Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация"
Конструктивный расчёт двигателя
Внутреннего сгорания
Методические указания
к расчетно-графической работе по курсу
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
Специальность 6.100300 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Одесса – 2006
Методические указания разработаны кандидатом технических наук Черемисиным Владимиром Ильичом – доцентом кафедры „Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация” и Олевинским Евгением Борисовичем - старшим преподавателем той же кафедры Одеського национального морского университета в соответствии с рабочей программой дисциплины „Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация”, утвержденной Советом судомеханического факультета ОНМУ
Методические указания одобрены кафедрой „ Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация ” ОНМУ 16 мая 2006 года (протокол № 16)
Рецензент: докт. техн. наук В.Г.Ивановский
ЗАДАНИЕ
Расчет рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания
с построением и обработкой индикаторной диаграммы
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1. Марка двигателя (тип двигателя) _____________________________
2. Выполнить расчет конструктивный, поверочный
3. Эффективная мощность двигателя Ne_______________________, кВт
4. Давление наддувочного воздуха ps__________________________, МПа
5. Отношение хода поршня S к диаметру цилиндра D:
6. Максимальное давление сгорания pz________________________, МПа
7. Частота вращения коленчатого вала n_______________________мин -1
8. Средняя скорость поршня cm_______________ м/с
9. Число цилиндров i_________
10.Расчет выполнить для стандартных внешних условий: для средних широт, для тропиков (необходимое подчеркнуть)
В домашнем задании необходимо выполнить следующие разделы:
1. Изучить конструктивные особенности заданного дизеля по [1, 2, 3, 6]
2. Другие исходные данные выбрать из рекомендуемой литературы [2, 3, 4]
3. Марку топлива выбрать из [4] и записать основные характеристики топлива из табл. 6.4 [4, С. 266-269, 276-277]
4. Низшую теплоту сгорания топлива QH рассчитать по формуле Менделеева, выбрав элементарный состав топлива и по эмпирической формуле из [4, С. 252]
5. Стандартные внешние условия выбрать из [5, С. 7, 188]
6. Промежуточные результаты расчета рабочего цикла проанализировать, сравнив их со значениями для реального прототипа дизеля [2, 3, 6]
7. Расчет рабочего цикла считается завершенным, если полученный в расчете удельный эффективный расход топлива ge отличается на ±3 % от расхода топлива рассматриваемого типа дизеля [3,6]
8. Рассчитать термический КПД цикла, сравнить его с индикаторным и эффективным КПД двигателя.
9. Рассчитать данные для построения индикаторной диаграммы, построить индикаторную диаграмму на формате А-4, определить по построенной индикаторной диаграмме среднее индикаторное давление pi.
10. Используя исходные данные и результаты расчета построить на формате А-4 в выбранном масштабе схему кривошипно-шатунного механизма (КШМ) заданного дизеля с обязательным изображением на ней:
- диафрагмы, разделяющей полость картера от подпоршневых полостей;
- длины цилиндровой втулки с расположенными в ее нижней части продувочными окнами (в масштабе).
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фомин Ю.Я., Волошин А.А. Конструкция судовых дизелей. Методические указания. Одесса, ОГМУ, 1991.
2. Самсонов В.И., Худов НИ. ДВС морских судов: Учебник для ВУЗов. - М.: Транспорт, 1990.
3. Фомин Ю.Я. и др. Судовые ДВС: Учебник. - Л.: Судостроение, 1989.
4. Эксплуатация судовых дизельных энергетических установок : Учебник / Камкин С.В. и др. - М.: Транспорт, 1996.
5. Камкин С.В. и др. Эксплуатация судовых дизелей: Учебник - М.: Транспорт, 1990.
6. Фомин Ю.Я., Семенов B.C. СДВС: Методические указания. Одесса, КМП ОИИМФ, 1987.
7. Правила технической эксплуатации судовых технических средств.
РД 31.21.30-83. – М.: в/о «Мортехинформреклама», 1984.
1. Выбор исходных данных
1.1 Выбор исходных данных, кроме указанных в задании, выполняется по технической документации, или литературным данным. Исходные данные рекомендуется записать в виде таблицы (табл. 1) с численными значениями.
Таблица 1.
Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля
Обозначения в формулах | Наименование | Единица измерения | Численные значения |
ро | Давление окружающей среды | МПа | |
рs | Давление надувочного воздуха | МПа | |
рz | Максимальное давление сгорания | МПа | |
То | Температура окружающей среды | К | |
Тr | Температура остаточных газов | К | |
ΔТохл | Снижение температуры наддувочного воздуха в охладителе | К | |
ΔТ | Степень подогрева воздуха от стенок цилиндра | К | |
С | Доля массы углерода в 1 кг топлива | - | |
Н | Доля массы водорода в 1 кг топлива | - | |
О | Доля массы кислорода в 1 кг топлива | - | |
Sт | Доля массы серы в 1 кг топлива | - | |
Qн | Низшая теплота сгорания топлива | кДж/кг | |
a | Коэффициент избытка воздуха при сгорании топлива | - | |
gr | Коэффициент остаточных газов | - | |
ε | Действительная степень сжатия | - | |
hм | Механический КПД дизеля | - | |
nк | Показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре | - | |
jскр | Коэффициент скругления индикаторной диаграммы | - | |
xz | Коэффициент использования тепла в точке z | - | |
xb | Коэффициент использования тепла в точке b | - |
Продолжение табл. 1
xа | Коэффициент, учитывающий снижение давления воздушного заряда в точке а | - | |
Ne | Эффективная мощность двигателя | кВт | |
d=S/ D | Отношение хода поршня к диаметру цилиндра | - | |
C1 | Коэффициент равный 13,1 для двухтактных и 6,55 для четырехтактных дизелей | - | |
Ys | Потеря рабочего хода поршня в долях | - | |
сm | Средняя скорость поршня | м/с | |
i | Число цилиндров | - | |
А* | Длина расчетной индикаторной диаграммы (рекомендуется А*=250) | мм | |
Тz* | Ориентировочная максимальная температура цикла (точка z) | К | |
Тb* | Ориентировочная температура газов в конце расширения (точка b) | К | |
(n1-1)* | Ориентировочное значение (n1-1) показателя политропы сжатия | - |
Примечание:
· Величину ys необходимо выбирать в пределах от 0,07 до 0,1 для дизелей с прямоточно-клапанной продувкой или определять из чертежа.
2. Расчетные уравнения
2.1. Действительное количество воздуха, участвующее в сгорании 1 кг топлива, кмоль / (кг топлива)
,
где a – коэффициент избытка воздуха при сгорании;
L0 – количество воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг топлива, кмоль /кгтоплива ;
С,H,Sт и О – доли углерода, водорода, серы и кислорода в 1 кг топлива (принимаются для выбранного сорта топлива).
2.2. Давление начала сжатия, МПа
рa=рs×xa ,
где рs – давление наддувочного воздуха, МПа,
xa – коэффициент, учитывающий снижение давления воздушного заряда в цилиндре двигателя в начале сжатия из-за сопротивления во впускных органах (продувочных окнах).
2.3. Температура воздуха в продувочном ресивере, К
где ро и То – давление и температура воздуха в МКО, К, (П.1);
nк – показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре, принимается от 1,45 до 1,6 – для поршневых компрессоров и от 1,7 до 1,8 – для центробежных компрессоров;
ΔТохл – снижение температуры наддувочного воздуха в охладителе наддувочного воздуха (ОНВ) после турбокомпрессора, выбирается так, чтобы
=( 310 – 315) К и =Тр+(3÷4 К),
где Тр - температура точки росы для условий в МКО, К, рассчитывается по формуле, приведенной в ПТЭ судовых дизелей [7],
Тр=0,9·tмко+0,3·j+10·рк–22+273
где tмко - температура воздуха в машинном отделении, 0С (П. 1);
j - относительная влажность воздуха в машинном отделении, % (П. 1);
рк - избыточное давление наддувочного воздуха перед ОНВ, кгс/см2.
2.4. Температура воздушного заряда цилиндра (смеси воздуха с остаточными газами) в момент начала сжатия, К
,
где ΔT - степень подогрева воздушного заряда от стенок цилиндра, К;
γr - коэффициент остаточных газов;
Tr - температура остаточных газов, К, принимается от 650 до 700 К;
2.5. Коэффициент наполнения, отнесенный к полезному ходу поршня
,
где ε - действительная степень сжатия.
2.6. Коэффициент наполнения, отнесенный к полному ходу поршня
,
где ys - потеря рабочего хода в долях от хода поршня.
