Лабораторная работа № 14

Анализ музыкальных примеров с использованием

Альтерированной субдоминанты

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема:Аккорды альтерированной субдоминанты.

Цель: овладеть навыками гармонического анализа и решения задач с использованием альтерированной субдоминанты.

Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ альтерация II ступени в мажоре и миноре;

§ понижение II ступени и неаполитанский секстаккорд: удвоение, подготовка и разрешение; применение в прерванных и плагальных оборотах;

§ неаполитанский септаккорд: приготовление, разрешение;

§ неаполитанский аккорд как результат отклонения в субдоминанту;

§ альтерация аккордов субдоминантовой группы в мажоре, связанная с повышением II ступени лада (#1SII56 и #1SII6).

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните на музыкальном инструменте в тональностях минора и гармонического мажора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с неаполитанским секстаккордом:

1) t – t2 –VI –b1II6 – К46 – D7 – t;

2) T– b1II6 – D6 – T;

3) S6 (г) – b1II6 – К46 – D7 – T;

4) t –D56к S b1II6 – К46 – D7 – t.

Задание 2. Приведите два примера из музыкальной литературы с использованием неаполитанской гармонии, отметив момент ее подготовки и разрешения.

Задание 3. Письменно гармонизуйте следующие мелодии и басы в объеме музыкального предложения (а, б, в) и периода (г) с использованием альтерированной субдоминанты:

а)

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

б)

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

в)

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

г)

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

Задание 4. Выполните письменный гармонический анализ ниже приведенного фрагмента (см. лаб. работу 1, задание 4):

А. Скрябин. Прелюдия № 10, ор. 11

Andante

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

Задание 5. В ниже приведенном фрагменте укажите неаполитанскую гармонию, ее подготовку и разрешение:

б) А. Скрябин. Прелюдия № 3, ор. 33

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

Лабораторная работа № 14 - student2.ru

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Изменения каких ступеней лада являются признаком альтерации аккордов субдоминантовой группы в мажоре и миноре?

2. Какой альтерированный аккорд субдоминантовой группы является наиболее распространенным в миноре и гармоническом мажоре?

3. Что обычно удваивается в неаполитанском секстаккорде, как он готовится и разрешается?

4. Каким образом неаполитанский секстаккорд используется в прерванных оборотах и плагальных каденциях?

5. Каковы особенности применения неаполитанских септаккорда и трезвучия?

6. Каким образом неаполитанский секстаккорд может использоваться при отклонении в субдоминанту?

7. Какие аккорды субдоминантовой группы образуются в результате повышения I ступени лада в мажоре, как они применяются?

8. Как готовится и разрешается трезвучие низкой VI ступени в прерванном обороте и каденции?

9. Как готовится и разрешается трезвучие VI низкой ступени вне прерванной каденции?

10. Каковы особенности использования трезвучия VI низкой ступени в плагальных оборотах?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 351–363, с.382–390 (темы 47, 50).

Наши рекомендации