Исходные данные для выполнения контрольной работы и курсового проекта
Варианты | Мощность КЗ системы | Номиналь-ная мощность | Данные по потребителям | Данные по автоматике | |||||||||
Трансформа-торы Т1, Т2 | Двигатели М1, М2 | Н1 (Н2) | Н3 (Н4) | Длина линии | |||||||||
Наг-руз-ка | Уставки защиты | Наг-руз-ка | Уставки защиты | ||||||||||
SКЗ | SН | РД | SНΣ | tсз | Iсз | SНΣ | tсз | Iсз | Л3Л4 | Л1Л2 | АВР | АПВ | |
МВА | МВА | МВт | МВА | С | кА | МВА | С | кА | км | км | – | – | |
6,3 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 0,21 | 2,5 | 1,2 | 0,32 | 3,0 | Q1 | – | |||
1,25 | 2,0 | 1,0 | 0,30 | 4,0 | 1,0 | 0,35 | 1,0 | – | Н1 | ||||
1,6 | 3,0 | 0,8 | 0,42 | 8,0 | 1,6 | 0,4 | 2,5 | Q2 | – | ||||
2,0 | 4,0 | 0,5 | 0,50 | 11,0 | 1,0 | 0,56 | 5,0 | – | Н3 | ||||
1,25 | 1,5 | 0,7 | 0,30 | 3,0 | 0,9 | 0,35 | 2,0 | Q1 | – | ||||
1,0 | 3,0 | 0,8 | 0,35 | 5,0 | 1,0 | 0,5 | 4,0 | – | Н1 | ||||
1,6 | 1,5 | 0,5 | 0,25 | 7,0 | 1,2 | 0,6 | 3,0 | Q2 | – | ||||
2,6 | 3,5 | 0,6 | 0,45 | 12,0 | 1,4 | 0,7 | 2,0 | – | Н3 | ||||
6,3 | 1,6 | 0,5 | 0,7 | 0,14 | 2,8 | 1,3 | 0,41 | 5,0 | Q1 | – | |||
2,0 | 1,3 | 0,9 | 0,21 | 4,2 | 2,0 | 0,58 | 2,5 | – | Н1 | ||||
1,25 | 1,5 | 0,8 | 0,20 | 7,7 | 1,4 | 0,65 | 3,0 | Q2 | – | ||||
1,6 | 5,0 | 0,5 | 0,60 | 15,0 | 1,6 | 0,9 | 1,6 | – | Н3 | ||||
2,5 | 4,0 | 0,6 | 0,55 | 17,0 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | Q1 | – | ||||
1,25 | 3,5 | 0,7 | 0,50 | 13,0 | 1,2 | 0,9 | 3,5 | – | Н1 | ||||
2,5 | 2,5 | 0,9 | 0,40 | 7,0 | 1,6 | 1,0 | 1,8 | Q2 | – | ||||
1,6 | 2,1 | 0,5 | 0,41 | 4,5 | 2,0 | 0,9 | 1,6 | – | Н2 | ||||
6,3 | 1,25 | 1,7 | 0,6 | 0,35 | 2,0 | 1,5 | 0,5 | 2,0 | Q1 | – | |||
6,3 | 1,0 | 1,0 | 0,7 | 0,25 | 3,2 | 1,8 | 0,6 | 1,3 | – | Н3 | |||
1,0 | 2,0 | 0,8 | 0,30 | 4,8 | 2,0 | 0,8 | 2,0 | Q2 | – | ||||
1,25 | 3,0 | 1,0 | 0,40 | 3,8 | 1,5 | 0,8 | 3,0 | – | Н1 | ||||
1,6 | 3,5 | 0,9 | 0,43 | 6,2 | 2,0 | 1,0 | 4,0 | Q1 | – | ||||
1,25 | 3,0 | 0,8 | 0,43 | 7,5 | 1,0 | 1,0 | 5,0 | – | Н2 | ||||
2,0 | 6,0 | 0,7 | 0,75 | 10,0 | 1,2 | 0,9 | 1,5 | Q2 | – | ||||
2,5 | 4,5 | 0,6 | 0,60 | 11,0 | 1,4 | 0,9 | 2,0 | – | Н3 | ||||
6,3 | 0,8 | 0,8 | 0,5 | 0,20 | 4,1 | 1,6 | 0,7 | 2,5 | Q1 | – | |||
1,0 | 1,2 | 0,6 | 0,20 | 3,5 | 1,8 | 38,0 | 3,0 | – | Н1 | ||||
1,25 | 1,5 | 0,7 | 0,25 | 6,0 | 2,0 | 1,2 | 2,7 | Q2 | – | ||||
Продолжение таблицы 1 | |||||||||||||
1,6 | 2,5 | 0,8 | 0,40 | 4,2 | 1,9 | 0,8 | 2,2 | – | Н2 | ||||
2,0 | 1,0 | 0,9 | 0,20 | 9,0 | 1,7 | 1,1 | 1,8 | Q1 | – | ||||
0,8 | 1,5 | 1,0 | 0,29 | 3,0 | 1,5 | 0,6 | 1,5 | – | Н3 | ||||
2,5 | 1,8 | 0,9 | 0,30 | 7,5 | 1,3 | 1,0 | 3,0 | Q2 | – | ||||
1,6 | 3,0 | 0,8 | 0,40 | 15,5 | 1,1 | 1,1 | 4,0 | – | Н1 | ||||
2,0 | 5,0 | 0,7 | 0,70 | 12,0 | 1,5 | 0,9 | 3,5 | Q1 | – | ||||
1,0 | 3,0 | 0,6 | 0,50 | 6,0 | 2,0 | 1,0 | 4,5 | – | Н2 | ||||
2,5 | 1,5 | 0,5 | 0,30 | 7,1 | 1,0 | 1,2 | 2,5 | Q2 | – | ||||
1,25 | 2,0 | 0,5 | 0,30 | 5,0 | 1,0 | 0,9 | 1,5 | – | Н3 | ||||
1,6 | 0,8 | 0,8 | 0,15 | 5,1 | 1,5 | 0,7 | 1,2 | Q1 | – | ||||
3,2 | 7,0 | 0,6 | 0,80 | 14,0 | 2,0 | 1,0 | 2,8 | – | Н1 |
Рис. 1. Исходная электрическая схема
Контрольная работа
Релейная защита воздушной ЛЭП 10 кВ от коротких замыканий и ненормальных режимов
Задание:
Выбрать схемы защит, тип реле и источник оперативного тока для релейных защит воздушной ЛЭП (Л3) (рис 2.) от коротких замыканий и ненормальных режимов, (МТЗ, ТО, защита от замыкания на землю).
