Анализ финн результатов и деловой активности организации
Управленческий учет.
Охватывает все виды учетной информации, которые используются для управления в пределах самой организации.
Ф учет доступен для внешних пользователей, а у отчет доступен только внутренним пользователем.
Обеспечивает сбор и доработку инф-ции в целях планирования, управления и контроля в пределах конкретной орг-ции
В система управленческого учета собираются в основном следующие данные:
1) По объектам учета и отчетности (виды затрат по номенклатуре продукции, работ, услуг);
2) По местам возникновения затрат (структурные подразделения, рабочие места, бригады);
3) Носители затрат (виды продукции, работ, услуг, предназначенные для реализации на рынке);
Б (Ф) и Упр отчетность связаны с финансовым и управленческим учетами, который входит в систему БУ.
Информационное обеспечение Э. анализа о внешней среде.
Макроэкономические показатели. Предназначены для оценки эффективности деятельности орг-ции и выработке упр решений, существующих в стране в экономических условиях, а также для оценки рисков, связанных с неблагоприятным изменением внешней макро среды.
Н: темпы Э роста в стране, уровень инфляции, средний уровень процентных ставок, уровень и динамика курсов валюты, денежные, налоговые тарифные политики правительства, ОИВ регионов или иностранного гос-ва на территории которого Э S ведет деятельность.
1) Оценка основных направлений развития бизнеса;
2) Расчет реальных темпов прироста финн показателей организации, для которого необходима инф-ция об инфляции Н: при расчете реальных темпов прироста выручки, расходов, ЗП необходимо учитывать показатели инфляции, т. е в ходе Э анализа проводится инфляционная корректировка;
3) Оценка эффективности бизнеса, которая включает сравнение рентабельности собственного капитала Э S со средним значением показателя в экономике.
Отраслевые показатели.
Необходимы для анализа положения Э S в отрасли. Эти показатели позволяют оценить уровень отдельных показателей, которые характеризуют д орг-ции относительно средне отраслевого уровня и разработать стратегию в рамках осуществляемой деятельности.
Отраслевые показатели подразделяются на:
· Финансовые (средняя отраслевая прибыль, размер выручки, рентабельность продаж, оплата труда);
· Нефинансовые (среднеотраслевая производственна мощность, численность работающих, площадь производственных помещений, трудоемкость, энергоемкость);
Отраслевые показатели используются в следующих аналитических процедурах:
1. Анализ произв. Д орг-ции, при проведении которого значение имеют средние отраслевые показатели ресурсоемкости и ресурсоотдачи;
2. Исследование финансовой устойчивости орг-ции которое вкл сравнение абсолютных и относительных показателей со среднеотраслевыми значениями;
3. Оценка общей эффективности орг-ции на основе коэффициентов рентабельности активов, инвестированного капитала, собственного капитала, средневзвешенной стоимости капитала орг-ции.
Региональные показатели (показатели, которые характеризуют региональные особенности бизнеса) Н: средний уровень жизни в регионе, который используется при оценке уровня оплаты труда в орг-ции.
Рыночные показатели.
Характеризуют деятельность орг-ции на конкретном рынке и дополняют отраслевые и региональные показатели.
Н: темпы роста рынка, его конъюнктура, степень интенсивности конкуренции, уровень цен на производимую продукцию и закупаемые ресурсы, стратегия ценообразования, формы оплаты счетов и длительность деб задолженности, методы стимулировании сбыта.
Рын показатели должны использоваться при оценке эффективности рын деятельности анализируемой орг-цией и разработке ее рыночной стратегии. Кроме этого при разработке кредитной политики, где важна оценка надежности контрагентов необходима инф-ция о конкурентах и контрагентах орг-ции, в том числе: ее покупателях, поставщиках, сторонних организациях, которые оказывают услуги.
Еще одно направление где используются рын показатели – это оценка бизнеса по затратному походу, при котором дается оценка стоимости активов, с учетом инф-ции о рыночных ценах на эти активы.
Итог: Рассмотренные нами макро экономические, отраслевые, региональные и рын показатели обязательно используются при проведении анализа хоз, инвестиционной и фин деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках
Информационное обеспечение Э анализа.
Информация о внутренней среде.
Основным блоком инф обеспечения Э анализа являются данные БУ и ЭУ организации. При этом данные должны формироваться в следующих временных аспектах:
1) Данные прошлых периодов (Они необходимы для оценки направления изменений показателей в текущем периоде, по сравнению с прошлым);
2) Это данные текущего периода (это основа информационного обеспечения Э анализа, они предназначены для оценки эффективности и рискованности Д организации в текущем периоде.);
3) Прогнозные данные (позволяют оценить возможные варианты развития бизнеса и выбрать среди них оптимальный.).
