Методика динамического расчёта дизеля

Целью динамического расчета дизеля является расчет и построение кривых нормальных N, радиальных Rи тангенциальных Т усилий одного цилиндра в зависимости от угла поворота коленчатого вала и нахождение кривой суммарного тангенциального усилия Тметодика динамического расчёта дизеля - student2.ruдизеля с проверкой его ин­дикаторной мощности.

Динамический расчет состоит из двух частей:

а) построение развёрнутой индикаторной диаграммы, диаграммы сил
инерции поступательно движущихся частей кривошипно-шатунного меха-­
низма (КШМ) и диаграммы суммарного усилия, действующего на поршень;

б) расчет и построение диаграмм нормальных N, радиальных R и тан-­
генциальных Т усилий одного цилиндра, а также диаграмм суммарных тан­-
генциальных усилий Тметодика динамического расчёта дизеля - student2.ruдвигателя с расчётом индикаторной мощности.

Динамический расчёт выполняют после расчёта рабочего цикла и по­строения свернутой индикаторной диаграммы. Расчет осуществляется для углов поворота коленчатого вала от φ = 0 оПКВ (ВМТ) до φ= 350 оПКВ в двухтактном дизеле с углом счёта Δφ = 10 оПКВ или соответственно от φ = 0 оПКВ (ВМТ) до φ= 700 оПКВ в четырёхтактном дизеле с углом счёта Δφ = 20 оПКВ .

На каждый поршень двигателя действует суммарное усилие от давления газов в рабочем цилиндре и в подпоршневой полости (в двухтактных дизе­лях), силы инерции движущихся частей КШМ и вес поступательно движу­щихся масс КШМ. Все эти силы в дальнейшем расчете будем относить к единице площади поршня. Тогда суммарное усилие, действующее на едини­цу площади поршня равно

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru МПа,

где методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - давление газов в рабочем цилиндре, МПа;

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - давление газов в подпоршневой полости, МПа;

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - условное давление сил инерции поступательно движущихся масс, МПа;

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - условное давление веса поступательно движущихся масс, МПа;

Величина сил давления газов методика динамического расчёта дизеля - student2.ru в функции хода поршня может быть определена из построенной индикаторной диаграммы.

Давление методика динамического расчёта дизеля - student2.ru равно давлению в продувочном ресивере методика динамического расчёта дизеля - student2.ru если подпоршневая полость соединена с продувочным ресивером и равно атмосфер­ному давлению, если подпоршневая полость выходит в картер двигателя.

Условное давление сил инерции поступательно движущихся масс определяется по формуле

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

где r - радиус кривошипа коленчатого вала, м;

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя, с-1

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

n- частота вращения коленчатого вала, мин -1;

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - угол поворота коленчатого вала, отсчитываемый от ВМТ поршня, оПКВ;

m - масса поступательно движущихся частей, отнесённая к единице площади поршня;

m = методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

где M методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - масса поршня и движущихся с ним деталей, кг;

M методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - масса шатуна, кг;

F методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - площадь поршня, м2.

Если масса указанных деталей неизвестна, то для судовых дизелей ее можно определить по следующим эмпирическим формулам (предложены проф. B.C. Семёновым)

для тронкового дизеля

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

для крейцкопфного дизеля

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

где методика динамического расчёта дизеля - student2.ru и методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - плотность соответственно материала поршня и чугуна, кг/м методика динамического расчёта дизеля - student2.ru ,

D - диаметр цилиндра дизеля, м;

S - ход поршня, м.

Вес поступательно движущихся масс, отнесенный к единице площади поршня

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru , МПа,

где g - ускорение силы тяжести, 9,81 м/с методика динамического расчёта дизеля - student2.ru .

Выбор исходных данных

Исходные данные для динамического расчета дизеля выбираются из литературных источников и из результатов расчета рабочего цикла дизеля.

Таблица 2.1 – Исходные данные для динамического расчета

Обозначение Наименование Един.измерения Числ. знач.
рz Максимальное давление сгорания МПа  
рa Давление начала сжатия МПа  
рн Среднее условное давление газов в период газообмена МПа  
рпп Давление газов в подпоршневой полости МПа  
pg Давление начала сжатия МПа  
m Масса поступательно движущихся частей, отнесенная к площади поршня кг/м2  
ρ Степень предварительного расширения -  
ε Степень сжатия -  
n1 Показатель политропы сжатия -  
n2 Показатель политропы расширения -  
методика динамического расчёта дизеля - student2.ru Потеря рабочего хода поршня в долях -  
λш Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна -  
D Диаметр цилиндра м  
S Ход поршня м  
n Частота вращения коленчатого вала мин-1  
φзакл Угол заклинки кривошипов ˚ПКВ  
Ni Индикаторная мощность в тепловом расчете кВт  

Итак, во время работы двигателя на поршень действует суммарное усилие методика динамического расчёта дизеля - student2.ru (алгебраическая сумма). Это усилие в результате построений, выполненных на рис. 2.1 может быть представлено нормальной составляющей N, радиальной R, и тангенциальной (касательной) Т усилиями, которые можно рассчитать для каждого угла поворота кривошипа по формулам

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru МПа

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru МПа

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru МПа

где φ – угол поворота кривошипа от ВМТ, оПКВ;

βш – угол между осями шатуна и цилиндра, град.

