Мотивация в принятии и реализации управленческих решений
1. Так как ответственность в принятии управленческого решения лежит в большей мере на руководителе, то последний должен обладать рядом личных качеств, которые помогают ему справится с данными проблемами.
Принято различать руководителей с внутренней стратегией и руководителя с внешней стратегией при принятии решений. Первые считают, что правильность выбранного решения, достижение его целей зависит, прежде всего, от собственных профессиональных качеств, интеллекта, творчества. Руководители второго типа считают, что результаты от принятых решений зависят от внешних условий, на которые невозможно оказать влияние.
Выделяют несколько типов принятия решений в зависимости от сочетания психологических качеств: продуктивности мышления и критичности.
Первое качество представляет собой разработку новых предложений, гипотез, инноваций. Второе качество включает в себя тщательную проверку, проработку различных предложений, гипотез.
1. Импульсивное решение. Явное преобладание продуктивности решения над критичностью.
2. Рискованное решение.
3. Уравновешенное решение.
4. Осторожное решение.
5. Инертное решение. Преобладание критичности мышления над продуктивностью.
Немаловажное значение в принятии решения имеет место такое качество руководителя, как решительность, то есть способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность.
Руководитель стремится к тому, чтобы выбранное им решение было максимально эффективным. Для этого учитываются факторы, влияющие на принятие решения:
- информационный фактор;
- мотивационный фактор;
- характерологические факторы;
- технологические факторы.
При принятии решения человек всегда на кого-то или на что-то ориентируется: на дело, на окружающих людей, на вышестоящего руководителя, на себя.
Для того, чтобы решение было более действенным, следует подвести к необходимости принятия данного решения подчинённого. Так как в этом случае решение не будет казаться навязанным и угнетающим.
Для принятия каждого решения необходим свой определённый момент. Поэтому важно не упустить его, так как в противном случае ожидаемый результат не будет столь эффективным или вообще не будет эффективен.
В принятии решений выделяют несколько принципов:
1. Принцип системности. Это всесторонний учёт факторов, влияющих на данную ситуацию.
2. Принцип стандартизации. Различные проблемные ситуации можно разделить на стандартные и нестандартные. В случае стандартных ситуаций имеются разработанные формы поведения, решения, которыми и стоит воспользоваться. К нестандартным ситуациям применяют инновационные методы.
3. Принцип оптимальной информированности. Для принятия эффективного управленческого решения необходимо иметь достаточную информационную базу.
4. Принцип автоматизма реализации управленческих решений. Данное управленческое решение должно своевременно доходить до подчинённых и являться руководством к действию.
5. Принцип учёта вероятных последствий. При принятии решений руководитель предполагает и учитывает, какие последствия может вызвать данное решение.
6. Принцип свободы выбора. Для эффективного принятия управленческого решения необходим выбор из возможных вариантов.
7. Принцип ответственности. Руководитель должен брать на себя ответственность за принятие решения и его реализацию.
8. Принцип соразмерности прав и ответственности. Ответственность за принятие решения должна быть связана с обязанностями и возможностями руководителя и исполнителя.
9. Принцип творчества. Для принятия своевременных решений руководитель должен использовать свой творческий потенциал, уметь планировать и использовать нововведения.
10. Принцип своевременности. Принятое решение будет тогда эффективным, когда используется для этого благоприятный момент.
11. Принцип единства единоначалия и коллегиальности. Для того, чтобы решение было эффективным руководитель может проводить предварительные консультации с сотрудниками.
12. Принцип соучастия. В принятии решения должны принимать участие все те, кто непосредственно с ним связан.
При принятии управленческого решения руководитель, в зависимости от сложившейся ситуации, использует определённый набор подходов и методов, наиболее подходящих в данный момент.
2. Научными исследованиями подтверждено, что участие в принятии решений является чрезвычайно важным мотивационным фактором. Чем больше непосредственные участники выполнения заданий принимают участие в принятии решений, тем выше мотивация на исполнение конкретных управленческих решений.
К мотивационным факторам реализации управленческих решений можно также отнести положительное отношение работающих к личности руководителя, а также к его этической позиции.
Руководитель может быть ориентирован на успех (положительная мотивация) и на избежание неуспеха (отрицательная мотивация). Виды мотивации руководителя при объективно заданных целях представлены в таблице 1.
Таблица 1 ‑ Виды мотивации руководителя при объективно заданных целях
Тактика поведения руководителя при выборе способа решения управленческой задачи | Эмоции |
Мотив достижения успеха | |
Высокая произвольная активность | Желание действовать в направлении поставленной цели |
Проявление самостоятельности | Уверенность в своих возможностях |
Проявление риска | Уверенность в успехе |
Стремление принять нужное решение | Уверенность в правильности своих действий |
Принятие высокой степени ответственности | Уверенность в своих поступках |
Стремление найти адекватные средства реализации цели | Уверенность в правоте своих побуждений |
Мотив избегания неуспеха | |
Меньшее проявление активности | Боязнь действовать в направлении поставленной цели |
Уход от самостоятельного решения | Страх действовать без указаний «сверху» |
Стремление не рисковать | Боязнь неудачи |
Излишняя осторожность при принятии решений | Боязнь ответственности за принятие решений |
Уход от ответственности | Страх перед ответственностью |
Стремление обойти поставленную цель | Боязнь ошибки и наказания |
В практике управления встречаются несколько типов руководителей, различным образом относящихся к принятию решений. Дадим краткую характеристику каждого из типов руководителей.
Типы руководителей, принимающих решения:
Руководитель, который стремится к достижению успеха в деятельности, считает себя призванным вести за собой исполнителей решения. Не боится риска, положительно мотивирован, активен. Считает себя значимым в своих собственных глазах и глазах своих подчиненных.
Руководитель, ориентированный больше на себя, чем на группу исполнителей, стремится к индивидуальному принятию решений. Действует с оглядкой, к риску относится слишком осторожно, уходит от него.
Отрицательно мотивированный руководитель, уходящий от самостоятельности, риска. Он боится принимать решения. Как правило, "прячется" за группу, пытаясь сбросить с себя бремя ответственности. Не любит принимать решения, пытаясь решать проблемы с помощью группы. Он не является лидером.
Руководитель, неспособный к активной работе. Он имеет невротические тенденции в поведении. Старается не идти на контакты ни с руководством, ни с подчиненными. Ему хочется уйти полностью от ситуации, где нужна активность, самостоятельность, риск и т.п. Профессионально он становится непригодным к управленческой работе.
Можно представить следующие правила выработки установки на успех у руководителей в процессе решения задач управления.
Четкое осознание поставленной цели.
Личностное осмысление цели.
Четкое представление объективной управленческой ситуации,
содержащей заданную цель.
Продвижение к цели должно иметь место даже при наличии неполной информации.
Включение системы обратной связи.
Каждый шаг продвижения к цели должен сопровождаться установкой на получение релевантной информации.
Уверенность в себе, своих возможностях, способностях.
Поиск рациональных путей, средств и способов достижения цели.
Умение адекватно оценивать себя и объективную управлснческую ситуацию.
Таким образом, оценивая управленческую цель, руководитель всегда исходит из субъективной логики в оценке значимости проблемы, а также возможных последствий принятия решений. Он принимает цель только тогда, когда считает ее значимой. В процессе работы он стремиться создать у своих подчиненных положительное отношение к работе, пытаясь мотивировать всю группу. Эффективность труда и положительная мотивация находятся в прямой зависимости друг от друга.