Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация"

Конструктивный расчёт двигателя

Внутреннего сгорания

Методические указания

к расчетно-графической работе по курсу

«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»

Специальность 6.100300 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

Одесса – 2006

Методические указания разработаны кандидатом технических наук Черемисиным Владимиром Ильичом – доцентом кафедры „Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация” и Олевинским Евгением Борисовичем - старшим преподавателем той же кафедры Одеського национального морского университета в соответствии с рабочей программой дисциплины „Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация”, утвержденной Советом судомеханического факультета ОНМУ

Методические указания одобрены кафедрой „ Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация ” ОНМУ 16 мая 2006 года (протокол № 16)

Рецензент: докт. техн. наук В.Г.Ивановский

ЗАДАНИЕ

Расчет рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания

с построением и обработкой индикаторной диаграммы

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Марка двигателя (тип двигателя) _____________________________

2. Выполнить расчет конструктивный, поверочный

3. Эффективная мощность двигателя Ne_______________________, кВт

4. Давление наддувочного воздуха ps__________________________, МПа

5. Отношение хода поршня S к диаметру цилиндра D: Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

6. Максимальное давление сгорания pz________________________, МПа

7. Частота вращения коленчатого вала n_______________________мин -1

8. Средняя скорость поршня cm_______________ м/с

9. Число цилиндров i_________

10.Расчет выполнить для стандартных внешних условий: для средних широт, для тропиков (необходимое подчеркнуть)

В домашнем задании необходимо выполнить следующие разделы:

1. Изучить конструктивные особенности заданного дизеля по [1, 2, 3, 6]

2. Другие исходные данные выбрать из рекомендуемой литературы [2, 3, 4]

3. Марку топлива выбрать из [4] и записать основные характеристики топлива из табл. 6.4 [4, С. 266-269, 276-277]

4. Низшую теплоту сгорания топлива QH рассчитать по формуле Менделеева, выбрав элементарный состав топлива и по эмпирической формуле из [4, С. 252]

5. Стандартные внешние условия выбрать из [5, С. 7, 188]

6. Промежуточные результаты расчета рабочего цикла проанализировать, сравнив их со значениями для реального прототипа дизеля [2, 3, 6]

7. Расчет рабочего цикла считается завершенным, если полученный в расчете удельный эффективный расход топлива ge отличается на ±3 % от расхода топлива рассматриваемого типа дизеля [3,6]

8. Рассчитать термический КПД цикла, сравнить его с индикаторным и эффективным КПД двигателя.

9. Рассчитать данные для построения индикаторной диаграммы, построить индикаторную диаграмму на формате А-4, определить по построенной индикаторной диаграмме среднее индикаторное давление pi.

10. Используя исходные данные и результаты расчета построить на формате А-4 в выбранном масштабе схему кривошипно-шатунного механизма (КШМ) заданного дизеля с обязательным изображением на ней:

- диафрагмы, разделяющей полость картера от подпоршневых полостей;

- длины цилиндровой втулки с расположенными в ее нижней части продувочными окнами (в масштабе).

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фомин Ю.Я., Волошин А.А. Конструкция судовых дизелей. Методические указания. Одесса, ОГМУ, 1991.

2. Самсонов В.И., Худов НИ. ДВС морских судов: Учебник для ВУЗов. - М.: Транспорт, 1990.

3. Фомин Ю.Я. и др. Судовые ДВС: Учебник. - Л.: Судостроение, 1989.

4. Эксплуатация судовых дизельных энергетических установок : Учебник / Камкин С.В. и др. - М.: Транспорт, 1996.

5. Камкин С.В. и др. Эксплуатация судовых дизелей: Учебник - М.: Транспорт, 1990.

6. Фомин Ю.Я., Семенов B.C. СДВС: Методические указания. Одесса, КМП ОИИМФ, 1987.

7. Правила технической эксплуатации судовых технических средств.

РД 31.21.30-83. – М.: в/о «Мортехинформреклама», 1984.

1. Выбор исходных данных

1.1 Выбор исходных данных, кроме указанных в задании, выполняется по технической документации, или литературным данным. Исходные данные рекомендуется записать в виде таблицы (табл. 1) с численными значениями.

Таблица 1.

