Профессиональные задачи к экзамену

МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ГРУППЫ 4.5, 4. 7 «Дошкольное образование» 2015- 2016 уч. год , 7 семестр

МДК « ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ТИХОМИРОВА Н.Д.

Вопросы:

РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ, СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЦИФРАМИ

ПОРЯДКОВОЕ И КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА

СРАВНЕНИЕ СМЕЖНЫХ ЧИСЕЛ

СЧЁТ С УЧАСТИЕМ АНАЛИЗАТОРОВ

СЧЁТ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ

ЗНАКОМСТВО С СОСТАВОМ ЧИСЛА ИЗ ЕДИНИЦ И ДВУХ МЕНЬШИХ ЧИСЕЛ

ВИДЫ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ПРИЁМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Концепции развития количественных представлений в дошкольном возрасте

Профессиональные задачи к экзамену

№ 1

Дети придумывают задачи на вычитание. Вот одна из задач: На ветке сидело 7 птиц, одна улетела. Сколько птиц стало на ветке?

1. Какую ошибку допустили дети?

2. Как избежать этой ошибки в дальнейшей работе?

2-й уровень. Какая работа проводится на I и II этапах по обу­чению детей решению и составлению задач?

3-й уровень. Другие точки зрения на методику обучения детей составлению и решению задач?

№2

В старшей группе на занятии по математике в ноябре месяце дети с места считали шепотом поставленные воспитате­лем на наборное полотно машинки, многие при этом указывали на каждый предмет пальцем. Количество машин дети называли безошибочно.

Вопросы:

1. Соответствуют ли навыки детей возрастным возможностям?

2. Какую работу должен провести воспитатель, чтобы научить детей считать про себя?

2-й уровень. Элементы счета, методика работы по усвоению правил счета.

3-й уровень. Альтернативные методики обучения детей счету.

№3

Родители девочки обратились к воспитателю: "Наша дочка через год пойдет в школу, а она не знает цифр и не умеет их писать. Считает хорошо только до 10, а дальше путает чис­ла. Решает задачи она только на пальцах. Достаточно ли таких знаний для поступления в школу"?

Вопросы:

1. Как Вы смогли бы ответить на этот вопрос?

2. С каким уровнем знаний о количестве должен поступать ребенок в школу?

3. Какие навыки учебной деятельности должны быть сформированы у старшего дошкольника?

2-й уровень. Знакомство детей с цифрами /Р.П.Чуднова, Л.Цидилина/.Перепетайло Н.

3-й уровень. Методика работы по запоминанию детьми чисел Е.В.Соловьевой.

№ 4

Воспитатель подготовительной группы, планируя занятие по закреп­лению умений детей сравнивать смежные числа в пределах 8 на конкретном материале, просматривает итоги предыдущего занятия. Внимание привлекла следующая запись: Оля, Ира и Нина плохо считают, часто ошибаются, неправильно отвечают на вопро­сы, в частности на вопрос "на сколько больше или меньше то или иное число?".

1-й уровень.

1. Как учесть знания детей при планировании следую­щего занятия?

2. Какие дидактические игры могут помочь в устранении ошибок?

3. Какие знания не усвоены детьми?

2-й уровень. Придумайте игровые упражнения на пони­мание отношений между смежными числами.

3-й уровень. Взгляды Ф.Н.Блехер, В.Лаксон, Р.Грина на восприятие детьми числа.

№5

В игре "Назови соседей" детям предлагается выложить карточки с числами-соседями названного педагогом числа. Витя положил перед собой карточки 5 и 6,после того, как пе­дагог назвал число 4. И каждый раз, после того как назывались числа, он выкладывал карточки с числами, которые идут после названного.

Воспитатель поправляет Витю, просит назвать числа по поряд­ку. Мальчик правильно называл последовательность чисел. Но когда его просили назвать число, которое стоит перед данным, ребенок называл числа наугад.

1-й уровень.

1. Какие навыки сформированы у мальчика?

2. Какая программная задача не усвоена им. Назовите возможные причины пробела в знаниях ребенка.

