Назовите виды исследований:

ТЕСТ

для самоконтроля знаний по курсу

«Методология и методика научных исследований»

1. Укажите верную трактовку методологии:

1. система организующих принципов, способов и приемов научного исследования;

2. учение о системе; об организации деятельности, о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности;

3. учение о методе (общая теория метода) научного познания и преобразования мира;

4. все трактовки верны.

2. Выберите современную трактовку термина «методика»:

1. средство познания социальных процессов, явлений социальнойдействительности;

2. упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследованияна основе одного или чаще определенного сочетания нескольких методов;

3. совокупность норм познания и действия научных работников.

3. Научный термин "теория" в переводе на русский язык означает:

1. познание (англ.);

2. исследование (греч.);

3. изучение (лат.).

Предсказание и объяснение (отыскание причин, закономерностей) – это функции теории или метода?

1. это функции теории;

2. это функции метода.

Регуляция и ориентация деятельности – это функции метода или теории?

1. это функции метода;

2. это функции теории.

6. Выделите основные методы сбора научной информации:

1. опрос, наблюдение, изучение документов;

2 социальный эксперимент, психологические процедуры (тесты, социометрия);

3. экспертные оценки, экстраполяция, аналогия, моделирование.

7. Дайте трактовку научного факта:

1. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение либо прекращение общественных отношений;

2. подвергнутые анализу события и явления, происходившие в действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений;

3. документ, содержащий информацию (текстовую, цифровую, иллюстрированную и др.), отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научной деятельности.

8. Какой из перечисленных методов не применяется в исследовании правовых явлений:

1. математический;

2. кибернетический;

3. моделирования.

9. Круг изучаемых наукой общественных явлений, институтов - это:

1. метод;

2. подход;

3. предмет.

10. Является ли полным перечень субъектов научной деятельности:отдельный исследователь, временный научный коллектив, научное сообщество?

1. да;

2. нет;

11. К дифференциации научных исследований относят:

1. разделение их на различные виды;

2. классификацию на фундаментальные и прикладные;

3. типологизацию на диагностические, прогностические;

4. все ответы верны.

12. К прикладной юридической науке относится:

1. гражданское право;

2. криминалистика;

3. римское право;

4. уголовно-процессуальное право;

5. дипломатическое и консульское право.

13. Сравнительно-правовой метод исследования правовых явлений состоит в:

1. историческом толковании норм действующего законодательства;

2. сопоставлении объектов и явлений государственно-правовой действительности;

3. сравнении действующих норм законодательства с отмененными нормами.

14. Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:

1. четкую иерархию нормативно-правовых актов;

2. контроль над законотворческой деятельностью;

3. наличие сильной юридической науки;

4. привлечение представителей юридической науки к участию в законотворчестве.

15. При использовании достижения теории государства и права в государственном управлении реализуется функция:

1. идеологическая;

2. политико-управленческая;

3. прогностическая.

16. С какой точки зрения можно анализировать процесс познания в науке:

1. с философской;

2. с исторической;

3. с математической;

4. с гносеологической

5. с социологической.

Из каких компонентов состоит исследование (проранжируйте их) :

1. поиск проблемы;

2. распознавание проблемы;

3. определение места проблемы в системе накопленных знаний;

4. поиск путей решения проблемы;

5. выявление свойств, закономерностей поведения и развития;

6. нахождение путей, средств, возможностей использования новых знаний о проблеме в практике ее разрешения.

18. Наличием каких признаков характеризуется исследование:

1. гипотезой;

2. целью;

3. объектом и предметом исследования.

4. методологией;

5. результатами исследования;

6. возможностью практической реализации результатов исследования.

19. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным:

1. анализ;

2. диалектический;

3. абстрагирование;

4. исторический;

5. метафизический;

6. логический.

20. Индукция бывает:

1. полной;

2. частичной;

3. неполной;

4. завершенной.

Назовите виды исследований:

1. научное;

2. теоретическое;

3. методологическое;

4. практическое;

5. абстрактное;

6. прикладное.

22. С какой целью проводится интерполяция:

1. рассмотрение права как совокупности норм, являющихся продуктом государственной воли;

2. с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы;

3. с целью проверки теоретической модели.

23. Какие этапы реализуются в процессе научного исследования:

1. практический;

2. эмпирический;

3. гипотетический;

4. прогностический;

5. аналитический;

6. экспериментальный.

24. Дайте трактовку юридической феноменологии:

1. учение о феноменах, ориентированное на отказ от натуралистических установок, резко разделяющих субъект и объект познания, на выявление изначальных основ познания, человеческого существования и культуры;

2. раздел философии права, изучающий право как осмысленную и социально признанную целостность, как особый порядок коммуникативных отношений;

3. экстраполяция идей философской феноменологии в сферу юридической науки.

25. Определите из перечня наиболее верную трактовку научной проблемы:

1. комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

2. совокупность тем, охватывающих всю НИР (ОКР) или часть ее, для решения конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли;

3. крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований;

4. совокупность взаимосвязанных научных исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач.

Наши рекомендации