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля

Обозначения в формулах Наименование Единица измерения Численные значения
ро Давление окружающей среды МПа  
рs Давление надувочного воздуха МПа  
рz Максимальное давление сгорания МПа  
То Температура окружающей среды К  
Тr Температура остаточных газов К  
ΔТохл Снижение температуры наддувочного воздуха в охладителе К  
ΔТ Степень подогрева воздуха от стенок цилиндра К  
С Доля массы углерода в 1 кг топлива -  
Н Доля массы водорода в 1 кг топлива -  
О Доля массы кислорода в 1 кг топлива -  
Sт Доля массы серы в 1 кг топлива -  
Qн Низшая теплота сгорания топлива кДж/кг  
a Коэффициент избытка воздуха при сгорании топлива -  
gr Коэффициент остаточных газов -  
ε Действительная степень сжатия -  
hм Механический КПД дизеля -  
nк Показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре -  
jскр Коэффициент скругления индикаторной диаграммы -  
xz Коэффициент использования тепла в точке z -  
xb Коэффициент использования тепла в точке b -  

Продолжение табл. 1

xа Коэффициент, учитывающий снижение давления воздушного заряда в точке а -  
Ne Эффективная мощность двигателя кВт  
d=S/ D Отношение хода поршня к диаметру цилиндра -  
C1 Коэффициент равный 13,1 для двухтактных и 6,55 для четырехтактных дизелей -  
Ys Потеря рабочего хода поршня в долях -  
сm Средняя скорость поршня м/с  
i Число цилиндров -  
А* Длина расчетной индикаторной диаграммы (рекомендуется А*=250) мм  
Тz* Ориентировочная максимальная температура цикла (точка z) К  
Тb* Ориентировочная температура газов в конце расширения (точка b) К  
(n1-1)* Ориентировочное значение (n1-1) показателя политропы сжатия -  

Примечание:

· Величину ys необходимо выбирать в пределах от 0,07 до 0,1 для дизелей с прямоточно-клапанной продувкой или определять из чертежа.

2. Расчетные уравнения

2.1. Действительное количество воздуха, участвующее в сгорании 1 кг топлива, кмоль / (кг топлива)

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

где a – коэффициент избытка воздуха при сгорании;

L0 – количество воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг топлива, кмоль /кгтоплива ;

С,H,Sт и О – доли углерода, водорода, серы и кислорода в 1 кг топлива (принимаются для выбранного сорта топлива).

2.2. Давление начала сжатия, МПа

рas×xa Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

где рs – давление наддувочного воздуха, МПа,

xa – коэффициент, учитывающий снижение давления воздушного заряда в цилиндре двигателя в начале сжатия из-за сопротивления во впускных органах (продувочных окнах).

2.3. Температура воздуха в продувочном ресивере, К

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

где ро и То – давление и температура воздуха в МКО, К, (П.1);

nк – показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре, принимается от 1,45 до 1,6 – для поршневых компрессоров и от 1,7 до 1,8 – для центробежных компрессоров;

ΔТохл – снижение температуры наддувочного воздуха в охладителе наддувочного воздуха (ОНВ) после турбокомпрессора, выбирается так, чтобы

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru =( 310 – 315) К и Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ruр+(3÷4 К),

где Тр - температура точки росы для условий в МКО, К, рассчитывается по формуле, приведенной в ПТЭ судовых дизелей [7],

Тр=0,9·tмко+0,3·j+10·рк–22+273

где tмко - температура воздуха в машинном отделении, 0С (П. 1);

j - относительная влажность воздуха в машинном отделении, % (П. 1);

рк - избыточное давление наддувочного воздуха перед ОНВ, кгс/см2.

2.4. Температура воздушного заряда цилиндра (смеси воздуха с остаточными газами) в момент начала сжатия, К

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

где ΔT - степень подогрева воздушного заряда от стенок цилиндра, К;

γr - коэффициент остаточных газов;

Tr - температура остаточных газов, К, принимается от 650 до 700 К;

2.5. Коэффициент наполнения, отнесенный к полезному ходу поршня

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

где ε - действительная степень сжатия.

2.6. Коэффициент наполнения, отнесенный к полному ходу поршня

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

где ys - потеря рабочего хода в долях от хода поршня.

2.7. Средний показатель политропы сжатия

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

Уравнение решается методом последовательных приближений. В качестве первого приближения принимаем (n1-1)*= 0,37. Решение найдено, если Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru , где Dn=0,0001 – погрешность вычисления показателя n1.