2-й уровень. Составьте план индивидуальной работы с ребенком.

3-й уровень. Какая работа, предложенная Е.В.Соловье­вой, способствует запоминанию числительных по порядку?

№ 6

В подготовительной группе было несколько мальчиков, ко­торые очень увлекались математикой. Они часто придумывали ин­тересные задачи, которые обсуждались со всеми детьми, а наибо­лее оригинальные задачи воспитатели записывали в специальную тетрадь.

1-й уровень.

1. Правильно ли действовали воспитатели?

2. В чем должен состоять индивидуальный подход к таким детям на занятиях и в повседневной жизни?

2-й уровень. Обучение детей составлению и решению задач, этапы работы.

3-й уровень. Задачи на нахождение изначального числа.

№7

Иногда в подготовительной группе встречаются дети, которые не могут самостоятельно придумать арифметическую задачу, повторить ее условие и ход решения.

Между тем эти дети сообразительны, о чем можно судить по таким фактам: при решении задач они изобретают свои вари­анты ответов, фантазируют при составлении рассказов.

1-й уровень.

1.Чем может быть вызвана пассивность на занятии по математике?

2. Как учитывать эти особенности воспитателю?

2-й уровень. Этапы в обучении детей составлению и решению задач.

3-й уровень. Методика работы по закреплению умений решать задачи, записывание их с помощью цифр /использование математических кубиков/.

№ 8

Оценивая действия детей в процессе выполнения заданий, педагог говорит:

- Да, ты сегодня хорошо считала, почти не ошибалась.

- Умница, Юленька, как аккуратно нарисовала квадрат, нигде квадрат не сошел с линеечек.

- Катя, ты сегодня хорошо считала, но вот при решении задач допускала ошибки.

- Да, Олег, ты сегодня быстрее сложил узор, чем вчера.

- Что по-твоему, Вася, тебе сегодня особенно удалось? А что еще не совсем получилось?

1-й уровень.

1.Какую характеристику Вы можете дать указаниям педагога?

2. В чем важность таких оценок?

3. В какой возрастной группе это происходило?

2-й уровень. Организация занятий по математике в подго­товительной группе?

3-й уровень. Обучение детей подготовительной группы умению анализировать свою работу. Важность самооценки в подготовке детей к школе.

№9

В 1-й части занятия дети с помощью воспитателя вспом­нили, как на предыдущем занятии они составляли группу каран­дашей разного цвета. "Сколько нужно взять карандашей, если я назову число 6? Миша, возьми столько же карандашей, и расскажи, сколько карандашей каждого цвета и сколько всего?" - предлагает педагог.

Далее он предлагает составить группу из 7 предметов, подобрать разные по высоте домики и задает вопросы.

1-й уровень.

1.В какой последовательности нужно предлагать вопро­сы и как их формулировать?

2. Какая программная задача решалась в этой части занятия?

2-й уровень. Какие Вы можете назвать игровые упражне­ния для закрепления знаний?

В какой возрастной группе проводилась работа?

3-й уровень. Для чего необходимо проводить работу в подготовительной группе?

№10

Для подвижной игры "Автомобили и гаражи" воспитатель в разных местах участка прикрепляет числовые карточки, нa которых наклеено от одного до 5 кружков, это номера гаражей. Детям он раздает по одной карточке на которой нак­леены от одного до пяти треугольников - это номера машин. По сигналу педагога автомобили, двигающиеся в разных направле­ниях должны приехать в своей гараж, на номере которого столь­ко же кружков, сколько треугольников на номере машины. Игра повторяется 3 раза, каждый раз по указанию воспитателя де­ти обмениваются карточками.

1-й уровень.

1. С какой целью проводилась игра?

2. Как вы объясните детям правила игры?

3. Как будете проверять правильность выполнения за­дания.

2-й уровень. Назовите игры и упражнения, помогающие решать аналогичные задачи обучения в средней группе.

3-й уровень. Методика Т.И.Ерофеевой, Е.В.Сербиной по обучению детей счету.

