Лабораторная работа № 14
Анализ музыкальных примеров с использованием
Альтерированной субдоминанты
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема:Аккорды альтерированной субдоминанты.
Цель: овладеть навыками гармонического анализа и решения задач с использованием альтерированной субдоминанты.
Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:
§ альтерация II ступени в мажоре и миноре;
§ понижение II ступени и неаполитанский секстаккорд: удвоение, подготовка и разрешение; применение в прерванных и плагальных оборотах;
§ неаполитанский септаккорд: приготовление, разрешение;
§ неаполитанский аккорд как результат отклонения в субдоминанту;
§ альтерация аккордов субдоминантовой группы в мажоре, связанная с повышением II ступени лада (#1SII56 и #1SII6).
Практические задания:
Задание 1. Постройте и исполните на музыкальном инструменте в тональностях минора и гармонического мажора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с неаполитанским секстаккордом:
1) t – t2 –VI –b1II6 – К46 – D7 – t;
2) T– b1II6 – D6 – T;
3) S6 (г) – b1II6 – К46 – D7 – T;
4) t –D56к S – b1II6 – К46 – D7 – t.
Задание 2. Приведите два примера из музыкальной литературы с использованием неаполитанской гармонии, отметив момент ее подготовки и разрешения.
Задание 3. Письменно гармонизуйте следующие мелодии и басы в объеме музыкального предложения (а, б, в) и периода (г) с использованием альтерированной субдоминанты:
а)
б)
в)
г)
Задание 4. Выполните письменный гармонический анализ ниже приведенного фрагмента (см. лаб. работу 1, задание 4):
А. Скрябин. Прелюдия № 10, ор. 11
Andante
Задание 5. В ниже приведенном фрагменте укажите неаполитанскую гармонию, ее подготовку и разрешение:
б) А. Скрябин. Прелюдия № 3, ор. 33
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Изменения каких ступеней лада являются признаком альтерации аккордов субдоминантовой группы в мажоре и миноре?
2. Какой альтерированный аккорд субдоминантовой группы является наиболее распространенным в миноре и гармоническом мажоре?
3. Что обычно удваивается в неаполитанском секстаккорде, как он готовится и разрешается?
4. Каким образом неаполитанский секстаккорд используется в прерванных оборотах и плагальных каденциях?
5. Каковы особенности применения неаполитанских септаккорда и трезвучия?
6. Каким образом неаполитанский секстаккорд может использоваться при отклонении в субдоминанту?
7. Какие аккорды субдоминантовой группы образуются в результате повышения I ступени лада в мажоре, как они применяются?
8. Как готовится и разрешается трезвучие низкой VI ступени в прерванном обороте и каденции?
9. Как готовится и разрешается трезвучие VI низкой ступени вне прерванной каденции?
10. Каковы особенности использования трезвучия VI низкой ступени в плагальных оборотах?
Литература:
Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 351–363, с.382–390 (темы 47, 50).