Постановка вопросов в процессе проблемного обучения

Под проблемным обучением понимается такое изучение мате­риала, которое вызывает в сознании учащихся познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный поиск3. Разрешение этих проблем активизирует творческие умственные способности учащихся.

В младших классах проблемные ситуации возникают при формулировании загадок, задач на сообразительность и смекал­ку, шарад. Такие проблемные ситуации можно создавать, пред­лагая детям обобщить чувственные данные и сделать вывод. Можно, например, поставить вопрос: «Почему лед, пар, облака называют водой?» Другим примером проблемной ситуации для учащихся младших классов является постановка задачи: постро­ить треугольник по трем заданным углам [специально даются такие углы, сумма которых значительно больше (или меньше) 180°]. Учащиеся не могут выполнить эту задачу и думают над причиной, почему она неразрешима.

В начальных классах перед учащимися можно ставить пробле­мы, направленные на поиски математических закономерностей: 1) изменение суммы в зависимости от изменения одного из сла­гаемых; 2) изменение частного в зависимости от изменения дели­мого или делителя; 3) изменение площади квадрата в зависимо­сти от увеличения или уменьшения в несколько раз его стороны и т. д. Эффективны и отдельные проблемные вопросы типа: «Почему четырехугольник назван четырехугольником? Можно ли было дать ему другое название, также связанное с его свой­ством?» или «Как бы вы назвали треугольник, у которого один угол тупой?»4 Учитель в процессе ответа на основной проблем­ный вопрос должен уметь ставить и наводящие вопросы. В процессе обучения математике возникают различные типы задач (стандартная обучающая, поисковая, проблемная). Основ­ными компонентами задачи считают: условие, заключение, реше­ние, обоснование решения, которые могут быть не известны человеку (в частности, школьнику) в момент постановки перед ним данной задачи. Стандартная задача — это такая задача, у которой четко определено условие, известен способ решения и его обоснование и которая представляет собой упражнение на воспроизведение известного. Обучающей является та задача, в ко­торой неизвестен (или плохо определен) один из вышеуказанных основных компонентов. Если неизвестны какие-либо два компо­нента, то задачу называют поисковой, а три — проблемной5.

Это деление задач несколько условно, так как в зависимости от уровня знаний и методической подготовки человека она может быть отнесена к тому или иному типу. Например, при изучении темы «Вписанные четырехугольники» учитель ставит перед уча­щимися такую вводную задачу (проблему): «Где расположить центральный штаб туристского слета, чтобы он находился на равных расстояниях от заданных мест расположения четырех туристских групп?»

Точками А, В, С, D обозначены места расположения групп, а точкой О — предполагаемое место расположения штаба (рис. 45).

Постановка вопросов в процессе проблемного обучения - student2.ru

В старших классах школьники в процессе проблемного обуче­ния строят различные гипотезы, намечают способы проверки их истинности, самостоятельно «открывают» правила, законы, формулы, доказывают теоремы.

Общая учебная проблема включает в себя несколько частных учебных проблем. Результаты их решения в своей совокупности позволяют дать окончательное решение общей (главной) пробле­мы. Проблемное обучение включает в себя не только создание проблемной ситуации (постановку проблемного вопроса), но и самостоятельную творческую работу учащихся, открытие но­вых для них закономерностей, свойств, отношений, а также логическое обоснование (доказательство) истинности своих суждений и правильности хода рассуждений при опровержении ложных суждений и неправильных умозаключений. Разумеется, проблем­ный метод обучения нельзя превращать в универсальный; его надо использовать наряду с объяснительным, сообщающим из­ложением материала учителем.

К. Д. УШИНСКИЙ И В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О РОЛИ ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Большое значение в процессе обучения придавал логике чешс­кий педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять эти правила яркими жизненными примерами, а затем совершенствовать логи­ческое мышление учащихся, анализируя дискуссионные пробле­мы физики, математики, этики. Большое внимание он уделял использованию анализа и синтеза, а также метода сравнения в работе исследователя и учителя.

Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах К. Д. Ушинского (1824—1870), автора учебников и книг для детс­кого чтения — «Детский мир» и «Родное слово», создавшего большой труд «Человек как предмет воспитания», по которому учились поколения русских педагогов. Много внимания уделял К. Д. Ушинский анализу логики в обучении. Он считал, что логика — не что иное, как отражение в нашем уме связи пред­метов и явлений природы. По его убеждению, логика должна стоять в преддверии всех наук. Научить ребенка логически мыс­лить — главное назначение обучения в младших классах, осно­вой же развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой.

В качестве приема развития логического мышления младших школьников К. Д. Ушинский широко применял сравнение, счи­тая его наиболее эффективным приемом и утверждая, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения. Первые элементарные сравнения школьников основаны на чувственном познании, наглядном восприятии предметов. Например, роза и гвоздика имеют много сходного, но и много различий . При помощи сравнения учащиеся находят отличительные признаки предметов и формулируют суждения. Ушинский писал о ступенях сравнивающей деятельности мышления: «Первая ступень — предметы сравниваются сами непосредственно; вторая — посре­дником сравнения двух предметов служит третий, более или менее знакомый предмет; третья ступень — несколько посредст­вующих предметов; но чаще я чувствую сходство, а потом уже подыскиваю посредников»7.

