Назовите виды исследований:
ТЕСТ
для самоконтроля знаний по курсу
«Методология и методика научных исследований»
1. Укажите верную трактовку методологии:
1. система организующих принципов, способов и приемов научного исследования;
2. учение о системе; об организации деятельности, о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности;
3. учение о методе (общая теория метода) научного познания и преобразования мира;
4. все трактовки верны.
2. Выберите современную трактовку термина «методика»:
1. средство познания социальных процессов, явлений социальнойдействительности;
2. упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследованияна основе одного или чаще определенного сочетания нескольких методов;
3. совокупность норм познания и действия научных работников.
3. Научный термин "теория" в переводе на русский язык означает:
1. познание (англ.);
2. исследование (греч.);
3. изучение (лат.).
Предсказание и объяснение (отыскание причин, закономерностей) – это функции теории или метода?
1. это функции теории;
2. это функции метода.
Регуляция и ориентация деятельности – это функции метода или теории?
1. это функции метода;
2. это функции теории.
6. Выделите основные методы сбора научной информации:
1. опрос, наблюдение, изучение документов;
2 социальный эксперимент, психологические процедуры (тесты, социометрия);
3. экспертные оценки, экстраполяция, аналогия, моделирование.
7. Дайте трактовку научного факта:
1. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение либо прекращение общественных отношений;
2. подвергнутые анализу события и явления, происходившие в действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений;
3. документ, содержащий информацию (текстовую, цифровую, иллюстрированную и др.), отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научной деятельности.
8. Какой из перечисленных методов не применяется в исследовании правовых явлений:
1. математический;
2. кибернетический;
3. моделирования.
9. Круг изучаемых наукой общественных явлений, институтов - это:
1. метод;
2. подход;
3. предмет.
10. Является ли полным перечень субъектов научной деятельности:отдельный исследователь, временный научный коллектив, научное сообщество?
1. да;
2. нет;
11. К дифференциации научных исследований относят:
1. разделение их на различные виды;
2. классификацию на фундаментальные и прикладные;
3. типологизацию на диагностические, прогностические;
4. все ответы верны.
12. К прикладной юридической науке относится:
1. гражданское право;
2. криминалистика;
3. римское право;
4. уголовно-процессуальное право;
5. дипломатическое и консульское право.
13. Сравнительно-правовой метод исследования правовых явлений состоит в:
1. историческом толковании норм действующего законодательства;
2. сопоставлении объектов и явлений государственно-правовой действительности;
3. сравнении действующих норм законодательства с отмененными нормами.
14. Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:
1. четкую иерархию нормативно-правовых актов;
2. контроль над законотворческой деятельностью;
3. наличие сильной юридической науки;
4. привлечение представителей юридической науки к участию в законотворчестве.
15. При использовании достижения теории государства и права в государственном управлении реализуется функция:
1. идеологическая;
2. политико-управленческая;
3. прогностическая.
16. С какой точки зрения можно анализировать процесс познания в науке:
1. с философской;
2. с исторической;
3. с математической;
4. с гносеологической
5. с социологической.
Из каких компонентов состоит исследование (проранжируйте их) :
1. поиск проблемы;
2. распознавание проблемы;
3. определение места проблемы в системе накопленных знаний;
4. поиск путей решения проблемы;
5. выявление свойств, закономерностей поведения и развития;
6. нахождение путей, средств, возможностей использования новых знаний о проблеме в практике ее разрешения.
18. Наличием каких признаков характеризуется исследование:
1. гипотезой;
2. целью;
3. объектом и предметом исследования.
4. методологией;
5. результатами исследования;
6. возможностью практической реализации результатов исследования.
19. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным:
1. анализ;
2. диалектический;
3. абстрагирование;
4. исторический;
5. метафизический;
6. логический.
20. Индукция бывает:
1. полной;
2. частичной;
3. неполной;
4. завершенной.
Назовите виды исследований:
1. научное;
2. теоретическое;
3. методологическое;
4. практическое;
5. абстрактное;
6. прикладное.
22. С какой целью проводится интерполяция:
1. рассмотрение права как совокупности норм, являющихся продуктом государственной воли;
2. с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы;
3. с целью проверки теоретической модели.
23. Какие этапы реализуются в процессе научного исследования:
1. практический;
2. эмпирический;
3. гипотетический;
4. прогностический;
5. аналитический;
6. экспериментальный.
24. Дайте трактовку юридической феноменологии:
1. учение о феноменах, ориентированное на отказ от натуралистических установок, резко разделяющих субъект и объект познания, на выявление изначальных основ познания, человеческого существования и культуры;
2. раздел философии права, изучающий право как осмысленную и социально признанную целостность, как особый порядок коммуникативных отношений;
3. экстраполяция идей философской феноменологии в сферу юридической науки.
25. Определите из перечня наиболее верную трактовку научной проблемы:
1. комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
2. совокупность тем, охватывающих всю НИР (ОКР) или часть ее, для решения конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли;
3. крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований;
4. совокупность взаимосвязанных научных исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач.