Лабораторная работа № 8

Освоение специфических приемов использования

Тонического и доминантового органных пунктов

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема: Органный пункт.

Цель: овладеть умениями и навыками анализа нотного текста, а также гармонизации мелодии с применением тонического и доминантового органного пункта.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ определение, функция органного пункта, его введение и завершение;

§ особенности гармонизации мелодии при использовании тонического, доминантового и двойного органных пунктов;

§ условия применения тонического и доминантового органных пунктов;

§ двойной органный пункт;

§ фигурация органного пункта.

Практические задания:

Задание 1.Запишите и исполните на музыкальном инструменте в размерах 2/4 и 3/4подва предложения из 6–10 аккордов (в каждом размере) на тоническом и доминантовом органных пунктах в тональностях мажора и минора с четырьмя диезами.

Задание 2.Приведите по два примера из музыкальной литературы с использованием тонического, доминантового и двойного органных пунктов. Укажите и проанализируйте в них моменты включения и выключения органного пункта, а также приходящиеся на них функции аккордов.

Задание 3. Определите функции аккордов и допишите недостающий теноровый голос в следующих гармонических задачах1:

а)

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

___________________________

1 Задачи предлагаются из учебного пособия: Барабашев В.А. Практический курс по гармонии. Киев: Музична Украина, 1967. С. 158.

б)

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

Задание 4. Cделайте письменный гармонический анализ следующих музыкальных фрагментов, составив схемы аккордов и указав разновидность, продолжительность действия органного пункта, его включение и выключение (см. лаб. работу 1, задание 4):

а) Ф. Шуберт. Ave Maria

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

б) В. Моцарт. Соната № 6 для фортепиано, D-dur, ор. 284

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

в) А. Спендиаров. Колыбельная

Andantino

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

Лабораторная работа № 8 - student2.ru

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое органный пункт?

2. Какие ступени чаще всего выдерживаются в органном пункте в басу?

3. Какие существуют виды органного пункта?

4. Что такое двойной органный пункт?

5. Можно ли при анализе музыкального фрагмента с применением органного пункта определить вид аккорда (основной вид трезвучия, септаккорда или их обращений)?

6. Каковы особенности включения и выключения органного пункта?

7. Возможны ли выдержанные звуки в других голосах, кроме нижнего, при использовании органного пункта в басу?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 364 –374 (тема 48).

Наши рекомендации