Список использованных источников. Министерство образования и науки
Министерство образования и науки
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Институт фундаментального образования
Методические указания
по выполнению домашних и контрольных работ студентами кафедры Защиты в чрезвычайных ситуациях ИнФО
Екатеринбург-2014
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с требованиями СТП-1 УГТУ-УПИ 1996 г. и ГОСТ 7.32-2001 «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», введенному в действие с 01.07.2002 г.
В методических указаниях изложены структура домашней и контрольной работы (далее – ДР и КР), требования к содержанию структурных элементов ДР и КР, их общие правила оформления.
Темы ДР и КР могут быть заложены в один из разделов рабочей программы определенной дисциплины или же после рассмотрения их на заседании кафедры и утверждения заведующим кафедрой представлены в виде отдельного документа, являющегося приложением к данным методическим указаниям.
Темы ДР и КР выдаются студентам преподавателями на аудиторных занятиях.
Настоящие методические указания предназначены для выполнения всех видов ДР и КР, выполняемых во время самостоятельной работы студентами кафедры Защита в чрезвычайных ситуациях ИнФО.
Методические указания разработаны заведующим кафедрой ЗЧС
И.В. Клочковым и доцентом кафедры А.М. Котом.
Обсуждены на заседании кафедры ЗЧС
Зав. кафедрой ЗЧС И.В. Клочков
протокол № ____ от «___»__________ 2014 г.
Одобрены на заседании учебно-методического Совета ИнФО
Председатель УМС Т.И. Алферьева
протокол № ___ от «____» ________ 2014 г.
Содержание
1 Структурные элементы ДР и КР……………………………………………..4
2 Требования к содержанию структурных элементов ………………………4
2.1 Титульный лист……………………………………………………………..4
2.2 Содержание…………………………………………………………………4
2.3 Обозначения и сокращения……………………………………………….4
2.4 Введение……………………………………………………………………4
2.5 Основная часть……………………………………………………………..5
2.6 Заключение…………………………………………………………………5
2.7 Список использованных источников……………………………………5
2.8 Приложения………………………………………………………………5-6
3 Правила оформления отчета………………………………………………..6
3.1 Общие требования…………………………………………………………6
3.2 Построение отчета………………………………………………………..6-7
3.3 Нумерация страниц отчета………………………………………………..7
3.4 Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов отчета…….7-9
3.5 Иллюстрации……………………………………………………………..9-10
3.6 Таблицы…………………………………………………………………..10-11
3.7 Примечания и сноски…………………………………………………..11-12
3.8 Формулы и уравнения………………………………………………….12-13
3.9 Ссылки…………………………………………………………………….13
3.10 Список использованных источников…………………………………..13
3.11 Приложения……………………………………………………………13-14
4 Критерии оценки ДР или КР……………………………………………….14
5 Порядок отчетности студентов……………………………………………..14
1 Структурные элементы ДР и КР:
- титульный лист;
- содержание;
- обозначения и сокращения;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
2 Требования к содержанию структурных элементов
2.1 Титульный лист
Титульный лист является первой страницей ДР и КР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование вышестоящей организации;
- наименование организации-исполнителя ДР и КР
- наименование работы;
- номер (шифр) работы (если он есть);
- должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы исполнителя, руководителя (если печатается в несколько строк, то печатать через 1 межстрочный интервал, затем оставляют свободное поле для личных подписей и помещают инициалы и фамилии лиц, подписавших отчет, в одной строке с подписями проставляют даты подписания);
- место и дату составления ДР или КР.
Содержание
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.
Обозначения и сокращения
Структурный элемент “Обозначения и сокращения“ содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в данной ДР или КР. Допускается определения, обозначения и сокращения приводить в одном структурном элементе “Определения, обозначения и сокращения“.
Введение
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения ДР или КР, сведения о планируемом научно-техническом уровне разработки. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.
Основная часть
В основной части ДР или КР приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы. Основная часть должна содержать:
а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения ДР или КР;
б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;
в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и технико-экономической эффективности их внедрения и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.
Представление в ДР или КР данных о свойствах веществ и материалов проводятся по ГОСТ 7.54, единицы физических величин - по ГОСТ 8.417.
Заключение
Заключение должно содержать:
- краткие выводы по результатам ДР или КР или отдельных ее этапов;
- оценку полноты решений поставленных задач;
- разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов работы.
Список использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.
Приложения
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной НИР, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:
- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
- таблицы вспомогательных цифровых данных;
- протоколы испытаний;
- описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
- заключение метрологической экспертизы;
- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения ДР или КР;
- иллюстрации вспомогательного характера.
Правила оформления отчета
Общие требования
Изложение текста и оформление отчета выполняют в соответствии с требованиями настоящих методических указаний. Страницы текста отчета и включенные в отчет иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327. Допускается применение формата A3 при наличии большого количества таблиц и иллюстраций данного формата.
Отчет должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль не менее 12). Полужирный шрифт не применяется.
Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - не менее 30 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Вне зависимости от способа выполнения отчета качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки отчета, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом.
Повреждения листов отчета, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.
Построение отчета
Наименования структурных элементов отчета "СОДЕРЖАНИЕ", "ОПРЕДЕЛЕНИЯ", "ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЕ" служат заголовками структурных элементов отчета. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Пример- 1, 2, 3 и т.д.
Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой. Пример- 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.
Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой. Пример- 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.
После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.
Если текст отчета подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всего отчета.
Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Нумерация страниц отчета
Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.