Методические указания к выполнению задания.

1.2.1.Особенности записии решений уравнений по законам Кирхгофа при синусоидальном токе.

При составлении уравнений по законам Кирхгофа в интегродифферен-циальной форме следует учесть , что уравнения составляются для мгновенных значений напряжений и токов и что падение напряжения на активном сопротивле- нии u R= i· R, на индуктивной катушке u L= L di / dt , на конденсаторе u C=1 / С Методические указания к выполнению задания. - student2.ru

При анализе гармонических процессов в цепях составляются уравнения в комплексной форме. При этом необходимо учесть, что падение напряжения на резисторе Ú R=Í∙R, на индуктивности Ú L = j x L ∙Í , на конденсаторе Ú С= - j x C ∙ Í .

Для получения численного результата необходимо проводить расчеты с комплекс- ными числами.

1.2.2. Определение токов в ветвях. Для цепи, содержащей три ветви, целесообразно определить полное комплексное сопротивление. Отношение эдс

источника к этому сопротивлению позволяет определить ток в ветви, в которой расположен источник эдс. Далее, находят напряже- ние на параллельном участке и затем, разделив это напряжение на сопротивления двух других ветвей, находят соответствующие токи. Правильность решения проверяют по первому закону Кирхгофа.

1.2.3.Баланс мощностей.

При составлении баланса мощностей следует рассчитать мощность,

развиваемую источником эдс, и приравнять ее сумме мощностей всех потребителей.

Ś ИСТ = Σ Ś ПОТР.

Полная мощность в комплексной форме определяется как

Ś=Σ Ú·Î = P + (-) j Q = Σ Z·Í∙Î , где

P- активная мощность,

Q- реактивная мощность,

Î - комплексное сопряженное значение к –того тока,

Z – полное комплексное сопротивление к-той ветви.

1.2.4.Построение векторной диаграммы токов и топографической диаграммы

напряжений.

Следует помнить, что вектор падения напряжения на резисторе Ú R совпадает по фазе с током, на индуктивной катушке Ú L опережает вектор тока на 90 градусов,

а на конденсаторе Ú С отстает от тока на угол 90 градусов.

1.2.5. Построение кривых мгновенных значений.

В результате расчетов значения тока и напряжения получены в комплексной форме, необходимо записать эти величины в функции времени.

u АВ= U АВ m sin ( ω t + ψ UАВ ) , для чего находится амплитудное

значение напряжения и начальная фаза

U АВ m = U АВ · 1,41

Методические указания к выполнению задания. - student2.ru

U АВ =√ Re 2 + Im2 ψ UАВ= arctq Im / Re

1.2.6. Определение показаний ваттметра.

Ваттметр измеряет активную мощность, поэтому при определении показаний ваттметра необходимо взять действительную часть от произведения комплекса соот- ветствующего напряжения на величину сопряженного комплекса тока.

P= Re ( Ú AB ∙ Î ) , где

Ú AB – комплекс напряжения между точками A и B , к которым подключена

обмотка напряжения ваттметра,

Î- сопряженный комплекс тока, протекающего по токовой обмотке ваттметра.

Пример выполнения задания

Исходные данные для расчета:

Схема электрической цепи представлена на рис. 1.

Параметры элементов схемы: Е= 220 В , f= 50 Гц, С 1 = 825 мкФ, С2 = 250 мкФ,

L 1= 25 мГн , L 2 =30 мГн , L3 = 20 мГн , r 1= 8,18 Ом , r 2= 10 Ом , r 3= 20 Ом .

1.3.1. Составление уравнений по законам Кирхгофа.

Количество уравнений по 1-му закону равно числу узлов, уменьшенному на единицу ( 2-1=1).

Количество уравнений по 2-му закону равно числу ветвей, уменьшенному на

количество уравнений, составленных по 1-му закону ( 3-1=2).

Система уравнений в интегро-дифференциальной форме:

i 1 = i 2 + i 3

e = r 1 i 1 + 1/C1 Методические указания к выполнению задания. - student2.ru 1 dt + u C1 ( 0) + L 1 di 1/dt + L 3 di 3/dt + r3 i 3

0= r 2 i 2 + L 2 di 2/dt + 1/C2 Методические указания к выполнению задания. - student2.ru 2 dt+ u C2 ( 0) - L 3 di3 /dt - r3 i 3

Система уравнений в комплексной форме:

Í1 2 + Í3

É = ( r1 + j x L1 – j x C1 ) Í 1 + ( r3 + j x L3 ) Í 3

0 = ( r2 + j x L2 – j x C2 ) Í 2 - ( r3 + j x L3 ) Í 3

1.3.2. Расчет токов в цепи в комплексной форме.