№11

На доске педагог нарисовал слева 3 маленькие, а справа 2 большие груши, и спросил детей, где больше груш? Дети от­ветили, что справа. Педагог вместе с детьми сосчитал груши: под рисунками написал цифры: 3 и 2. и что больше? 3 или 2? " - 3 больше!" - ответили дети. "Где больше груш: слева или справа?" - повторил вопрос педагог. "Справа" - "Почему". Дети объяснили воспитателю, что справа большие груши, а сле­ва маленькие.

1-й уровень.

1. Какое Вы можете дать обоснование ответам детей?

2. С какого возраста детям становится доступно понима­ние независимости числа предметов от величины?

2-й уровень. При каких условиях дети могут преодолеть так называемый "феномен Пиаже?"

3-й уровень. Придумайте игровые упражнения, способствую­щие пониманию детьми независимости числа, используя 5 методи­ческих приемов.

№ 12

Ребенок средней группы пересчитывает матрешек, дотраги­ваясь рукой до каждой матрешки. "Раз матрешка, два матрешка, три матрешка, четыре, пять".

На вопрос воспитателя: "Сколько всего матрешек ?" он начинает пересчитывать их снова.

Вопросы:

1.Правильно ли ребенок считал?

2.Каковы причины ошибок?

3.Назовите, какие навыки счета должны быть сформированы у детей средней группы к концу года?

2-й уровень. Ошибки воспитателя, детей, допускаемые при счете.

3-й уровень. Альтернативные методики обучения детей счету.

№ 13

В среднюю группу вновь открывшегося ДОУ пришли дети с разными математическими знаниями. Одни дети умели правильно считать до трех, другие пересчитывая стоящие перед ними иг­рушки, пропускали некоторые и не могли ответить на вопрос:

"Сколько?", не прибегая в счете к помощи руки; третьи не могли назвать числа по порядку, сбивались при счете игрушек. Были дети, которые хорошо называли числа до 5 и дальше, но нe могли сосчитать стоящие перед ними предметы.

Вопросы:

1. Объясните, почему у детей одного и того же возраста наблюдаются разные навыки счета.

2. С чего нужно начать работу по обучению счету в данной возрастной группе?

3. Какие навыки счетной деятельности должны быть сформированы у детей средней группы к концу года?

№14

Воспитатель предлагает детям средней группы поиграть в игру "Магазин без продавцов". В магазине /на столе воспитателя/ разные по форме и в разном количестве игрушки, предметы. Де­ти - покупатели получают чек-карточку, на котором изображены кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники в количестве от 1 до 5. Они покупают /выбирают/ столько игрушек, предметов, сколько фигур на чеке-карточке. Ребенок получает покупку в том случае, если правильно подобрал количество и описал фор­му купленного товара.

1-й уровень.

1. Какие программные задачи решаются в этой игре?

2. Какое место в занятии по математике может занимать такая дидактическая игра?

3. Перечислите, в каких видах деятельности можно зак­реплять эти знания?

2-й уровень. Обучение отсчитыванию. Счет с участием различных анализаторов.

3-й уровень. Придумайте игры, упражнения, способствующие закреплению знаний детей о количестве

№15

В конце года в старшей группе воспитатель проводит в начале занятия игру "Считай дальше". Вызванные дети называ­ют числа по порядку от того числа, которое назовет взрослый. От одного до 10 называли числа быстро, и никто из детей не допускал ошибок. Но когда воспитатель изменил задание и пред­ложил называть числа в обратном порядке - от 10 до 1, нача­ли путать последовательность чисел, темп игры значительно за­медлился.

Вопросы:

1. Какова цель данной игры?

2. Соответствовало ли поведение детей в игре уровню знаний по математике для старшей группы?

3. Почему дети затруднялись в назывании чисел в обратном порядке?

2-й уровень. Обучение детей обратному счету по программе "Радуга".

3-й уровень. "Стосчет" Н.А.Зайцева, методика работы.

