е, испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
38. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол) / Вопр. психологии. 1984. № 4. 12с.
39.Тригер Р. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития – Спб.: Питер, 2008. 192с.
40. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия,2001. 97с.
41.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика,1990. 98с.
42.Ульенкова У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2006. 304с.
43.Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. 207с.
44. Формирование Элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра – М.: Просвещение, 1988. 34с.
45. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. 211с.
46. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Владос,2001. 12с.
47.Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.- М: ТЦ Сфера, 2005. 320с.
48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М.:Владос,1999.76с.
49. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителя.- М., 2004. 23-34с.
Приложение 1.