Лабораторная работа № 2

Анализ гармонического строения музыкального периода.

Построение серединных и заключительных каденций

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема: Гармоническое строение музыкального периода. Кадансы и их классификация.

Цель: изучить особенности гармонического строения музыкального периода, виды его каденций и выявить функциональную логику составляющих его аккордов; закрепить навыки гармонического анализа периода.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ музыкальное построение, цезура, период (квадратный, с равнодлительными предложениями, единого строения), предложение;

§ каденция; серединные и заключительные, устойчивые (автентические, плагальные и полные) и неустойчивые (половинные автентические и плагальные), совершенные и несовершенные каденции;

§ кадансовый оборот, его функциональность, строение, метрические условия применения, аккордовая подготовка, перемещение, значение.

Практические задания:

Задание 1. Приведите из репертуара по музыкальному инструменту, дирижированию или из музыкальной литературы по одному примеру с автентической, плагальной, полной, половинной автентической, половинной плагальной, совершенной и несовершенной каденциями. Запишите эти фрагменты с примерами каденций (предложений или фраз), указав автора, название произведения (его часть, раздел, тему) и вид каденции.

Задание 2.Запишите четырехголосно и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора и минора до двух ключевых знаков включительно предлагаемый ниже кадансовый оборот в разных мелодических положениях первого аккорда: K46–D–T(t).

Задание 3.Расставьте функции в предлагаемых ниже периодах; определите местоположение и вид каденций, гармонизуйте их:

а)

Лабораторная работа № 2 - student2.ru

б)

Лабораторная работа № 2 - student2.ru

Задание 4. Исполните (или прослушайте) предлагаемый пример:

Ж.-Б. Люлли. Гавот

Moderato

Лабораторная работа № 2 - student2.ru

Лабораторная работа № 2 - student2.ru

Сделайте письменный гармонический анализ данного музыкального примера по указанному выше плану (см. лаб. работу № 1, задание 4).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое период и предложение?

2. Какие внутренние синтаксические структуры включает период?

3. Что такое квадратный и неквадратный период?

4. Какие существуют основные разновидности неквадратного периода?

5. Какова функциональная логика распределения аккордов в периоде?

6. Чем завершаются предложения периода?

7. Каковы функциональность, строение, удвоение, метрические условия применения кадансового квартсекстаккорда?

8. Как подготавливается и перемещается кадансовый квартсекстаккорд?

9. Что такое кадансовый оборот, или каданс?

10. Каковы основные виды каденций?

11. В чем отличие между автентическим и плагальным кадансом?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 46–60 (темы № 8 и 9).

Наши рекомендации