Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5

Линейная алгебра

Действия с матрицами.

Выполнить действия: m=1 n=5

а) Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru ; Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

б) Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru . Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Вычисление определителей.

Вычислить определитель Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru двумя способами:

а) по правилу «треугольников»; б) по правилу Сарруса

а) по правилу «треугольников» Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru 0+(-150)+(-2)-0-20-12=-184.

б) по правилу Сарруса Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Заметим, что это одно и тоже – поэтому так больше вычислять не будем.

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Самым эффективным методом вычисления определителей 3-го и более порядка с целыми числами является применение свойств определителя, позволяющее обнулять его элементы с последующим разложением по разреженной строке (столбцу).

Умножим первый столбик на 6 и сложим с последним:

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений.

Решить систему уравнений методом Гаусса . Сделать проверку.

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Решим систему методом Гаусса с модификацией Жордана и с контрольным столбцом:

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Проверка.

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Примеры решения некоторых задач.

1. Даны два вектора Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru и Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Найти их модули, скалярное произведение и cos угла между ними.

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

2. Решить систему

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

а. метод Крамера.

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Следовательно, Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

б. Метод Гаусса.

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

в. Метод обратной матрицы.

Найдем обратную по отношению к матрице системы матрицу методом Гаусса-Жордана.

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Таким образом, обратная матрица вычислена и равна Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Решение получим умножением обратной матрицы на столбец правых частей:

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

3.Решить систему методом Гаусса Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Здесь мы Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru поменяли второй и четвертый столбцы. Теперь неизвестные идут в таком порядке:

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Теперь выпишем решение: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru или Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Привести Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru к каноническому виду.

Заменим переменные по формулам: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Приведем подобные:

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Для обнуления члена, содержащего Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru решим уравнение

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru и найдем угол поворота Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru . Тогда, подставив значение этого угла в уравнение, найдем:

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru или Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru или Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru или Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Получили уравнение эллипса.

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Вычислить определитель Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Умножим третью строку на -1 и сложим счетвертой:

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Умножим четвертую строку на -1 и сложим с пятой: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Теперь умножим пятую строку на -1 и сложим с шестой: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Теперь будем умножать четвертую строку на -7, -5, -3 и складывать соответственно с третьей, второй и первой строками: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Получили определитель, содержащий не такие большие целые числа, как в первоначальном виде. Оставим пятую строчку неизменной, но умножая ее на необходимые множители будем складывать полученную с другими строками, чтобы получить нули в первом столбце: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Разлагая этот определитель по первому столбцу, получим: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Здесь мы учитывали, что алгебраическое дополнение имеет множитель -1 или 1 в зависимости от нечетности или четности суммы номера строки и номера столбца ненулевого элемента столбца разложения, а сам элемент равен единице. Оставим пятую строчку неизменной, но умножая ее на необходимые множители будем складывать полученную с другими для получения нулей в четвертом столбце: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Разлагая определитель по первому столбцу, получим: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Здесь мы также учитывали, что алгебраическое дополнение имеет множитель -1 или 1 в зависимости от нечетности или четности суммы номера строки и номера столбца ненулевого элемента столбца разложения, а сам элемент равен единице. Из третьей строки вынесем 2 и получим: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Умножим третий столбец на -1 и сложим с четвертым, чтобы получить единицу: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Оставим третью строчку неизменной, но умножая ее на необходимые множители будем складывать полученную с другими для получения нулей в четвертом столбце: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Разлагая полученный определитель по четвертому столбцу, получим: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Здесь мы учитывали, что алгебраическое дополнение имеет множитель -1 или 1 в зависимости от нечетности или четности суммы номера строки и номера столбца ненулевого элемента столбца разложения, а сам элемент равен минус единице. Сумма в данном случае нечетная = 3+4. Второй столбец, оставляя неизменным, умножим на -5 и сложим с первым, а также умножим на -2 и сложим с третьим: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Вынесем множитель 2 из первого столбца и получим: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Умножим первую строку на 8 и на -5 и сложим со второй и третьей соответственно: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Вынесем -2 из третьей строки: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Разложим определитель по первому столбцу и вычислим его: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru 280

6. Пусть Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Тогда, применяя уже продемонстрированный на задании 2. метод Гаусса-Жордана, вычислим обратную матрицу:

Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Полином Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru при Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru будет вычисляться так: Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru Системы линейных уравнений. Выполнить действия: m=1 n=5 - student2.ru

Наши рекомендации