Лабораторная работа № 12

Изучение способов осуществления отклонения

Через побочные субдоминанты и доминанты

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема: Отклонения через побочные субдоминанты и доминанты.

Цель: освоить навыки и приемы анализа и осуществления отклонений через побочные субдоминанты и доминанты.

Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ побочные доминанты и субдоминанты как способы отклонения; хроматическая система;

§ отклонение: основной признак и способы осуществления;

§ местоположение отклонений в мажорном и минорном периоде;

§ голосоведение в гармонических последовательностях при введении побочных доминант, отклонениях в прерванных оборотах и каденциях;

§ хроматическая секвенция и отклонение: характерные гармонические обороты в звеньях хроматической секвенции и особенности их соединения; случаи применения хроматических секвенций в построении.

Практические задания:

Задание 1.Постройте и исполните на музыкальном инструменте следующие гармонические обороты с отклонениями из мажора и минора с одним ключевым знаком в тональности I степени родства через побочные доминанты:

1) 2/4 1T – T6 | VII7 к VI – VI | DDVII7 DDVII56 | К46 – D76 | T ||;

2) 3/4 1T6 – T | D2 к S – S6 | DDVII6 – DD34 | К46 – D7 – T ||;

3) 2/4 T6 – D34 | T – D56 к III | III35 – II6 – DD56 | D7 – VI ||.

Задание 2. Сочините, запишите и исполните период с расширением во втором предложении за счет отклонения в тональность I степени родства.

Задание 3. Письменно гармонизуйте следующие мелодии с использованием отклонений и хроматических секвенций:

а)

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

б)

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

в)

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

Задание 4. Сделайте письменный гармонический анализ приведенных ниже музыкальных фрагментов, указав в схеме: моменты отклонений (квадратными скобками сверху), тональности; функции аккордов (условными обозначениями снизу) (см. лаб. работу 1, задание 4):

а)Ф. Шуберт. «Я не сержусь» из вокального цикла «Любовь поэта».

Nicht zu schnell

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

б) А. Алябьев. Пьеса

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

Лабораторная работа № 12 - student2.ru

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое отклонение?

2. Какие аккорды называются побочными субдоминантами и доминантами? Для чего они необходимы?

3. Какие аккорды используются в качестве побочной доминанты и субдоминанты?

4. Каким образом может происходить ввод новой тональности через побочную субдоминанту?

5. Каковы основные требования к голосоведению при введении побочных доминант и субдоминант?

6. Каково местоположение отклонений в мажорном и минорном периодах?

7. В какие тональности чаще всего происходят отклонения в мажорном и минорном периоде?

8. Что такое прерванная каденция? Каким образом в ней осуществляется отклонение?

9. Что такое хроматическая система?

10. Как образуется хроматическая секвенция? В чем ее сходство с диатонической и отличие от модулирующей секвенций?

11. Каково строение звена хроматические секвенции?

12. Сколько звеньев может включать хроматическая секвенция?

13. Какое значение имеет хроматическая секвенция для осуществления отклонения в периоде?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 239–254 (темы 32, 33).

Наши рекомендации