Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1

Практическое занятие №1

Тема: Кинематика и динамика поступательного движения твердого тела.

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений по данной теме; формирование практических навыков в решении задач; развитие познавательных возможностей, памяти, трудолюбия.

Краткие теоретические сведения

Таблица 1.1 - Основные законы и формулы

Физические законы, переменные Формулы
Мгновенная скорость: где Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru - радиус – вектор материальной точки, t – время; Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru – производная радиус – вектора материальной точки. Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru
Модуль вектора скорости: где S – путь Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru
Модуль средней скорости: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru
Мгновенное ускорение: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru
Модуль вектора ускорения при прямолинейном движении: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru
Скорость и путь при движении: 1) равномерном,2) равнопеременном, υ0 – начальная скорость, а>0 при равноускоренном движении, а<0 при равнозамедленном движении.   1) υ=const, Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , 2) Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru
Основное уравнение динамики поступательного движения (II закон Ньютона), где Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru - результирующая сила. Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru
Силы в природе: 1) сила притяжения, закон всемирного тяготения, где G = 6,67·10-11Н·м2/кг2, m1,m2 – массы тел, r- расстояние между ними. 1) Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru
2) сила тяжести, где g =9,8 м/с2 – ускорение свободного падения, m – масса тела, 3) вес тела, если υ = const, если тело движется с ускорение вверх, если тело движется с ускорение вниз, 4) сила упругости, закон Гука: где k – коэффициент упругости (жесткость), Δх – абсолютное удлинение, 5) сила трения, где μ – коэффициент трения, N – сила реакции опоры. 2) Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru 3) Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru 4) Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru 5) Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Примеры решения задач

1.Первую половину времени своего движения автомобиль двигался со скоростью 80км/ч, а вторую половину времени - со скоростью 60км/ч. Какова средняя скорость движения автомобиля в км/ч?

Дано:

υ1 = 80 км/ч,

υ2 = 60 км/ч,

t1=t2=t/2/

Найти:

υср – ?

Решение

Средняя скорость движения поезда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

где S – путь, t – время движения на всем участке пути.

Длина пути складывается из двух разных участков пути: на первом автомобиль движется со скоростью υ1 и длина участка пути

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

на втором автомобиль движется со скоростью υ2 и длина этого участка пути

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Тогда весь путь равен:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Найдем среднюю скорость движения:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

2.Уравнение движений двух велосипедистов заданы выражениями Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru и Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru . Построить график Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru установить время и место их встречи.

Дано:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Найти:

х0=?

t0=?

Решение:

Определим время встречи, тогда Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Место встречи

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Построим графики движения

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Рисунок 1.1

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

3.Вагон движется равнозамедленно с ускорением -0,5 м/с2. Начальная скорость вагона 54 км/ч. Через сколько времени вагон остановится и какой путь пройдет до остановки?

Дано:

а = -0,5 м/с2,

υ0 = 54 км/ч = 15 м/с,

υ=0.

Найти:

t– ?

S– ?

Решение

Скорость при равноускоренном движении описывается выражением:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

так как υ = 0, по условию, то

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

отсюда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Путь при равнозамедленном движении вычисляется по формуле:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

4.Лыжник спускается с горы длиной 100 м. Начальная скорость 10 м/с, ускорение 0,5 м/с2. Сколько времени длился спуск?

Дано:

S = 100 м,

υ0 = 10 м/с,

a = 0,5 м/с2.

Найти:

t– ?

Решение

Лыжник движется равноускорено. Перемещение лыжника можно определяется по формуле:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

По условию задачи S = 100 м, υ0 = 10 м/с, a = 0,5 м/с2, тогда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

или,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Решим квадратичное уравнение.

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru (не удовлетворяет условию задачи)

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

5.Зависимость пройденного телом прямолинейного пути от времени задается уравнением Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , м. Найти скорость и ускорение тела через 5 с после начала движения.

Дано:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , м,

t = 5 c.

