Лабораторная работа № 12
Изучение способов осуществления отклонения
Через побочные субдоминанты и доминанты
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Отклонения через побочные субдоминанты и доминанты.
Цель: освоить навыки и приемы анализа и осуществления отклонений через побочные субдоминанты и доминанты.
Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:
§ побочные доминанты и субдоминанты как способы отклонения; хроматическая система;
§ отклонение: основной признак и способы осуществления;
§ местоположение отклонений в мажорном и минорном периоде;
§ голосоведение в гармонических последовательностях при введении побочных доминант, отклонениях в прерванных оборотах и каденциях;
§ хроматическая секвенция и отклонение: характерные гармонические обороты в звеньях хроматической секвенции и особенности их соединения; случаи применения хроматических секвенций в построении.
Практические задания:
Задание 1.Постройте и исполните на музыкальном инструменте следующие гармонические обороты с отклонениями из мажора и минора с одним ключевым знаком в тональности I степени родства через побочные доминанты:
1) 2/4 1T – T6 | VII7 к VI – VI | DDVII7 – DDVII56 | К46 – D76 | T ||;
2) 3/4 1T6 – T | D2 к S – S6 | DDVII6 – DD34 | К46 – D7 – T ||;
3) 2/4 T6 – D34 | T – D56 к III | III35 – II6 – DD56 | D7 – VI ||.
Задание 2. Сочините, запишите и исполните период с расширением во втором предложении за счет отклонения в тональность I степени родства.
Задание 3. Письменно гармонизуйте следующие мелодии с использованием отклонений и хроматических секвенций:
а)
б)
в)
Задание 4. Сделайте письменный гармонический анализ приведенных ниже музыкальных фрагментов, указав в схеме: моменты отклонений (квадратными скобками сверху), тональности; функции аккордов (условными обозначениями снизу) (см. лаб. работу 1, задание 4):
а)Ф. Шуберт. «Я не сержусь» из вокального цикла «Любовь поэта».
Nicht zu schnell
б) А. Алябьев. Пьеса
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Что такое отклонение?
2. Какие аккорды называются побочными субдоминантами и доминантами? Для чего они необходимы?
3. Какие аккорды используются в качестве побочной доминанты и субдоминанты?
4. Каким образом может происходить ввод новой тональности через побочную субдоминанту?
5. Каковы основные требования к голосоведению при введении побочных доминант и субдоминант?
6. Каково местоположение отклонений в мажорном и минорном периодах?
7. В какие тональности чаще всего происходят отклонения в мажорном и минорном периоде?
8. Что такое прерванная каденция? Каким образом в ней осуществляется отклонение?
9. Что такое хроматическая система?
10. Как образуется хроматическая секвенция? В чем ее сходство с диатонической и отличие от модулирующей секвенций?
11. Каково строение звена хроматические секвенции?
12. Сколько звеньев может включать хроматическая секвенция?
13. Какое значение имеет хроматическая секвенция для осуществления отклонения в периоде?
Литература:
Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 239–254 (темы 32, 33).