Компромиссом называется соглашение, которое достигается путем взаимно приемлемых уступок
Методы и модели принятия решений
1.1 Постановка задачи принятия решения и основные понятия.
Выполнения основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля связано с необходимостью принятия эффективных решений. Решение является результатом умственной деятельности человека, следствием которого являются определенные выводы и побуждение к необходимым действиям.
Лица, которые наделены правом принимать решения, являются субъектами решения. Исполнители решений являются объектами решения. Субъектами и объектами решений могут быть как физические лица, так и должностные лица, являющиеся представителями юридических лиц. Обязательной составляющей управленческой деятельности является принятие решений. Такие решения называют управленческими или организационными.
Под управленческим решением понимается выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.
Выбор осуществляет лицо, принимающее решение (ЛПР), как правило, это руководитель. Руководитель принимает решение, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель управленческого, или организационного решения заключается в обеспечении последовательного движения организации к намеченным целям.
Управленческие решения по видам разделяют на запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированными называют такие решения, которые сопутствуют получению результата, и уже определены некоторой отработанной к настоящему времени последовательностью действий или этапов.
Незапрограммированными решениями в таком случае называют такие решение, необходимость принятия которых возникает в связи с возникновением новой, неотработанной ситуации.
Типы, или разновидности решений:
1. В процессе планирования принимаются решения о главной задаче производства или иного бизнеса; его целях; взаимодействии с внешней средой; стратегии и тактике, которые необходимо принять для достижения поставленных целей.
2. В процессе организации деятельности принимаются решения о структурной организации работы; о распределении полномочий между руководством подразделений; о координации работы различных подразделений; об изменении структуры организации при изменении внешней среды.
3. В процессе мотивации персонала принимаются решения об удовлетворении потребностей подчиненных; о повышении производительности работ, о степени удовлетворенности персонала своей работой.
4. В процессе контроля решения принимаются о процедуре измерения результатов работ, об их оценке; о том, в какой степени достигнуты цели организации; о необходимости корректировки целей.
Постановка задачи принятия решений.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Каждое управленческое решение, принимаемое в системе управления в соответствии с его назначением, должно отвечать следующим требованиям:
· иметь ясную цель;
· быть обоснованным, значит, содержать количественный расчет, который обосновывает выбор именно этого решения среди других возможных;
· решение должно быть направлено на конкретных исполнителей и конкретные даты исполнения решений;
· быть непротиворечивым, то есть согласованным со всеми внутренними и внешними обстоятельствами, а также не должно противоречить предшествующим и предстоящим решениям;
· быть правомочными, значит, соответствовать требованиям правовых актов,
нормативных документов, приказов и распоряжений руководителей, кроме того, решение должно соответствовать правам и обязанностям руководителей и исполнителей;
· быть эффективным, значит, наилучшим из возможных решений в отношении ожидаемого результата к затратам;
· быть конкретным, давать ответы на вопросы, как, когда и где действовать;
· быть своевременным и приниматься тогда, когда реализация этого решения еще может привести к поставленной цели;
· обладать полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям.
Необходимой составляющей в процессе принятия решения является умение использовать в нужных ситуациях компромисс.
Компромиссом называется соглашение, которое достигается путем взаимно приемлемых уступок.
При принятии конкретного решения различают такое понятие, как характер процесса принятия решений. Этот характер может рассматриваться как интуитивный, основанный на суждениях и рациональный.
Интуитивное решение принимается, основываясь только лишь на ощущении того, что оно является правильным, и в случае, если такой выбор окажется верным, его называют озарением или шестым чувством.
Тем не менее, в большинстве случаев на практике при возникновении сложной ситуации имеетсябольшое число вариантов выбора. Предприятие с достаточно большим капиталом может, например, выпускать огромный ассортимент продукции. Но продавать её с прибылью оно сможет только некоторые виды этой продукции. Кроме того, во многих случаях руководитель вначале не всегда имеет набор возможных вариантов выбора. Поэтому, принимая решение исключительно на основе интуиции, можно столкнуться со стохастической неопределенностью, тогда шансы на принятия наилучшего решения резко падают.
Следующим вариантом принятия решений является характер решения, основанный на суждениях. В этом случае решение принимается на основе необходимых знаний или в соответствии с накопленным опытом.
В случае, когда суждение опирается на опыт, может произойти смещение ориентиров в направлениях, известных принимающему решение руководителю по прежним, более ранним прецедентам. Тогда можно не заметить новую, возможно более эффективную, чем прежние варианты, альтернативу выбора. Поэтому принятие решений на основе суждений при опоре на опыт может приводить к потерям.
Можно во многих случаях повысить вероятность правильного выбора, применяя рациональный подход, то есть, принимая рациональное решение.
Рациональным называется такое решение, которое основывается на базе аналитического процесса, чаще всего такое решение не зависит от предшествующего опыта.