Особенности письменной речи

ЛЕКЦИЯ № 5 (51 -52 )

Тема: Лингвистическая основа методики обучения младших школьников русскому языку

ПЛАН

1. Навык письма и принципы обучения русскому языку.

2. Цели и задачи уроков русского языка ( «Обучение грамматике»)

3. Сравнительно- сопоставительный анализ языкового материала родного и русского языков.

4. Приёмы межьязыковых аналогий, сравнения и сопоставления.

5. Типология изучаемого материала по степени совпадения его содержания в русском языке.

Лингвистика, представляя собой базовую для методики преподавания русского языка науку, исследует общие законы строения и функционирования человеческого языка. Лингвистическое содержание обучения русскому языку воплощается в аспектах языка (фонетике, графике и орфографии, лексике, грамматике), в структурах и жанрах речи (устный диалог, устный и письменный монолог).

Лингви́стика - (языкознание, языковедение), наука о языке, реально представленная серией лингвистических дисциплин, состав которых определяют общие представления о языке. Современная лингвистика описывает историю языка (диахроническая) и его современное состояние (синхронная), в котором отдельно изучаются языковая система и языковая норма (ортология). В основе лингвистики лежит представление о многоуровневом устройстве языка, каждый его уровень изучается особой лингвистической дисциплиной, которая часто носит то же название: фонетика, морфемика, лексикология (изучает уровень лексики), морфология, синтаксис. В последние годы лингвистика включает в круг своих интересов и высший уровень – текст. Каждый уровень (кроме фонетики) имеет формальный и содержательный планы, последний изучается семантикой. Помимо изучения конкретных языков лингвистика занимается и общими принципами функционирования языка, сопоставлением языков, их родственными и типологическими отношениями; этим занимается компаративистика и общее языкознание.

Главная задача уроков русского языка в начальных классах – развитие у младших школьников устной и письменной речи. Это значит, что усваивая элементы знаний по грамматике, дети вместе с тем приобретают практические навыки в области речи как устной, так и письменной.

На уроках русского языка в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, прививается любовь и интерес к изучению русского языка, расширяется общий кругозор и языковая культура, осуществляется умственное и речевое развитие.

Значит, курс грамматики должен сообщить такие начальные сведения, которые помогли бы выработать у детей осмысленное отношение к основным элементам языка. Обязан сформировать орфографические и пунктуационные навыки, навыки устной и письменной речи в том объеме, который необходим для дальнейшего обучения в области языка. Изучение грамматики приобретает смысл лишь в том случае, если устанавливается живая, действенная связь между этим изучением и речевой практикой учащихся: с занятиями по орфографии, пунктуации и орфоэпии, чтению и развитию речи.

Изучение грамматики должно способствовать развитию у детей познавательных способностей, умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, объяснять и доказывать.

Существенным в обучении второму близкородственному языку является создание условий для положительного переноса знаний, умений и навыков и сосредоточение внимания на трудностях, которые вызываются интерференцией украинского языка.

Задачи обучения:

- обогащение и уточнение словаря учащихся;

- развитие орфоэпических умений и навыков;

- обеспечение усвоения элементарных сведений по фонетике, морфологии и синтаксису как основы осознания состава и структуры русской речи;

- развитие словоупотребительных умений;

- коррекция умений и навыков у учащихся на различных языковых уровнях – фонетики, лексики, грамматики;

- совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся в пределах требований программы.

Формирование знаний о языковых явлениях и развитие речевых навыков осуществляется в соответствии с такими разделами:

1. текст, предложение;

2. слог, ударение, звуки и буквы;

3. слово ( лексическое значение);

4. состав слова;

5. части речи.

Все сведения по разделу «Текст, предложение» дети изучают в начале учебного года в каждом из классов. Работа над предложением и текстом обязательна также при изучении всех других разделов программы. Усвоение этого материала организуется так, чтобы осуществлялась опора на умения и знания по родному языку, поскольку это идентичный материал в русском и украинском языках.

Знания по фонетике, систематическая звуковая работа способствуют осознанию и усвоению фонематического характера большинства русских написаний на этапе развития продуктивных умений, т.к. значительная часть школьных правил ориентирует на действия со звуками. Самым главным при усвоении элементов фонетики и графики является четкое разграничение звука и буквы. В связи с разделом «Слог. Ударение. Звуки и буквы» школьники должны осознать такой материал по фонетике и графике:

- в русском языке нет полного соответствия между гласными звуками и буквами, которые обозначаются на письме: букв больше, чем звуков. Гласных звуков шесть, а букв, обозначающих гласные звуки, десять.( нет гласных звуков я,ю,е,е);

- согласных звуков тоже больше, чем букв По своей природе все согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство из них образуют пары по твердости – мягкости, не имеют пар твердые Ж,Ш,Ц и мягкие Ч”,Ш”,Й”;

- в русском языке, как и в украинском есть звонкие и глухие согласные звуки.

С целью расширения и обогащения словарного запаса учащихся, развития у них интереса к слову введен новый раздел программы «Слово». Назначение этого раздела – развивать у школьников представления о лексическом значении слова. В процессе наблюдений над словом необходимо учит детей вдумываться в значение слова, замечать его выразительные возможности, развивать внимание к незнакомым словам, потребность выяснить их значение.

Одним из основных принципов обучения русскому языку является принцип интеграции и дифференциации, суть которого состоит в том, что тренируя любой вид речевой деятельности или аспект языка, мы одновременно тренируем и остальные. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке русского языка является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков.

Основной целью обучения русскому языку в школе сегодня является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как:

Речевая компетенция.

Языковая компетенция.

Социокультурная компетенция.

Учебно-познавательная компетенция.

Особенности письменной речи

Роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика. Как и говорение, письмо является продуктивным видом деятельности, но еще более осложненным целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.

Между говорением и письмом есть существенные различия и в психологическом, и в лингвистическом планах. Профессор Е.И. Пассов говорит о том, что, прежде всего, следует отметить отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи. Говорящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий может эту реакцию лишь предугадывать, поэтому его речь более обоснована, развернута. Пишущий должен часто сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это также заставляет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства.

Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени; пишущий практически во времени не ограничен. Поэтому его внимание направлено не только на содержание, но и на форму речи. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько адекватно использованная форма передает заданное содержание, смысл. Пишущий часто пользуется, так сказать, долгосрочным планированием своей речи, отчего она более логична. Он может подобрать точное слово, разнообразить лексический состав своей речи.

Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может недоговаривать фразы, поэтому его речь грамматически оформлена всегда более строго.

Все условия функционирования письменного общения и качества письменной речи обусловливают не только определенную трудность или легкость, но и специфику работы по обучению письму.

Вывод: письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков - письменного текста.

Наши рекомендации