Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison
б)П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис», II часть
в) С. Прокофьев. Мимолетности, № 10
Задание 2 (на повторение). Гармонизуйте следующие мелодии с модуляцией в тональности I степени родства:
а)
б)
Задание 3 (на повторение). Сочините и исполните цифровки с модуляцией в тональность I степени родства и альтерацией аккордов доминантовой группы в тональностях мажора и минора с четырьмя ключевыми знаками.
Задание 4.Приведите нотные фрагменты из музыкальных произведений композиторов XX века с указанием особенностей современной гармонии.
Литература:
1. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.
2. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ: В 3-х частях. Ч. II. М.: Музыка, 2001. 190 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ
1.Практические указания и примеры решения задач
1.1. Примерный план решения задач
1. Исполнить мелодию задачи.
2. Определить главную тональность и наличие модуляции или отклонения.
3. Гармонизовать кадансы.
4. Обратить внимание на скачки в мелодии, классифицировать их и гармонизовать.
5. Гармонизовать характерные мелодические обороты соответствующими типовыми аккордовыми последовательностями.
6. Оставшиеся звуки гармонизовать в соответствии с контекстом гармонического движения.
7. Исходя из намеченного плана, вначале под мелодией подписать цифровые обозначения аккордов, а затем выполнить их соединение.
8. При гармонизации скачков терцовых тонов голосоведение можно выполнить одновременно с записью цифровки.
9. Если окажется, что использование какого-либо аккорда нарушает правила голосоведения, то следует заменить его на другой.
1.2.Примеры решения задач с методическими рекомендациями
Для наглядного примера реализации выше предлагаемого плана приводим примерный вариант гармонизации мелодии*:
__________________________
*В качестве примераприводится вариант гармонизации Ю.А. Допкиной [4, с.97-98].
При гармонизации мелодий с отклонениями в тональности I степени родства необходимо обращать особое внимание на голосоведение при введении побочных доминант и соблюдатьследующие условия:
1) общие звуки аккордов остаются на месте;
2) во избежание переченья хроматическое изменение диатонической ступени должно быть выполнено в каком-либо одном из голосов, например:
3) если хроматически измененный звук удвоен (например, в сопрано и басу), то при разрешении в звуки новой тоники эти голоса должны двигаться в противоположных направлениях (например, бас – на хроматический полутон вверх, сопрано – на тон или полутон вниз, или наоборот);
4) движение удвоенного звука на терцию допустимо в басу и, в виде исключения, в среднем голосе, где это «полупереченье» менее слышимо, например:
5) следует помнить, что в мажоре наиболее употребимыми являются отклонения в тональность D, отчасти – в тональность VI ступени, реже – в тональность III ступени; в каденционных участках обычны отклонения в S или SII, реже – VI ступени.
6) в миноре наиболее распространены отклонения в тональности III, d и D; в каденционных участках – отклонения в S, VI ступень или в тональность II-й низкой ступени.
При гармонизации мелодий с модуляциями нужно руководствоваться следующим:
1) побочная тональность в гармонической последовательности должна быть представлена не менее, чем двумя аккордами (например, D и T);
2) некаденционные модуляции чаще возникают непосредственно после цезуры;
3) определить новую тональность во многом помогает характер и расположение опорных звуков в мелодии и появление случайных знаков альтерации, например: