Аттестация кадров и аккредитация институтов

При оценке качества (лицензирование, аккредитация) программ высшего образования по направлениям, предполагающим математический компонент за пределами общекультурного, и в конкурсах на замещение вакантных должностей математических кафедр вузов необходимо предусматривать требования к недавним публикациям ведущих преподавателей в авторитетных научных изданиях.

Для педагогических направлений подготовки принципиальным является требование как участия педагогов математических кафедр в образовательном процессе общего образования (в частности, в экспертизе заданий экзаменов 9-го и 11-го классов, проверке работ выпускников), так и соответствие аттестационным требованиям, предъявляемым к учителю.

Естественным требованием к основным преподавателям, обеспечивающим «общекультурный» математический компонент в программах высшего образования является магистерская степень или квалификация специалиста в области высшего математического образования, полученная в ведущем, «математически авторитетном» вузе.

При оценке качества (лицензирование, аккредитация) программ высшего образования по техническим и естественно-научным направлениям и в конкурсах на замещение вакантных должностей математических кафедр необходимо предусматривать требования к недавним публикациям в авторитетных, прежде всего – математических изданиях.

Исходя из сказанного выше, математические кафедры, включая кафедры прикладной математики, программирования и т. д. могут быть аттестованы в качестве:

  • Ведущих программы бакалавриата или магистратуры в области математических наук (включая ИКТ) с возможностью получения дополнительной квалификации учителя
  • Ведущих программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (математика),
  • Ведущих программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование» (математика) для работающих учителей математики,
  • Не ведущих программ в области математики или математического образования, но обеспечивающую возможность (в частности, совместно с педагогическим вузом, с применением дистанционных образовательных технологий и т. д.) получения квалификации учителя для выпускника.

Управление содержанием математического образования

Содержание математического образования в определенной степени регулируется стандартами, примерными и рабочими программами. Необходима модернизация этого аппарата, его профессиональная экспертиза, установление степеней свободы и механизмов их индивидуального расширения.

Введение единых механизмов государственной итоговой аттестации (в частности, экзаменов в общем образовании) для выпускников дало возможность для управления содержанием общего образования, как через учебную литературу, так и через учителя и напрямую адресуясь к учащемуся. Особо важным является то, что при наличии долгосрочных целей можно осуществлять их постепенное достижение с заранее известным ориентирами. Например, уже сегодня в открытый банк заданий могут быть помещены задачи, для которых срок их вхождения указан: «через 5 лет».

В то же время проблема формирования содержания не исчерпывается только стандартами, программами и заданиями итоговой аттестации. Учебники также, с одной стороны, слишком детерминируют содержание, с другой стороны не формулируют явно «многомерный» результат, например, уровень самостоятельности и безошибочности выполнения тех или иных заданий.

Законом установлено включение в федеральный государственный образовательный стандарт требований к условиям образования, в том числе – к оснащению образовательного процесса, к которому относятся все информационные источники (например, задачники в печатном виде и интернете), инструменты деятельности (например, системы геометрических и графических построений и символьных вычислений, обработки данных, программирования). Необходима разработка соответствующих функциональных педагогических требований к техносфере в области математического образования.

Мероприятия

Развитие математического образования в ряде своих направлений будет реальным, если будет обеспечен спрос на соответствующих специалистов. Для этого необходимы инвестиции в фундаментальные исследования и математическую индустрию, в проектирование средств ИКТ (включая программирование). Эти инвестиции и их результативность, эффективность должны быть прозрачными, проходить профессиональную экспертизу и освещаться в СМИ.

С точки зрения финансовой поддержки именно развития математического образования оптимальной формой является сочетание поддержки в рамках федеральной государственной программы, государственных фондов (РФФИ, РГНФ) и негосударственных фондов. Различные формы финансирования позволят охватить различные необходимые секторы ключевых участников проекта (например, отдельных талантливых детей и педагогов).

Общими принципами такой финансовой поддержки являются следующие:

  • Улучшение математического образования не должно приводить к снижению оплаты труда учителя
  • Элементы математического образования, находящиеся на мировом уровне, должны финансироваться на мировом уровне.

Необходимо выделение подпрограммы в госпрограмме развития образования, в которой будут предусмотрены, в частности, направления, содержание которых вытекает из предыдущего раздела. Ряд из них, после запуска и апробации будет нормативно и законодательно закреплен, как постоянные.

Наши рекомендации