2.8. Температура воздушного заряда в конце сжатия, К

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

Должно быть Тс ³ ( Тсв + (100¸200 К)) = 700 – 800 К,

где Тсв – температура самовоспламенения топлива, указывается в сертификате на топливо, К.

2.9. Давление воздушного заряда в конце сжатия, МПа

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.10. Теплоемкость чистого воздуха в конце сжатия, кДж/(кмоль·К)

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru =19,26+0,0025·Тс

2.11. Теоретический коэффициент молекулярного изменения

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.12. Доля топлива сгоревшего в точке z цикла

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

где Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru - коэффициент использования тепла в точке z;

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru - коэффициент использования тепла в точке b цикла (в конце расширения газов).

2.13. Действительный коэффициент молекулярного изменения в точке z

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.14. Действительный коэффициент молекулярного изменения в конце сгорания

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.15. Коэффициенты уравнений теплоемкости

в конце видимого сгорания Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ;

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

в конце расширения Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.16. Степень повышения давления при сгорании

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

где pz - максимальное давление при сгорании, МПа.

2.17. Уравнение сгорания

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

где

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

где Qн - низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг; необходимо рассчитать Qн по формуле после обоснования выбора сорта (марки) топлива (прил. 2).

Уравнение решается методом последовательных приближений, причем в качестве первого приближения принимаем Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru =2000 К. Решение найдено, если

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

где Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru - погрешность вычисления температуры.

2.18. Степень предварительного расширения

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.19. Степень последующего расширения

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.20. Уравнения процесса догорания и расширения

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru (1.1)

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru , (1.2)

где n2 - показатель политропы расширения;

Tb - температура газов в конце расширения, К;

aνz=apz - 8,314

Систему уравнений (1.1) и (1.2) решаем методом последовательных приближений. В качестве первого приближения принимаем Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru =1000 К, которое подставляется в правую часть уравнения (1.1). В результате, получаем (n2 - 1), которое подставляем в уравнение (1.2).

Система уравнений решена, если Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.21. Давление в конце расширения, МПа

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru .

2.22. Среднее индикаторное давление расчётного цикла, отнесенное к полезному ходу поршня, МПа

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru .

2.23. Среднее индикаторное давление, отнесенное к полному ходу поршня, МПа

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

где φскр - коэффициент скругления индикаторной диаграммы.

2.24. Среднее эффективное давление, МПа

реi·ηм ,

где ηм - механический КПД двигателя.

2.25. Удельный индикаторный расход топлива, кг/(кВт·ч)

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.26. Удельный эффективный расход топлива, кг/(кВт·ч)

gе=giм

2.27. Индикаторный КПД

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.28 Эффективный КПД

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.29. Размеры цилиндра

Диаметр цилиндра, м

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

где Ne - эффективная мощность двигателя, кВт;

C1 = 13,1 - для 2-х тактных и C1 = 6,55 - для 4-х тактных двигателей;

S - ход поршня, м;

n - частота вращения коленчатого вала, мин-1;

i - число цилиндров.

Так как средняя скорость поршня Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru , то

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru .

Ход поршня, м

S = d·D.

После определения D и S их необходимо округлить до значений в миллиметрах, оканчивающихся на цифры «0» или «5».

2.30. Частота вращения коленчатого вала, мин-1

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

2.31. Уточненное значение эффективной мощности двигателя, кВт

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru

Если расчетные параметры рабочего процесса двигателя по сравнению с данными прототипа признаны не удовлетворительными, то необходимо откорректировать ИД и повторить расчет.

3. Расчет и построение индикаторной диаграммы.

Расчет рабочего цикла завершается построением диаграммы расчётного цикла. Однако диаграмма строится только для базового варианта расчёта, при котором решено, что полученные параметры двигателя удовлетворительно согласуются с данными прототипа.

Полагаем, что объём Vs, описанный ходом поршня S, в некотором масштабе изображается отрезком А* = 250 мм. Тогда

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,мм;

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru , мм;

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru , мм;

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru , мм.

Давление газов в период политропного сжатия, МПа

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

в период политропного расширения, МПа

Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru ,

где Исходные данные для расчета рабочего цикла дизеля - student2.ru - текущеезначение степени сжатия в рабочем цилиндре (табл. 2).

Таблица 2

Наши рекомендации