Рассчитать токи срабатывания защит и выдержки времени. Проверить чувствительность защит, рассчитав токи к.з. для характерных точек (К1, К2).
Расчетная электрическая схема приведена на рис. 2. Исходные данные – Sкз системы, Л1, Л2, Л3, РM1, SН1 взять из таблицы №1, номер варианта соответствует номеру в списке учебной группы студентов
Рис. 2. Схема для расчета тока к.з.
Содержание пояснительной записки при оформлении
Контрольной работы
1. Введение:
2. Короткие замыкания в сети 10 кВ (6 кВ). Краткая характеристика. Провести расчет токов к.з. в т. К1 и К2 (Рис.2).
3. Структурная схема релейных защит. Дать краткое пояснение по содержанию и назначению структурных элементов. Измерительные и вспомогательные реле; типы, назначение, включение в контролируемую сеть. Использовать реле тока РТ – 40, РСТ – 11, Реле напряжения РН – 50, РСТ – 14.
4. Токовые защиты: максимальная токовая защита (МТЗ) и токовая отсечка (ТО): их схемное исполнение, принцип работы, настройки (Iср.рз и tср.рз, kчув.). Схемы соединения трансформаторов тока и реле в измерительной части защит.
5. Выбор трансформаторов тока для измерительной части МТЗ по номинальной нагрузке ЛЭП и определение коэффициентов трансформации трансформаторов тока.
6. Расчет МТЗ ЛЭП–10 кВ для своих исходных данных (Приложение I), определение Iср.МТЗ и tср.МТЗ, kчув.
7. Определение тока срабатывания токовой отсечки (ТО) ЛЭП 10 кВ.
8. Схемное исполнение принятых защит (МТЗ и ТО). Спецификация применяемых реле.
9. Общий контроль изоляции при замыкании фазы на землю в распределительной сети 10 кВ (схемное исполнение). Фильтры тока и напряжения нулевой последовательности (ФТНП, ФННП). Прибор «Спектр» и его применение. Блок-схема цифровой защиты ЛЭП.
Примечание: примеррасчета МТЗ ЛЭП приведен в Приложении I.
Литература для выполнения контрольной работы
1. Андреев В.А. Релейная защита и автоматизация систем электроснабжения. – М.: Высшая школа, 2006 (2001).
2. Чернобровов Н.В., Семенов В.А. Релейная защита энергетических систем. – М.: Энергоиздат, 1998.
3. Кривенков В.В. и др. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения. – М.: Энергоиздат, 1981.
4. Беркович М.А., Молчанов В.В., Семенов В.А. Основы техники релейной защиты. – М.: Энергоатомиздат, 1984.
5. Маркевич А.И., Иванов В.А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения. Статические реле. – Псков, 2001.
6. Правила устройств электроустановок (ПУЭ-2002).
7. Маркевич А.И. и др. Прибор Спектр. – Энергетик №4, 2000.
8. Шмурьев В.Я. Цифровые реле . Учебное пособие. Санкт-Петербург. 1998.
9. Циглер Г. Цифровая дистанционная защита: принципы и применение. Москва. Энергоиздат. 2005.
10. Сайты: Сириус Челябинск http://sirius-chel.ru
НТЦ «Механотроника» http://www.mtra.ru
АББ Реле-Чебоксары http://www.promportal.ru/userinfo147
Примерный порядок расчета тока к.з. в точке К2 (Рис. 2)
В схеме замещения учитываем только индуктивное сопротивление элементов (Рис. 2а).
Рис. 2а.
За базисное напряжение лучше взять высокое напряжение Uб = Uср.вн = 115 кВ.
Сопротивление элементов в именованных единицах находим по классическим формулам:
система
(задана мощностью к.з. на шинах системы)
Xс = (ОМ);
ЛЭП – 110 кВ
Xл1 = X0· 1 (ОМ), X0 = 0,4 ОМ/км, l1 - длина ЛЭП - 110 (км);
трансформатор
Xт = · (ОМ);
ЛЭП – 10 кВ
Xл3 = (X0·l3)·N2 ,
где N трансформатора.
Результирующее сопротивление в точке К2 с б = 115 кВ будет равно
Xрез.= Xc+Xл1+Xт+Xл3..
Находим величину тока к.з. в точке К2 с
Iк.з.б.= (кА).
Находим реальный ток к.з. в точке К2 на шинах 10 кВ,
Iк.з.к2 = Iк.з.б.·N.
Этот ток к.з. будет минимальным для МТЗ ЛЭП – 10кВ и использован при определении чувствительности защиты
Кчув.=