Найти:

υ – ?

а – ?

Решение

Скорость, первая производная от перемещения ко времени

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

тогда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Ускорение, первая производная от скорости материальной точки, тогда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

6.Автомобиль массой 1 т трогается с места и через 20 с достигает скорости 30 м/с. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления равен 0,05.

Дано:

m=1 т=103 кг,

t=20 c,

υ = 30 м/с,

υ0 = 0,

μ = 0,05.

Найти:

Fтяг - ?

Решение

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Рисунок 1.2

На автомобиль действуют четыре силы: сила тяжести Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , сила реакции опоры Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , сила тяги двигателя Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru и сила трения Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .За положительное направление оси х примем направление движения автомобиля, а ось у направим вертикально вверх. Так как движение равноускоренное, то вектор ускорения направлен в сторону движения и совпадает с направлением оси х. Для решения задачи воспользуемся вторым законом Ньютона и определением силы трения скольжения.

По второму закону Ньютона

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

В проекциях на оси

ОХ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

ОУ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

По определению Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , так как Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , то Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , тогда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Ускорение тела

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Ответ: Fтяг=2кН.

7. Через блок перекинута нить, на концах которой подвешены грузы общей массой 10 кг. После освобождения грузы приходят в движение с ускорением 1 м/с2 . Найти массу каждого груза.

Дано:

m1 +m2 =10 кг,

a = 1 м/с2.

Найти:

m1 – ?

m2 – ?

Решение

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Рисунок 1.3

Предположим, что нить и блок невесомы и нет трения в оси блока. Тогда силы, действующие на грузы 1 и 2 со стороны нити, равны между собой (рис.) Из нерастяжимости нити следует равенство по модулю ускорений грузов 1 и 2. Запишем уравнение движение грузов. По второму закону Ньютона для каждого тела в проекции на вертикалью ось ОУ:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru (1)

Из системы (1) получим

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

так как Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , то

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

отсюда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Таким образом

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

8. Два медных шарика ( с плотностями ρ = 8,6·103кг/м3) с диаметрами D1 =4 см и D2 = 6 см находятся в соприкосновении друг с другом. Найти силу гравитационного взаимодействия этой системы.

Дано:

ρ = 8,6·103кг/м3,

D1 =4 см = 0,04 м,

D2 = 6 см = 0,06 м

Найти:

F – ?

Решение

Из закона всемирного тяготения, сила притяжения шаров

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , (1)

где G гравитационная постоянная, r – расстояние между центрами шаров, m1 и m2 - массы шариков

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , (2)

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru (3)

Расстояние между центрами шаров

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru (4)

Подставляя (2-4) в (1) получим:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

9.Студент подвесил на недеформированную вертикально расположенную пружину груз массой 300 г. Пружина удлинилась на 4 см. Какой массы груз следует добавить к первому грузу, чтобы удлинение пружины стало равным 6 см?

Дано:

m1 = 300 г = 0,3 кг,

Δx1 = 4 см = 0,04м,

Δx2 = 6 см = 0,06 м.

Найти:

Δm– ?

Решение

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Рисунок 1.4

На груз, подвешенный на пружине, действуют силы: сила тяжести Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , направленная вниз, сила упругости Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , направленная вверх.

По закону Гука сила упругости

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , (1)

где k – жесткость пружины, Δх – удлинение. (знак «минус» говорит о том, что Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru – возвращающая сила).

Так как груз находится в равновесии, то Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , отсюда коэффициент жесткости для груза:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , (2)

после добавления груза, массу обозначим m2, жесткость же пружины не изменилась, т.е

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru . (3)

Приравнивая (2) и (3) получим:

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

отсюда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Таким образом, чтобы удлинение пружины стало равным 6 см, следует добавить, к первому грузу массу Δm

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

10.Камень массой 1,05 кг, скользящий по поверхности льда со скоростью 2,44 м/с, под действием силы трения останавливается через 10 с. Найти силу трения, считая ее постоянной.