№16

Воспитатель предложил детям в 1 части занятия посмотреть на наборное полотно, на верхней полоске которого 5 яблок. "Одно яблоко упало. Мы поместили его на нижнюю полоску. Сколь­ко яблок на верхней полоске? Сколько яблок на нижней полоске? Сколько всего яблок? Из каких чисел можно составить число 5?" - спрашивает воспитатель. Вызванный ребенок отвечает: "Число 5 можно составить из 1-го яблока и 4-х". Далее воспитатель пе­реносит еще 1 яблоко с верхней полоски на нижнюю и задает те же вопросы. Перемещая яблоки сверху вниз, воспитатель по­казывает, как можно составить число 5. Затем убирает наборное полотно и предлагает детям назвать, из каких 2-х меньших чи­сел можно составить число 5. Каждый вызванный ребенок вспо­минает только один вариант, причем вместе с числом дети назы­вают предметы, например,: "Составить число 5 можно из 3-х яблок и одного" и т.п.

1-й уровень.

1.Какая программная задача решалась в опи­санном фрагменте занятия?

2. Как вы оцените объяснение и показ воспи­тателя?

3. В какой последовательности должно вестись изучение состава чисел?

2-й уровень. Какое значение имеет работа по обучению детей 7 года жизни составу числа?

3-й уровень. Методика работы В.Лаксон, Р.Грина, Ф.Н. Блехер по обучению детей составу числа из 2 меньших чисел.

№ 17

Слева на доске 9 квадратов, которые находятся на расстоя­нии друг от друга, справа 10 квадратов, объединенных в одну фигуру. Отвечая на вопрос, поровну ли квадратов в левой и правой части доски, большинство детей сказали, что слева квад­ратов больше, чем в правой. Другие дети предложили проверить, нарисовав квадраты друг под другом. Третьи - провести стрелоч­ки.

1-й уровень.

1. Какие особенности восприятия проявились в ответах детей? Как называется такое явление в психологии?

2. Какая работа с детьми поможет преодолеть им аналогич­ные затруднения?

2-й уровень. Какие вы можете для этого предложить упраж­нения?

3-й уровень. Придумать игровые упражнения, способствую­щие пониманию детьми независимости числа, используя 5 методи­ческих приемов.

№18

При решении задачи мальчик рассуждает следующим обра­зом:

" На аэродроме было 6 самолетов и еще 2 прилетело. Мне нужно узнать, сколько всего стало на аэродроме самолетов. 6 да 1- это 7, 7 да еще 1 - это 8, к 6 прибавить 2 получится 8. Значит, на аэродроме 8 самолетов стало".

1-й уровень.

1. Верно ли рассуждал мальчик, решая задачу?

2. Каким приемом он пользовался при решении этой зада­чи?

3. На каком этапе идет работа над арифметическим дей­ствием?

2-й уровень. Сформулируйте программную задачу к этой части занятия.

3-й уровень. Методика обучения детей составным задачам.

Билеты

Блок №1

1.Концепции развития количественных представлений у детей дошкольного возраста.

2. Содержание работы по развитию количественных представлений в дошкольном возрасте

3.Использование палочек Кюизенера как универсального множества для познания чисел.

4. Пособия для развития количественных представлений, представлений о числе и счёте, требования к подбору и оформлению

Блок №2

1. Формирование представлений о множестве.

1.1 Выделение отдельных предметов из группы и составление групп из отдельных предметов.

1.2 Нахождение много и одного предмета в окружающем

2 Сравнение двух множеств по количеству приёмами наложения и приложения

3.Развитие представлений о количественном счёте

4.Развитие представлений о порядковом счёте

Блок № 3

1. Счёт с участием различных анализаторов

2. Счёт групп предметов

3. Знакомство детей с цифрами

4. Изучение состава числа из единиц

Блок № 4

1. Изучение состава числа из двух меньших чисел

2. Виды арифметических задач

3. Этапы работы над арифметическими задачами

4. Особенности усвоения дошкольниками арифметических задач

Блок № 5

1 Приёмы работы над арифметическими задачами на каждом этапе обучения (4 этапа)

Преподаватель ТИХОМИРОВА Н.Д.

Наши рекомендации