Сопротивления ветвей:

Z 1 = ( r1 + j x L1 – j x C1 ) = 8,18 – j 3,86 + j 7,85= 8,18 + j 3,99 ( Ом)

j x L1 = j 2 п f L 1 = j 2 ∙3,14·50·25∙10 -3 =j 7, 85 ( Ом)

– j x C1 = -j 1 / 2п f C 1 = - j 1/ 2· 3,14· 50 · 825· 10 – 6 = - j 3,86 ( Ом )

Z 2 = r2 + j x L2 – j x C2 = 10+ j 2 п f L 2 - j 1 / 2п f C 2 =

= 10 + j 2 ∙3,14· 30· 50∙10 -3 - j 1/ 2· 3,14· 50 · 250· 10 – 6 = 10 – j 3,32 ( Ом )

Z 3 = r3 + j x L3 = 20 + j 2 п f L 3= 20 + j 2 ∙3,14· 50· 20∙10 -3 = 20 + j 6, 28 ( Ом)

Нахождение полного комплексного сопротивления:

(10 – j 3,32) (20 + j 6, 28)

Z = Z 1 + Z 2 Z 3 / Z 2 +Z 3 = 8,18 + j 3,99 + ------------------------------------ =

(10 – j 3,32) + (20 + j 6, 28)

= 15,45 + j 3,17 ( Ом)

Ток в неразветвленной части цепи:

Í 1 = É / Z 1 = 220 / 15,45 + j 3,17 = 13,66 - j 2,78 ( А )

Напряжение разветвленной части цепи:

Ú АВ = É - Z 1 Í 1 = 220 – ( 8,18 + j 3,99 ) ( 13,66 - j 2,78 ) = 97,08- j 31,76 ( В )

Токи в ветвях:

Í 2 = Ú АВ / Z 2 =( 97,08-j 31,76) / (10 – j 3,32) = ( 9,69 + j 0,05 ) ( А)

Í 3 = Ú АВ / Z 3 =( 97,08-j 31,76) / ( 20 + j 6, 28 ) = ( 3,97 – j 2,83) ( А)

Проверка по первому закону Кирхгофа:

Í 1 = Í 2 + Í 3 = ( 9,69 + j 0,05 ) + (3,97 – 2,83) = 13,66 – j 2,78 ( А)

1.3.3.Баланс активных и реактивных мощностей.

Комплексная мощность источника:

Ś = Éi ∙ Îi = 220 ∙ (13,66 + j 2,78) = 3005,2+j 616,6 ( ВА)

Активная мощность источника Р i = 3005, 2 Вт

Реактивная мощность источника Q i = 611, 6 Вар

Комплексные мощности приемников:

Ś 1 ПР = Z1 ∙ Í 1 Î1 = ( 8,18 + j 3,99 ) ( 13,66 - j 2,78 ) ( 13,66 + j 2,78 ) =

= 1590,8 + j 775,56 ( ВА)

Ś 2 ПР = Z2 ∙ Í 2 Î2 = (10 – j 3,32) ( 9,69 + j 0,05 ) ( 9,69 - j 0,05 ) =

= 939,01 - j 312,6 ( ВА)

Ś 3 ПР = Z3 ∙ Í 3 Î3 = ( 20 + j 6, 28 ) (3,97 – j 2,83) (3,97 +j 2,83) =

= 475,28 + j 148,65 ( ВА)

Комплексная мощность всех приемников:

Ś ПР = Ś 1 ПР + Ś 2 ПР + Ś 3 ПР =1590,8 + j 775,56 + 939,01 - j 312,6 +

+ 475,28 + j 148,65 = 3005,09 + j 611, 61 ( ВА)

Активная мощность потребителей Р = 3005, 09 Вт

Реактивная мощность потребителей Q = 611, 61 Вар

1.3.4.Построение векторной диаграммы токов и топографической диаграммы.

На комплексной плоскости наносят вектора токов в ветвях ( комплексные

значения), причем вектор тока Í 1 должен быть равен сумме векторов Í 2 и Í 3

( рис. 1.1.1 ).

Для построения топографической диаграммы потенциал одного узла прини мают за нуль

φ В =0

Потенциал следующей точки φ К возрастает на величину падения напряжения

– j x C2·Í2

φ К = φ В + ( – j x C2·Í2 )= 0 + ( - j 12,7) ( 9,69 +j 0,05) = 0,64 – j 123,1 B

φ M = φ K + ( r2·Í2 ) = 0,64 – j 123,1+ ( 9,69+j 0,05) 10 = 97,5- j 122,6 B

φ A = φ M + ( j x L2·Í2 ) = 97,5- j 122,6 + ( 9,69+j 0,05) ( j9,42) = 97,0 – j 31,3 B

φ Q = φ A + ( j x L1·Í1 ) = = 97,0 – j 31,3 + ( j 7,85)( 13,66-j 2,78) = 118,8+j 75,9

φ N = φ Q + ( – j x C1·Í1 ) = 118,8+j 75,9 + (- j 3,86) ( 13,66-j 2,78) = 108,1+j 23 B

φ D = φ N + ( r1 ·Í1 ) =108,1+j 23 + 8,18 ( 13,66-j 2,78) = 220- j 0,1 B

φ В = φ D - É = 220 - j 0,1 - 220 =0

( рис. 1.1.2.)