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

Рис.2.1. Схема усилий в кривошипно - шатунном механизме

В многоцилиндровом двигателе коленчатый вал воспринимает и передаёт потребителю суммарный крутящий момент от всех цилиндров; поэтому воз­никает необходимость в построении кривой суммар­ного тангенциального усилия методика динамического расчёта дизеля - student2.ru .

Для определения ординат кривой суммарного тангенциального усилия методика динамического расчёта дизеля - student2.ru необходимо полученные ранее значения Т одного цилиндра записать в виде специальной таблицы 2.2. Так как ординаты методика динамического расчёта дизеля - student2.ru повторяются на каждом угле заклинки методика динамического расчёта дизеля - student2.ru , то таблицу 2.2 составляют только для угла методика динамического расчёта дизеля - student2.ru равно­го

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - для двухтактного дизеля или

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - для четырехтактного дизеля,

где і - количество цилиндров.

Заполнение таблицы начинается от 0 оПКВ до методика динамического расчёта дизеля - student2.ru оПКВ в первом столбце, от методика динамического расчёта дизеля - student2.ru оПКВ до ( методика динамического расчёта дизеля - student2.ru ) оПКВ во втором столбце и т д. Затем сумми­руются значения всех величин в каждой строке, соответствующей методика динамического расчёта дизеля - student2.ru оПКВ; методика динамического расчёта дизеля - student2.ru оПКВ; методика динамического расчёта дизеля - student2.ru оПКВ и так далее до методика динамического расчёта дизеля - student2.ru оПКВ. В результате получаем ординаты кривой методика динамического расчёта дизеля - student2.ru на угле заклинки кривошипов.

Таблица 2.2 Определение тангенциальных суммарных усилий на угле заклинки кривошипов

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru , оПКВ i методика динамического расчёта дизеля - student2.ru , МПа
Т методика динамического расчёта дизеля - student2.ru Т φзакл Т 2φзакл Т(i-1) φзакл ТΣ0
Δφ Т Δφ Т φзакл+ Δφ Т 2φзакл+ Δφ Т(i-1) φзакл+Δφ ТΣ Δφ
2Δφ Т2Δφ Т φзакл+2Δφ Т 2φзакл+2Δφ Т(i-1) φзакл+2Δφ ТΣ 2Δφ методика динамического расчёта дизеля - student2.ru
3Δφ Т3Δφ Т φзакл+3Δφ Т2φзакл+3Δφ Т(i-1) φзакл+3Δφ ТΣ 3Δφ
……. …………. ……….. ……….. ………. ………
φзакл- Δφ Т φзакл- Δφ Т 2φзакл- Δφ Т3φзакл- Δφ Т i φзакл- Δφ Т Σ φзакл- Δφ

Среднее значение суммарного тангенциального усилия методика динамического расчёта дизеля - student2.ru можно оп­ределить по формуле

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

где методика динамического расчёта дизеля - student2.ru — средняя ордината каждого деления кривой методика динамического расчёта дизеля - student2.ru , МПа;

m – число делений на угле заклинки методика динамического расчёта дизеля - student2.ru .

Более точно методика динамического расчёта дизеля - student2.ru может быть определено путем планиметрирования площади под кривой методика динамического расчёта дизеля - student2.ru на угле заклинки методика динамического расчёта дизеля - student2.ru . Площади ниже нулевой линии учитываются с отрицательным знаком. Частное от деления площади на абсциссу угла заклинки дает в масштабе ординаты значение методика динамического расчёта дизеля - student2.ru .

Индикаторная мощность двигателя, полученная в динамическом расчете через крутящий момент равна

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

где методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - среднее суммарное тангенциальное усилие, МПа;

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru - площадь поршня, методика динамического расчёта дизеля - student2.ru ;

r - радиус кривошипа, м;

n - частота вращения коленчатого вала, мин-1;

Аt - постоянная расчета, равная 0,00955.

С другой стороны, из расчета рабочего цикла индикаторная мощность равна

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

Тогда относительная ошибка динамического расчета составит

методика динамического расчёта дизеля - student2.ru

Наличие ошибки расчета при правильно занесенных исходных данных обусловлено произвольным округлением развернутой индикаторной диаграммы, тогда как при определении методика динамического расчёта дизеля - student2.ru округление было точно определено коэффициентом методика динамического расчёта дизеля - student2.ru . В расчетах четырехтактных дизелей имеется еще дополнительная причина расхождения методика динамического расчёта дизеля - student2.ru с методика динамического расчёта дизеля - student2.ru , так как во время вычисления методика динамического расчёта дизеля - student2.ru при расчете рабочего цикла не учитывалась работа, обусловленная ходами выталкивании всасывания. В связи с этим при расчете двигателя с наддувом получим методика динамического расчёта дизеля - student2.ru . Очень хорошее совпадение значений методика динамического расчёта дизеля - student2.ru со значениями методика динамического расчёта дизеля - student2.ru в четырехтактных дизелях можно получить, если давление методика динамического расчёта дизеля - student2.ru в период выталкивания и всасывания положить равным атмосферному, т. е. принять работу насосных ходов равной нулю, что и имело место при расчете рабочего цикла.

Наши рекомендации