Типичные ошибки при выделении и определении проблемы
В словарях «проблемой» называют «сложный вопрос», «комплексную задачу» - все, что угодно. Это говорит о том, что отсутствует точное определение проблемы. Чаще всего проблемой называют, например, явление, оцениваемое как нежелательное, например: «нет денег», «падение рождаемости», «рост смертности населения». На самом деле это не проблема, а ее симптом – видимое проявление следствия проблемы, которую надо выявить и определить ее сущность.
Понимание проблемы.
Проблема есть несоответствие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.
Если человек подобно буддийскому монаху ограничит свои потребности – он сможет жить без проблем. Именно для такого освобождения от лишних потребностей люди уходят в монастыри.
Почему возникают проблемы. Истоки проблем.
Потребности меняются и чаще всего растут. А возможности удовлетворения не всегда успевают за растущими потребностями. Итак, одна причина проблем – в человеке, в его растущих потребностях.
Другая причина в изменяющемся мире. Световой день меняется и за это время надо удовлетворить свои насущные потребности. Тепловой поток от Солнца меняется каждый день и от сезона к сезону, а хочется жить в тепле, в сытости. Значит надо….
И человек начинает совершенствовать несовершенный Мир в соответствии со своими потребностями.
Но человек, не понимающий законов Природы, совершенствуя Мир одной рукой, другой рукой порождает новые проблемы.
Третий источник проблем в том, что в одиночку совершенствовать Мир невозможно, люди объединяются в организации, и во главе каждой организации стоит руководитель. А поскольку руководитель, как правило, также не понимает законов Природы, то его неверные решения, усиленные всей мощью его организации, приводят к еще большему росту проблем уже в масштабах отрасли или всего общества. А это приводит к необходимости «принятия мер», то есть к устранению проблем, созданных неверными действиями целых организаций и отраслей.
Рис.3
Зачем нужно выделять проблемы и формулировать.
Выделить и сформулировать проблему нужно для того, чтобы определить и устранить источник ее возникновения. Для того, чтобы «не наступать на те же грабли» вновь и вновь. Особенно это важно в семье, в группе, в коллективе, в организации, в обществе, в государстве.
Как от проблемы перейти к причине ее.
На первом шаге можно зафиксировать как проблему нежелательное явление. Сказать себе: «да, есть проблема, нет денег». Но уже на следующем шаге надо понять: в чем причина «проблемы»? Почему не стало денег, какой источник перестал их давать или какие возросшие потребности требуют большего
количества денег? Средством продвижения здесь является вопрос «почему?» и поиск ответов на него.
Таким образом, мысль человека будет двигаться от видимого, осязаемого – отсутствия денег, например, к причине, которая может быть не столь очевидна.
Как связаны причина и проблема.
Проблема и ее причина связаны причинно-следственным отношением. А это значит, что с помощью вопроса «почему?» можно отыскать причину или причины проблем. Например: проблема «нет денег». Вопрос: почему нет денег (в чем причина проблемы)? Живу не по средствам, понимает человек. Вот она причина «проблемы» - несоответствие между доходами и расходами.
Но и у этой «проблемы» можно найти причину – почему живу не по средствам? Ответ: так привык, так родители воспитали. Вот это более глубокая причина проблемы: отсутствие культуры расходования денег.
Достоверность обнаруженных отношений можно проверить с помощью контрольной связки «ЕСЛИ А – ТО В». Например: верно ли, что «ЕСЛИ нет работы, ТО нет денег».
Рис.4. Связь причины и следствия
через вопрос «почему» и связку «если - то»