К показателям внутренней среды относятся:
1. Показатели рын деятельности (данные показатели охватывают маркетинг в частности это информация о номенклатуре выпускаемой продукции, объеме ее реализации включая качественную хар-ку выпускаемой продукции. ).
К маркетинговой информации также относится информация о ценовой политике орг-ции, Н: система скидок в орг-ции, сведения о функциях, которые выполняют посредники, информации о системе стимулирования сбыта.
2. Показатели инвестиционной деятельности ( к ним относятся показатели, которые включают реальные и фин инвестиции организации .)
Внеоборотные активы, информации о состоянии основных средств, их стоимость.
3. Показатели информационной деятельности. (показатели, которые характеризуют внутреннюю среду организации, а именно данные об оборонных активов, персонале организации, в тм числе о стоимости и кол-ве рес и их качестве.)
К этому блоку также относится инф о издержках пр-ва (переменных, постоянных, прямых и косвенных, в разрезе подразделений и видах выпускаемой продукции.)
4. Показатели финн деятельности (данные о вешних и внутренних источниках финансирования, данные о дивидендной политике и составе участников орг-ции и распределении прибыли прошеших периодов).
Аналитические процедуры, в которых исп вн показатели.
Показатели внутренней среды организации используются в следующих аналитических процедурах.
1. Оценка адекватности комплекса маркетинга вн рын условиям;
2. Оценка инв активности орг-ции с точки зрения как реальных так и фин инвестиций;
3. Оценка операционной эффективности (анализ осн ср-в, оборотных активов и персонала организации, качества и эффективности использ-я этих ресурсов);
4. Оценка источников финансирования орг-ции с точки зрения таких критериев как средневзвешенная стоимость капитала, уровень финн риска, степень финн устойчивости организации;
5. Комплексная оценка эффективности Д организации, а именно: анализ прибыли, денежных потоков и оценка рентабельности собственного капитала;
6. Прогнозный анализ основных показателей. Показатели этого анализа выступают в качестве базы для определения наиболее перспективных направлений развития бизнеса, а также оценки бизнеса;
7. Расчет стоимости бизнеса, который в комплексе увязывает все ранее перечисленные аналитические процедуры и позволяет дать заключительную оценку успешности маркетинговой, инвестиционной, операционной и финн Д организации.
Бухгалтерская отчетность организации как источник инф обеспечения Э анализа.
Б отчетность орг-ции как источник инф обеспечения Э анализа рассматривается как единая сис-ма данных об имущественном и финн положении орг-ции и о результатах ее хоз деятельности, которая содержится:
1) Б баланс (форма №1);
2) Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
3) Отчет об изменениях капитала (форма №3);
4) Отчет о движении ден с (форма №4);
5) Приложения к ББ (форма№5)
Формы Б отчетности утверждены мин фин. Аналитические возможности орм Б отчетности можно охарактеризовать следующим образом:
1. Форма №1 (явлется основой для оценки структуры и динамики имущ и источников его формирования, а также анализа рискованности орг-ции, тк позволяет оценить степень ликвидности и финн устойчивости);
2. Форма №2 (инф основа для анализа эффективности орг-ции, позволяет оценить структуру, качество и динамику прибыли орг-ции, рентабельность продаж и конкурентоспособность продукции, выпускаемой организацией);
3. Форма№3 (позволяет анализировать собственный капитал орг-ции, причины его изменения, факторы увеличения и уменьшения уставного капитала хоз обществ, кроме того она содержит очень существенную инф о чистых активах орг-ции, что позволяет анализировать их величину и соотношение с уставным капиталом организации);
4. Форма №4 (дает инф для движения денежных потоков, соотношения ден средств и выручки от реализации продукции, которая фиксируется в форме №2 . Можно также оценить результат по текущей инвестиционной и фин Д. также содержит информацию по платежам в бюджет и гос внебюджетные фонды, что позволяет анализировать налоговую нагрузку);
5. Форма №5 (инф-ция которая позволяет более тщательно анализировать активы и рес орг-ции, она дает возможность анализировать внеоборотные активы орг-ции, их состав, структуру, движение и состояние, анализировать структуру расходов организации, контролировать расходы, производительность и уровень оплаты труда)
Вид Э анализа | Формы Б отчетности |
