Построение структурной схемы и определение передаточных функций САР
Уравнения звеньев САР сводятся в систему уравнений:
1) – объект регулирования;
2) – чувствительный элемент;
3) – сервопоршень;
4) – дроссельная игла;
5) – топливный насос;
6) – баланс расходов топлива;
7) – расход через клапан;
8) – клапан слива;
9) – топливные форсунки.
Система уравнений содержит 11 переменных ( , , , , , , , , , , ), т.е. за исключением управляющего и возмущающего воздействий число переменных равно числу уравнений. Система дифференциальных уравнений записывается в операторной форме и преобразуется к форме, удобной для построения структурной схемы САР. В результате получаем:
1) ;
2) ;
3)
4)
;
5) ;
6) ;
7) ;
;
8) ;
9) .
Структурная схема САР, соответствующая системе преобразованных операторных уравнений, представлена на рисунке 2. По структурной схеме легко прослеживается взаимодействие звеньев в системе регулирования перепада давления топлива на дроссельном кране.
Рисунок 2–Структурная схема САР
Для определения передаточной функции САР в разомкнутом состоянии в структурной схеме условно размыкается основная обратная связь и вводится входной и выходной параметры разомкнутой системы (рис.3).
Тогда передаточная функция разомкнутой системы будет определяться следующим образом
При этом предполагается: ; .
Рисунок 3 – Структурная схема САР в разомкнутом состоянии
Рис. 4 Упрощенная структурная схема САР в разомкнутом состоянии
;
где ;
;
;
После преобразования можно получить:
,
где ;
;
;
;
.
Передаточная функция замкнутой САР по возмущающему воздействию (при ) определяется по формуле:
Где:
;
|
|
Рисунок 5 – Структурная схема САР в замкнутом состоянии
|
|
|
Рисунок 6 – Упрощенная структурная схема САР в замкнутом состоянии
После преобразования можно получить:
,
где ;
;
.
Собственный оператор замкнутой САР имеет вид:
4. Анализ устойчивости САР
Построим D-разбиение в плоскости параметра k7. Решаем уравнение :
.
Подставляя в данное уравнение значения всех коэффициентов и численные значения параметров САР (см. задание) и решая его относительно
коэффициента k5, получаем следующее выражение:
Воспользовавшись программой RADIS, определим действительную и мнимую составляющие частотной функции k5 для ряда значений частот. В результате расчёта и построения получаем кривую D-разбиения для положительных значений частот (рис.7).
Рисунок 7 – D - разбиение в плоскости коэффициента k5: I – область наибольшей вероятности устойчивой работы; II, III – области неустойчивой
работы САР
Кривая D-разбиения заштриховывается с левой стороны по мере возрастания частоты колебаний. Воспользовавшись правилом подсчёта корней характеристического уравнения для каждой из выделенных областей D- разбиения определяем область I , соответствующую наибольшему числу корней с отрицательной вещественной частью, т.е. более вероятную область устойчивости САР.
Для проверки устойчивости САР в области I зададимся величиной Re k5 , взятой из этой области: k5=0,5, и запишем характеристический полином или собственный оператор замкнутой САР с числовыми значениями коэффициентов:
.
Для проверки устойчивости САР по критерию Рауса-Гурвица составим квадратную матрицу Гурвица из коэффициентов a0…an:
при проанализируем знаки диагональных миноров:
;
;
.
Все диагональные миноры положительны, следовательно, САР устойчива и область I D-разбиения является областью устойчивости САР.
Для проверки устойчивости по критерию Найквиста анализируется АФЧХ разомкнутой системы. Передаточная функция разомкнутой САР при принятых значениях коэффициентов имеет вид:
;
Вначале определяется устойчивость системы. Для этого используется собственный оператор разомкнутой САР с числовыми значениями коэффициентов:
Воспользовавшись программой Mathcad, рассчитывается и строится АФЧХ разомкнутой САР. Так как САР содержит интегратор в прямой цепи, то АФЧХ САР берет начало (при ) в вдоль мнимой оси. Из представленного на рис. 8 графика следует, что АФЧХ разомкнутой САР не охватывает точку с координатой (-1;j0), следовательно, замкнутая САР будет устойчива.
Рисунок 8 – Амплитудно-фазочастотная характеристика разомкнутой САР частоты вращения ГТД