Лабораторная работа № 2
Анализ гармонического строения музыкального периода.
Построение серединных и заключительных каденций
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Гармоническое строение музыкального периода. Кадансы и их классификация.
Цель: изучить особенности гармонического строения музыкального периода, виды его каденций и выявить функциональную логику составляющих его аккордов; закрепить навыки гармонического анализа периода.
Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:
§ музыкальное построение, цезура, период (квадратный, с равнодлительными предложениями, единого строения), предложение;
§ каденция; серединные и заключительные, устойчивые (автентические, плагальные и полные) и неустойчивые (половинные автентические и плагальные), совершенные и несовершенные каденции;
§ кадансовый оборот, его функциональность, строение, метрические условия применения, аккордовая подготовка, перемещение, значение.
Практические задания:
Задание 1. Приведите из репертуара по музыкальному инструменту, дирижированию или из музыкальной литературы по одному примеру с автентической, плагальной, полной, половинной автентической, половинной плагальной, совершенной и несовершенной каденциями. Запишите эти фрагменты с примерами каденций (предложений или фраз), указав автора, название произведения (его часть, раздел, тему) и вид каденции.
Задание 2.Запишите четырехголосно и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора и минора до двух ключевых знаков включительно предлагаемый ниже кадансовый оборот в разных мелодических положениях первого аккорда: K46–D–T(t).
Задание 3.Расставьте функции в предлагаемых ниже периодах; определите местоположение и вид каденций, гармонизуйте их:
а)
б)
Задание 4. Исполните (или прослушайте) предлагаемый пример:
Ж.-Б. Люлли. Гавот
Moderato
Сделайте письменный гармонический анализ данного музыкального примера по указанному выше плану (см. лаб. работу № 1, задание 4).
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Что такое период и предложение?
2. Какие внутренние синтаксические структуры включает период?
3. Что такое квадратный и неквадратный период?
4. Какие существуют основные разновидности неквадратного периода?
5. Какова функциональная логика распределения аккордов в периоде?
6. Чем завершаются предложения периода?
7. Каковы функциональность, строение, удвоение, метрические условия применения кадансового квартсекстаккорда?
8. Как подготавливается и перемещается кадансовый квартсекстаккорд?
9. Что такое кадансовый оборот, или каданс?
10. Каковы основные виды каденций?
11. В чем отличие между автентическим и плагальным кадансом?
Литература:
Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 46–60 (темы № 8 и 9).