Дано:

m = 1,05 кг,

υ0 = 2,44 м/с,

υ =0,

t = 10 с.

Найти:

Fтр– ?

Решение

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Рисунок 1.5

На камень действуют силы: сила тяжести Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , направленная вниз, сила реакции опоры Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , направленная вверх, сила трения Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , направленная противоположно движению. По второму закону Ньютона

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

в проекции на оси:

ОХ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , (1)

Ускорение тела

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

так как υ =0, то

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

тогда

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru ,

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Ответ: Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru .

Задачи для решения на занятии

1.По графику зависимости скорости движения тела от времени определить характер движения тела, начальную скорость и ускорение на каждом участке

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Рисунок 1.6

2.Найти место и время встречи двух тел 2 способами (графически и аналитически). (Ответ: t = 5 c, х = 45 м)

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Рисунок 1.7

3.Зависимость пройденного телом пути от времени задается уравнением Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , где А =1 м, В = 1,5 м/с, С = 0,1 м/с2, D = 0,03 м/с3. Определить путь, пройденный телом за 10 с и скорость в этот момент времени. (Ответ: S = 56 м, υ = 12,5 м/с)

4. Движение двух тел описывается уравнением Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru . Определить величину скоростей этих тел и момент времени, когда ускорения их будут одинаковы, а также значение ускорения в этот момент времени. (Ответ: υ1 = 3,81 м/с, υ2 = 4,69 м/с, а = 6,75 м/с2)

5. Под действием силы F=10 Н тело движется прямолинейно так, что зависимость пройденного телом пути от времени задается уравнением Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru , где С=1 м/с2. Найти массу m тела. (Ответ: m = 5 кг)

6.Тело движется вниз равноускоренно по наклонной плоскости, и зависимость пройденного пути от времени задается уравнением Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru . Найти коэффициент трения μ тела о плоскость, если угол наклона плоскости к горизонту равен 300.(Ответ: μ = 0,2)

7.К нити подвешен груз массой m = 500 г. Определите силу натяжения нити, если нить с грузом: 1) поднимать с ускорением 2 м/с2; 2) опускать с ускорением 2 м/с2. (Ответ: 1) Т=5,9 Н; 2) Т = 3,9 Н).

8.По графику зависимости проекции силы упругости от удлинения (рис.1.8) найдите жесткость резинового шнура.(Ответ: k≈300 Н/м)

Задачи для решения на занятии. Практическое занятие №1 - student2.ru

Рисунок 1.8.

9.Невесомый блок укреплен в вершине наклонной плоскости, составляющей с горизонтом угол α = 300. Гири 1 и 2 одинаковой массы m1 = m2 =1 кг соединены нитью и перекинуты через блок найти ускорение а, с которым движутся гири, и силу натяжения нити Т. Трением гири о наклонную плоскость и трением в блоке пренебречь.(Ответ: а=2,45 м/с2; Т= 7,35 Н)

10. Тело массой m = 2 кг падает в воздухе с ускорением а=9,3 м/с2. Определите силу сопротивления FС воздуха. (Ответ: FС =1Н).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определения кинематических характеристик поступательного движения (перемещение, траектория, путь, скорость, ускорение).

2. Какое прямолинейное движение называют равноускоренным, равнозамедленным?

3. Чем отличаются понятия средних и мгновенных скоростей и ускорений?

4. Дайте определения динамических характеристик поступательного движения (сила, масса, импульс).

5. Какова задача динамики? Сформулируйте три закона Ньютона. В каких системах отсчета они справедливы?

6. Сформулируйте закон всемирного тяготения.

7. В чем заключается физический смысл гравитационной постоянной.

8. Дайте определение веса тела.

9. Какое состояние тела называют невесомостью?

10. Куда направлена сила трения скольжения и чему она равна?

11. Какие силы называют силами упругости?

12. Сформулируйте закон Гука.

Наши рекомендации