Лабораторная работа № 13
Способы применения модуляционного оборота при переходе в тональности I степени родства в решении гармонических задач
Объем учебного времени – 4 часа
Учебная тема: Функциональная модуляция в тональности 1 степени родства.
Цель: овладеть навыками и умениями анализа и практического применения гармонических модуляций в тональности I степени родства.
Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:
§ модуляция и ее роль в развитии музыки;
§ функциональная связь тональностей, или функции высшего порядка;
§ тональности первой степени родства: общий аккорд, число посредствующих аккордов, модулирующий аккорд, каденции в модуляции;
§ основные моменты процесса модулирования, модуляция в тональности доминанты и субдоминанты (посредствующий и модулирующий аккорды, отклонение в тональность общего аккорда).
Практические задания:
Задание 1. Приведенную ниже аккордовую последовательность: гармонизуйте в тональности g-moll; сочините к ней и гармонизуйте несколько вариантов второго предложения с различными модуляционными окончаниями (в B-dur, F-dur, Es-dur, D-dur): 3/4 t – D34 – t6 | s – s6 |II56– DD56 | К46 – D – D2||.
Задание 2. Постройте и исполните на музыкальном инструменте два модулирующих периода: из F-dur – в тональность натуральной субдоминанты; из d-moll – в тональность натуральной доминанты.
Задание 3.Письменно гармонизуйте следующие мелодии с использованием модуляций в тональности 1 степени родства:
а)
б)
в)
г)
д)
Задание 4. Сделайте письменный гармонический анализ следующих музыкальных фрагментов (см. лаб. работу 1, задание 4):
а) Р. Шуман. «Грезы»
Moderato
б) Л. Бетховен. Соната № 2 для фортепиано, cis-moll, ор.27, ч. I
Adagio sostenuto
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. В чем основное отличие модуляции от отклонения?
2. Каково значение модуляции как способа развития музыкального материала?
3. Что такое функции высшего порядка?
4. Сколько посредствующих (общих) аккордов имеется между аккордами I степени родства?
5. Что такое модулирующий аккорд, и какие гармонические функции используются в этом качестве?
6. Перечислите последовательно четыре основных этапа модуляции в тональности I степени родства.
7. Назовите тональности I степени родства в мажоре и миноре, тонические трезвучия которых по отношению к главной тональности являются аккордами доминантовой группы.
8. Какой гармонической функцией может быть представлен посредствующий аккорд (в предыдущей и последующей тональностях) и модулирующий аккорд при модуляции в доминантовую тональность?
9. Назовите тональности I степени родства в мажоре и миноре, тонические трезвучия которых по отношению к главной тональности являются аккордами субдоминантовой группы.
10. Какой гармонической функцией может быть представлен посредствующий аккорд (в предыдущей и последующей тональностях) и модулирующий аккорд при модуляции в субдоминантовую тональность?
11. Возможно ли отклонение в тональность общего аккорда? Каким образом оно осуществляется?
12. Какие аккорды используются в качестве общих (посредствующих) при модуляции в натуральный минор?
Литература:
Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 254–274 (темы 34, 35).