Особый раздел «Детского мира» составляют его знаменитые «Первые уроки логики», которые являются педагогическим выво­дом из стройной логической теории К. Д. Ушинского. Большой интерес представляет приведенная там беседа — спор учащихся о понятии «птица»8.

Много внимания Ушинский уделял развитию родной речи учащихся, обучению их родному языку как средству четкого выражения мыслей. В книге «Родное слово» он предлагал в каче­стве материала для чтения группы слов, имеющие различные и одинаковые родовые признаки, что помогает учащимся ус­ваивать различные отношения между понятиями. Ушинский счи­тал, что в начальных классах следует определять лишь те поня­тия, содержание которых усвоено школьниками.

Развитие логического мышления, по мнению Ушинского, должно осуществляться и при изучении географии, истории, ари­фметики.

В. А. Сухомлинский также высказал ряд советов о развитии логического мышления школьников.

В. А. Сухомлинский ярко, эмоционально рассказывает о «Школе радости» — подготовительных занятиях с 6-летними детьми. Эти мысли особенно ценны сейчас, в связи с переходом к обучению детей с 6-летнего возраста.

Наиболее интересны «уроки мышления» Сухомлинского в ле­су, на лугу, у реки, в поле. Это были именно уроки, а не простое наблюдение, и ясно было видно, как пробуждался детский разум. . Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться. Успех и интерес взаимосвязаны: интерес поддерживается успехом, к ус­пеху ведет интерес. Как же научить ребенка умственному труду? О своих «уроках мышления» Сухомлинский пишет: «Я продумал все, что должно стать источником мысли моих воспитанников, определил, что день за днем в течение 4 лет будут наблюдать дети, какие явления окружающего мира станут источником их мысли... Это — 300 наблюдений, 300 ярких картин, запечатлев­шихся в сознании ребят. Два раза в неделю мы шли на приро­ду — учиться думать. Не просто наблюдать, а учиться думать. Это были, по существу, уроки мышления. Не увлекательные прогулки, а именно уроки. Но то, что и урок может быть очень увлекательным, очень интересным, — это обстоятельство еще больше обогащает духовный мир ребят»9.

По мнению Сухомлинского, детская память потому остра и цепка, что в нее вливается чистый ручеек ярких образов, картин, восприятий, представлений. «Детское мышление как раз и пора­жает нас тонкими, неожиданными «философскими» вопросами, потому что оно питается живительным источником этого ручей­ка... Я стремился к тому... чтобы законы мышления дети осозна­вали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана еще более стройным сооружением — природой. Чтобы не пре­вратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать»10. «В «путешествия» к истокам слова мы шли с альбомами и карандашами. Вот одно из наших первых «путешествий». Я поставил целью показать детям красо­ту и тончайшие оттенки слова луг. Мы расположились под склонившейся над прудом вербой. Вдали зеленел освещенный солнцем луг. Говорю детям: «Посмотрите, какая красота перед нами. Над травою летают бабочки, жужжат пчелы. Вдали стадо коров, похожих на игрушки. Кажется, что луг — это светло-зеленая река, а деревья — темно-зеленые берега. Стадо купается в реке. Смотрите, сколько красивых цветов рассыпала ранняя осень. А прислушаемся к музыке луга: слышите тонкое жужжание мушек, песню кузнечика?»11.

По глубокому убеждению Сухомлинского, каждый учитель, преподающий свой предмет, должен быть преподавателем слове­сности. Слово — вот первый шаг к мысли ученика. В результате коллективной работы учителей за два года число неуспевающих по языку в их школе сократилось в два раза. Незадолго до смерти он писал: «Дайте мне на год детей -семилеток, равнодуш­ных к слову, и они возвратятся к вам с огоньками мысли, глубоко личными, неповторимыми...» Сухомлинский предостерегает от попыток механического заимствования его опыта: обучение чте­нию и письму по этому методу — творчество, и заимствовать новое можно только творчески.

Большое значение в формировании абстрактного мышления В. А. Сухомлинский придавал усвоению таких понятий, как при­чина и следствие, различие и сходство, возможность и невозмож­ность и др. «Ребенок мыслит образами, красками, звуками, — писал он, — но это не означает, что он должен остановиться на конкретном мышлении. Образное мышление — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями., как явле­ние, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. Многолетний опыт убедил меня, что эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления. Овладеть этими понятиями невозмож­но без исследования живых фактов и явлений, без осмысливания того, что ребенок видит своими глазами, без постепенного пере­хода от конкретного предмета, факта, явления к абстрактному обобщению». Чем больше обобщений надо усвоить на уроке, чем напряженнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться, по мнению Сухомлинского, к природе, к ярким образам и картинам окружающего мира, ибо умственное вос­питание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а лишь средство: яркий образ окружающего мира является для учителя источником, в различ­ных формах, красках, звуках которого кроются тысячи вопросов.

Наши рекомендации