Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «ухо — рука» и коррекцию ее недостатков
Ухо — нос
По команде «ухо!» дети должны взяться за ухо, по команде «нос!» — за нос Педагог не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с детьми, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя их на неправильные движения.
Школа радистов
Перед началом игры педагог знакомит детей с профессией радиста, основная задача которого — уметь передавать сообщение правильно и без искажений, т.е. точно таким, каким оно было получено. «Для этого нужно быть не только очень внимательным, но и много тренироваться, — говорит педагог. — Сегодня мы организуем «школу радистов», в которой будем тренироваться в передаче сообщений. Вы будете радистами, а я — вашим учителем».
Далее за ширмой педагог отстукивает «сообщения» разной степени сложности и предлагает детям по очереди воспроизвести их (отстучать карандашом по столу). Сообщения могут быть, например, такими:
Самые красивые бусы
Педагог предлагает детям сделать подарки для своих мам — нарисовать бусы. Чтобы они были красивыми, все бусины обязательно должны быть круглыми, а цвет каждой из них должен строго соответствовать последовательности: синяя — красная — зеленая и т.д.
После того как все дети выполнят задание, следует поощрить всех за участие и коллективно найти рисунок с самыми красивыми бусами. Игра в разных модификациях может повторяться неоднократно.
Иллюстрирование книги
Введение в игровую ситуацию: «Художники (в их роли выступают сами дети) получили от детского издательства заказ. Нужно нарисовать картину к сказке «Колобок», на которой дед с бабой были бы нарисованы в левом нижнем углу, сам колобок — посередине, а в правом нижнем углу должны быть расположены все остальные персонажи сказки».
После того как все дети закончат рисовать, коллективно определяется, чей же рисунок наиболее правильно соответствует заданным условиям и может быть отправлен в издательство. При каждом следующем проведении игры выбирается другая сказка, а количество условий, которые должны быть соблюдены при иллюстрировании, постепенно увеличивается.
Муха
Для игры понадобится игровое поле 5х5 клеток, которые через одну окрашены в разные цвета. Центральная клетка занята изображением мухи; фишки — вырезанные из картона фигурки мух. Число игровых полей и фишек определяется числом игроков.
Вариант 1. Ведущий начинает рассказывать сказочную историю: «Сидела муха в своем домике, а потом решила выползти погулять. Сначала она переместилась на одну клетку влево, потом — на одну клетку вниз...» Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась (3—4 раза). Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета попала муха (или между какими клетками оказалась). Правильный ответ поощряется, и игра может быть продолжена либо снова с центральной клетки, либо с той, на которой оказалась муха после перемещений.
Вариант 2. Можно предложить детям поиграть в эту игру так, чтобы они не передвигали фишку-муху на индивидуальных полях, а только глазами прослеживали ее путь на общем демонстрационном поле.
Вариант 3.Для проведения игры может быть использовано двухцветное (черно-белое) поле — аналог шахматной доски, где каждая клетка кодируется буквой или цифрой. После перемещений мухи, которые дети проводят по заданию ведущего, они должны точно назвать «адрес» клетки, на которой расположилась муха.
Вариант 4. Передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить детям представить себе, что муха летает из одного магазина в другой и в каждом покупает себе какую-нибудь вещь, еду и пр. Когда после посещения 4—7«магазинов» муха возвращается домой, участники игры вместе вспоминают, какие покупки и в какой последовательности ею совершались.
Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — ухо — рука» и коррекцию ее недостатков
Повторяй за мной!
Под любую рифмовку (например, «Сантики-сантики-лимпопо!») ведущий выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры.
Передай телеграмму
Перед началом игры на наборном полотне выставляются картинки с изображением лесных зверей и птиц и карточки-телеграммы для них (рис. 93);аналогичный набор карточек-телеграмм лежит на столе у педагога.
Взрослый, вводя детей в игровую ситуацию, говорит: «В лесу, на почте скопилось слишком много телеграмм. Давайте поможем дятлам-телеграфистам передать эти телеграммы разным лесным обитателям. Передайте (простучите) телеграммы с учетом расположения знаков на карточках».
Дети по очереди выполняют роль дятлов-телеграфистов. Для этого они подходят к столу педагога, выбирают какую-либо карточку и отстукивают «текст» телеграммы. Задача игроков — отгадать, кому из лесных обитателей была послана эта телеграмма.
В игру вводится элемент соревнования — выигрывает тот, кто передаст больше всего телеграмм без ошибок.
Рис. 93
Сколько деток?
Игровой материал: картинки с изображением животных и карточки — «тексты» телеграмм (рис. 94).
Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Лев решил узнать, сколько детей имеют звери в его сказочном1 лесу. И вот каждая звериная семья послала льву телеграмму, в которой сообщалось, сколько в семье детенышей. Вы будете почтальонами, которым надо принять все телеграммы от зверей, определить и сообщить льву, сколько же в разных звериных семьях детенышей. Прослушайте сообщение от медведя
1 Лес сказочный, так как в нем встречаются животные из жарких стран и наших лесов.
(выстукивает за ширмой: | — | — | ). А теперь найдите среди карточек ту, которая будет телеграммой от медведя. Положите ее на наборном полотне рядом с рисунком медведя».
Рис. 94
Вариант. В «телеграммах» звери передают, сколько в их семьях больших детей и сколько маленьких. О больших детях сообщает сильный, громкий удар, в тексте телеграммы таким ударам соответствуют крупные точки. О маленьких детях сообщается тихими ударами, в телеграмме им соответствуют маленькие точки. Например, от волка поступило такое сообщение — педагог воспроизводит один громкий удар и два тихих. Сколько же в семье волка больших и маленьких детей? На какой карточке телеграмма от волка?