1. Анализ соответствия и согласованности форм Б отчетности и качества финн отчетности; 2. Экспресс-анализ организации; 3. Анализ агрегированного баланса (аналитического) и отчета о прибылях и убытка; 4. Анализ активности, ликвидности и фин устойчивости орг-ции; 5. Анализ собственного капитала, стоимости чистых активов; 6. Анализ заемного капитала; 7. Анализ Деб и кр задолженности; 8. Анализ прибыли и рентабельности; 9. Анализ движения ДС; 10. Анализ движ ДС; 11. Анализ налоговой нагрузки; 12. Анализ дел активности; 13. Анализ внеоборотных активов; 14. Анализ ОС 15. Анализ оборотных активов; 16. Анализ труда и ЗП 17. Анализ фин вложений; 18. Маркетинговый анализ; 19. Анализ расходов орг-ции и ресурсоемкости продукции; 20. Анализ вероятности банкротства; 21. Анализ кредитоспособности; 22. Прогнозный анализ; 23. Оценка стоимости орг-ции; 24. Анализ целевого использования полученных средств; | №1, 2,3,4,5 №1,2,3,4,5 №1,2 №1.2 №1,2,3 №1,2,5 №1,2,5 №1,2 №4 №1 №2,4 №1,2 №1,5 №1,5 №1,2 №2,5 №1,2,5 №1,2 №1,2,5 №1,2 Все; Все; Все; №6 (отчет целевом использовании полученных средств) |
При диагностике угрозы банкротства – эти источники (формы Б отчетности) являются не единственными, кроме них используется упр, нал, статистическая отчетность и аудиторское заключение. Б, нал и статистическая отчетность и ауд заключение являются объектами исследования при проведении анализа диагностики орг-ции. Управленческая отчетность которая вкл: маркетинговую инф-цию, бизнес – планы и иную упр информацию носит вспомогательный характер.
Структура Э анализа.
Э анализ хоз Д организации состоит из 2х взаимосвязанных разделов:
· Управленческий анализ;
· Фин анализ;
Тема: Этапы Э анализа.
Э анализ Ф отчетности состоит из нескольких этапов, при этом в зависимости от цели анализа некоторые виды анализа могут не выполняться, а другие должны выполняться более углубленно с привлечение доп источников информации, используя показатели внешней и внутренней среды.
1) Предварительный анализ бухгалтерской (фин) отчетности. Он дает представление о качестве используемой инф и необходимости ее корректировки, формирует общую оценку динамики организации и состоятельности бизнеса.
В предварительный анализ входят следующие виды анализа:
1.1. Анализ соответствия и согласованности форм Б отчетности (анализ качества информационного обеспечения).
Формальным методом оценки кач-ва отчетности является проверка взаимоувязки показателей годовой отчетности, т. е сопоставляются формы 1, 2 с формами 3,4,5.
На качество информации влияют следующие факторы:
1) Полнота отражения в отчетности фатов хозяйственной деятельности.
2) Изменение в учетной политике;;
3) Инфляция;
4) Структурные изменения в организации, реорганизация и реконструкция.
Если в ходе анализа будет установлено что формы финн отчетности согласованы между собой, то можно сделать предварительный вывод о достаточно высоком кач-ве исходной информации для дальнейшего анализа.
1.2. Экспресс –анализ организации. (дает общее представление о деятельности орг-ции и позволяет достаточно оперативно оценить экономическое положение орг-ции. ).
Экспресс-анализ вкл сл виды анализа, которые можно выполнить по данным Б отчетности:
· Оценка Э потенциала организации;
· Оценка финансовой устойчивости организации;
· Оценка «больных» статей отчетности (больные статьи отчетности сигнализируют о существенных проблемах организации, которые имели место в прошлом или имеют место в настоящем)Н: непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года, списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов, списание дебиторской задолженности по которой истек срок ИД;
· Оценка эффективности организации;
· Оценка динамики основных показателей организации.
1.3. Анализ агрегированного (аналитического) баланса и отчета о прибылях и убытках.
Цель анализа – получение предварительного заключения о динамике и структуре важнейших показателей организации.
2) Анализ финансовой устойчивости организации. Данный этап вкл следующие виды анализа:
2.1. Анализ ликвидности баланса;
2.2. Анализ коэффициентов финн устойчивости:
* показатели ликвидности (соотношение ликвидных активов и краткосрочных обязательств);
* показатели структуры капитала;
* показатели достаточности денежного потока;
2.3. Анализ типов финн устойчивости о
* абсолютная финн устойчивость;
* нормальная финн устойчивость;
* неустойчивое;
* предкризисное;
2.4. Анализ собственного капитала.
Чем больше удельный вес собственного капитала, тем выше степень финн устойчивости организации. Данный анализ позволяет понять, какие средства вложены владельцами в бизнес и каковы их планы относительно организации, т. е изъять прибыль или обеспечить ее долгосрочный рост.