1.3.5.Построение кривых мгновенных значений.

В результате расчетов значения тока и напряжения получены в комплексной

форме

Í 2 = ( 9,69 + j 0,05 ) ( А)

Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Модуль тока I2 = Методические указания к выполнению задания. - student2.ru 9,692 + 0,052 = 9,7 (А)

Амплитудное значение I m = 1,41∙I2 = 13, 68 ( А)

Начальная фаза тока ψ i= arc tq 0,05 / 9,69 = 0,3 град.

Мгновенное значение тока

i2 = I m sin ( ω t + ψ i2 ) = 13, 68 sin (ω t + 0,3°) (A)

Ú АВ = 97,08 - j 31,76 ( В )

Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Модуль напряжения U AB = Методические указания к выполнению задания. - student2.ru 97,082 + 31,762 = 102, 1 (В)

Амплитудное значение U АВ m = 1,41∙ U AB=1,41· 102,1= 144 ( В)

Начальная фаза напряжения ψ U = arc tq (- 31,76) / 97,08= - 18,1 град.

Мгновенное значение напряжения u АВ= U АВ m sin ( ω t + ψ UАВ ) =

= 144 sin ( ω t - 18 °) (В)

( рис.1.1.3.)

1.3.6. Определение показаний ваттметра.

Pw = Re (Íw·Úw )=Re ( - j X C2 ∙Í2∙Î2) = Re { (- j 1/ 2· 3,14· 50 · 250· 10 – 6) ·

·( 9,69 + j 0,05 ) ( 9,69 - j 0,05 ) } = Re ( 6,17- 6,17+ j 1196,2 + j 0,03) = 0

Úw =( - j X C2 ∙Í2 ) Íw = Î2

Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Векторная диаграмма токов
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1. Рис.1.1.1.
Топографическая диаграмма Кривые мгновенных значений
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис.1.1.2. Рис.1.1.3.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.1. Рис. 1.2.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.3. Рис. 1.4.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.5. Рис. 1.6.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.7. Рис. 1.8.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.9. Рис. 1.10.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.11. Рис. 1.12.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.13. Рис. 1.14.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.15. Рис. 1.16.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.17. Рис. 1.18.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.19. Рис. 1.20.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.21. Рис. 1.22.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.23. Рис. 1.24.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.25. Рис. 1.26.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.27. Рис. 1.28.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.29. Рис. 1.30.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.31. Рис. 1.32.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.33. Рис. 1.34.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.35. Рис. 1.36.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.37. Рис. 1.38.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.39. Рис. 1.40.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.41. Рис. 1.42.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.43. Рис. 1.44.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.45. Рис. 1.46.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru
Рис. 1.47. Рис. 1.48.
Методические указания к выполнению задания. - student2.ru Методические указания к выполнению задания. - student2.ru

Рис.1.49. Рис. 1.50.

Варианты задания №1. Таблица 1

№ ва-рианта № схем Е, В f, Гц С1, мкФ С2, мкФ С3, мкФ L1, мГн L2, мГн L3, мГн R1, Ом R2, Ом R3, Ом
- - - 31,8 63,7
- - 25,5 22,3 15,9
- - - 25,5
- - 15,9 - 47,7
- - 22,3 - -
- 15,9 - 31,8 -
- - 47,7 - 31,8 -
- - - - 25,5
- - 47,7 - -
- - 31,8 - 22,3 -
- - 18,6 -
- 53,1 - - -
- - 13,3 - -
- - 21,2 -
- - 13,3 -
- 13,3 - - -
- - 26,5 21,2 -
- - 26,5 -
- - 26,5 - 18,6 -
- - 26,5 18,6 -
- - 47,7 31,8 47,7 -
- 47,7 31,8 - -
- - 31,8
- - - 26,5 -
- - - 31,8 47,7 -
- - - 13,3 -
- 21,2 13,3 - -
- - 53,1 - 53,1
- - - 53,1
- - 26,5 26,5 -
- - - 13,3 -
- - 13,3 18,6 53,1 -
- - - 13,3
№ ва-риант № схемы Е, В f, Гц С1, мкФ С2, мкФ С3, мкФ L1, мГн L2, мГн L3, мГн R1, Ом R2, Ом R3, Ом
- - 21,2 13,3 -
- - 26,5 21,2 -
- - 31,8 15,9 -
- - - 15,9
- 15,9 - 47,7 -
- - 31,8 25,5 47,7 -
- - 25,5 47,7
- 15,9 - -
- - - 22,3 25,5 -
- - 22,3 -
- - 31,8
- 31,8 - 22,3 -
- 63,7 - -
- - 25,5 - 22,3
- - 25,5 -
- - 25,5 31,8
- 15,9 - 15,9

Наши рекомендации