2.7. Средний показатель политропы сжатия
Уравнение решается методом последовательных приближений. В качестве первого приближения принимаем (n1-1)*= 0,37. Решение найдено, если , где Dn=0,0001 – погрешность вычисления показателя n1.
2.8. Температура воздушного заряда в конце сжатия, К
Должно быть Тс ³ ( Тсв + (100¸200 К)) = 700 – 800 К,
где Тсв – температура самовоспламенения топлива, указывается в сертификате на топливо, К.
2.9. Давление воздушного заряда в конце сжатия, МПа
2.10. Теплоемкость чистого воздуха в конце сжатия, кДж/(кмоль·К)
=19,26+0,0025·Тс
2.11. Теоретический коэффициент молекулярного изменения
2.12. Доля топлива сгоревшего в точке z цикла
где - коэффициент использования тепла в точке z;
- коэффициент использования тепла в точке b цикла (в конце расширения газов).
2.13. Действительный коэффициент молекулярного изменения в точке z
2.14. Действительный коэффициент молекулярного изменения в конце сгорания
2.15. Коэффициенты уравнений теплоемкости
в конце видимого сгорания ;
в конце расширения
2.16. Степень повышения давления при сгорании
где pz - максимальное давление при сгорании, МПа.
2.17. Уравнение сгорания
где
где Qн - низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг; необходимо рассчитать Qн по формуле после обоснования выбора сорта (марки) топлива (прил. 2).
Уравнение решается методом последовательных приближений, причем в качестве первого приближения принимаем =2000 К. Решение найдено, если
,
где - погрешность вычисления температуры.
2.18. Степень предварительного расширения
2.19. Степень последующего расширения
2.20. Уравнения процесса догорания и расширения
(1.1)
, (1.2)
где n2 - показатель политропы расширения;
Tb - температура газов в конце расширения, К;
aνz=apz - 8,314
Систему уравнений (1.1) и (1.2) решаем методом последовательных приближений. В качестве первого приближения принимаем =1000 К, которое подставляется в правую часть уравнения (1.1). В результате, получаем (n2 - 1), которое подставляем в уравнение (1.2).
Система уравнений решена, если
2.21. Давление в конце расширения, МПа
.
2.22. Среднее индикаторное давление расчётного цикла, отнесенное к полезному ходу поршня, МПа
.
2.23. Среднее индикаторное давление, отнесенное к полному ходу поршня, МПа
где φскр - коэффициент скругления индикаторной диаграммы.
2.24. Среднее эффективное давление, МПа
ре=рi∙·ηм ,
где ηм - механический КПД двигателя.
2.25. Удельный индикаторный расход топлива, кг/(кВт·ч)
2.26. Удельный эффективный расход топлива, кг/(кВт·ч)
gе=gi /ηм
2.27. Индикаторный КПД
2.28 Эффективный КПД
2.29. Размеры цилиндра
Диаметр цилиндра, м
,
где Ne - эффективная мощность двигателя, кВт;
C1 = 13,1 - для 2-х тактных и C1 = 6,55 - для 4-х тактных двигателей;
S - ход поршня, м;
n - частота вращения коленчатого вала, мин-1;
i - число цилиндров.
Так как средняя скорость поршня , то
.
Ход поршня, м
S = d·D.
После определения D и S их необходимо округлить до значений в миллиметрах, оканчивающихся на цифры «0» или «5».
2.30. Частота вращения коленчатого вала, мин-1
2.31. Уточненное значение эффективной мощности двигателя, кВт
Если расчетные параметры рабочего процесса двигателя по сравнению с данными прототипа признаны не удовлетворительными, то необходимо откорректировать ИД и повторить расчет.
3. Расчет и построение индикаторной диаграммы.
Расчет рабочего цикла завершается построением диаграммы расчётного цикла. Однако диаграмма строится только для базового варианта расчёта, при котором решено, что полученные параметры двигателя удовлетворительно согласуются с данными прототипа.
Полагаем, что объём Vs, описанный ходом поршня S, в некотором масштабе изображается отрезком А* = 250 мм. Тогда
,мм;
, мм;
, мм;
, мм.
Давление газов в период политропного сжатия, МПа
,
в период политропного расширения, МПа
,
где - текущеезначение степени сжатия в рабочем цилиндре (табл. 2).
Таблица 2