2.5. Анализ заемного капитала или анализ обязательств организации по видам и срокам.
2.6. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Данный анализ позволяет определить ее позицию с точки зрения коммерческого кредитовании, т. е. установить является ли организация заемщиком или кредитором.
Цель второго этапа Э анализа состоит в установлении степени краткосрочно и долговременной платежеспособности организации.
Анализ финн результатов и деловой активности организации.
Целью этого анализа является оценка привлекательности бизнеса с точки зрения эффективности инвестирования в него средств а также оценка эффективности менеджмента организации. Вкл в себя:
3.1. Анализ прибыли и рентабельности (один из способов оценки привлекательности организации и определения на сколько перспективен бизнес.)
3.2. Анализ движения денежных средств. Он позволяет установить основные источники притока и направления оттока денежных средств и дать им оценку.
3.3. Анализ налоговой нагрузки. Показателями для оценки налоговой нагрузки являются:
· Нал нагрузка на выручка;
· Нал нагрузка НДС;
· Нал нагрузка на расчетную прибыль;
· Нал нагрузка на оплату труда.
3.4. Анализ деловой активности. Целью данного анализа является оценка качества менеджмента по критерию скорости, при образовании активов организации в ДС.
4) Анализ ресурсов организации. Целью данного вида анализа является оценка наличия, динамики, качества, производительности (доходности) ресурсов организации, в том числе материальных, рудовых и финансовых ресурсов. К этому виду анализа относятся следующие виды:
4.1.Общий анализ внеоборотных средств (активов), он необходим для оценки производственных возможностей организации и перспектив ее развития.
4.2.Анализ основных средств. В ходе этого анализа необходимо оценить на сколько адекватно отражает зафиксированная в бухгалтерской отчетности стоимость осн средств их рын стоимость и проанализировать состояние осн средств и эффективность их использования.
4.3. Анализ оборотных средств (активов). Позволяет уточнить выводы о фин устойчивости орг-ции на основе анализа состава, структуры и стратегии финансирования оборотных активов;
4.4. Анализ труда и ЗП. Цель – оценить качество трудовых ресурсов организации. Эффективность системы мотивации труда и в целом эффективность управления персоналом;
4.5. Анализ финн вложений, связан с анализом доходности организации. Доходность финн вложений можно определить только по след их видам:
· Участие в уст капитале дрр орг;
· Предоставленные займы и приобретенные долговые ЦБ;
При оценке выгодности финн вложений необходимо сравнивать полученные показатели доходности с рын ставками, темпом инфляции, рентабельностью основной Д, анализируемой организацией.
4.6. Анализ расходов и ресурсоемкости. Данный вид анализа заключается в расчете показателей динамики и структуры расходов, анализе контролируемости расходов, расчете показателей ресурсоемкости продукции и критического объема продаж.
5) Маркетинговый анализ. Цель – оценка положения организации на товарных рынках. Данный вид включает:
5.1.Маркетинговый анализ по данным отчетности;
5.2.Анализ внешней маркетинговой микросреды и комплекса маркетинга. Под комплексом маркетинга понимается товар, цена, система распределения и стимулирования.
5.3.Анализ конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность зависит от правильного дела: заниматься успешным и перспективным бизнесом, который характеризуется хорошим спросом, динамикой, растущей емкостью рынка, достаточной прибыльностью, окупаемостью рынка и благоприятной коньюнктурой;
6) Комплексный анализ организации. Включает оценку вероятности банкротства и кредитоспособности организации и расчет стоимости организации. В основе комплексного анализа лежит использование комплексных методик анализа, которые предполагают использование определенной системы показателей с целью получения агрегированной характеристики организации.
Краткая характеристика комплексных методик анализа.
Комплексная методика | особенности |
1. Оценка вероятности банкротства. Используется при проведении анализа банкротства. 2. Анализ кредитоспособности. Используется оценка кредитоспособности заемщика; 3. Прогнозная. 4. Расчет стоимости организации. Оценка стоимости предприятия как им комплекса. | Проводится на основе гос и авторских методик, Проводится на основе методик применяемых коммерческими банками, что позволяет оценить настоящие и будущие возможности обязательств Анализ прогнозных показателей на основе результатов а также движение ДС на основе которых комплексно оценивается будущее состояние организации. Стоимость организации и динамика этого показателя рассматриваются как самая точная обобщающая оценка деятельности организации. |
7) Анализ отдельных аспектов д орг-ции. Вкл в себя:
7.1. Анализ ВЭД орг-ции
7.2. Анализ организации в условиях инфляции;
7.3. Анализ орг в условиях функционирования в группе компаний.