Лабораторная работа № 13

Способы применения модуляционного оборота при переходе в тональности I степени родства в решении гармонических задач

Объем учебного времени – 4 часа

Учебная тема: Функциональная модуляция в тональности 1 степени родства.

Цель: овладеть навыками и умениями анализа и практического применения гармонических модуляций в тональности I степени родства.

Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ модуляция и ее роль в развитии музыки;

§ функциональная связь тональностей, или функции высшего порядка;

§ тональности первой степени родства: общий аккорд, число посредствующих аккордов, модулирующий аккорд, каденции в модуляции;

§ основные моменты процесса модулирования, модуляция в тональности доминанты и субдоминанты (посредствующий и модулирующий аккорды, отклонение в тональность общего аккорда).

Практические задания:

Задание 1. Приведенную ниже аккордовую последовательность: гармонизуйте в тональности g-moll; сочините к ней и гармонизуйте несколько вариантов второго предложения с различными модуляционными окончаниями (в B-dur, F-dur, Es-dur, D-dur): 3/4 t – D34 – t6 | s – s6 |II56– DD56 | К46 – D – D2||.

Задание 2. Постройте и исполните на музыкальном инструменте два модулирующих периода: из F-dur – в тональность натуральной субдоминанты; из d-moll – в тональность натуральной доминанты.

Задание 3.Письменно гармонизуйте следующие мелодии с использованием модуляций в тональности 1 степени родства:

а)

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

б)

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

в)

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

г)

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

д)

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

Задание 4. Сделайте письменный гармонический анализ следующих музыкальных фрагментов (см. лаб. работу 1, задание 4):

а) Р. Шуман. «Грезы»

Moderato

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

б) Л. Бетховен. Соната № 2 для фортепиано, cis-moll, ор.27, ч. I

Adagio sostenuto

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

Лабораторная работа № 13 - student2.ru

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. В чем основное отличие модуляции от отклонения?

2. Каково значение модуляции как способа развития музыкального материала?

3. Что такое функции высшего порядка?

4. Сколько посредствующих (общих) аккордов имеется между аккордами I степени родства?

5. Что такое модулирующий аккорд, и какие гармонические функции используются в этом качестве?

6. Перечислите последовательно четыре основных этапа модуляции в тональности I степени родства.

7. Назовите тональности I степени родства в мажоре и миноре, тонические трезвучия которых по отношению к главной тональности являются аккордами доминантовой группы.

8. Какой гармонической функцией может быть представлен посредствующий аккорд (в предыдущей и последующей тональностях) и модулирующий аккорд при модуляции в доминантовую тональность?

9. Назовите тональности I степени родства в мажоре и миноре, тонические трезвучия которых по отношению к главной тональности являются аккордами субдоминантовой группы.

10. Какой гармонической функцией может быть представлен посредствующий аккорд (в предыдущей и последующей тональностях) и модулирующий аккорд при модуляции в субдоминантовую тональность?

11. Возможно ли отклонение в тональность общего аккорда? Каким образом оно осуществляется?

12. Какие аккорды используются в качестве общих (посредствующих) при модуляции в натуральный минор?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 254–274 (темы 34, 35).

Наши рекомендации