Объяснение нового материала. Организационный момент

Организационный момент

Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым приёмом вычитания, будем закреплять ранее изученные приёмы сложения и вычитания, составлять и решать задачи.

Устные упражнения

- Ребята, мы сегодня совершим экскурсию в лес. Как легче передвигаться по заснеженному лесу? (На лыжах).

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

- Встаём все на лыжи. Идём на лыжах в лес. Кто уже надел лыжи - поднимайте руку.

а) (Дети читают поочерёдно примеры, записанные на рисунках с лыжами, говорят ответы).

56 – 30 32 – 7 75 + 7 30 – 7
90 – 60 64 – 6 40 – 8 70 + 2
       
84 + 2 16 – 7 63 + 7 19 – 5
65 + 5 31 + 8 80 – 4 83 – 40
       
46 – 30 100 – 3 25 + 3 75 – 70
39 + 7 47 + 50 40 + 28 50 – 35

б) На доске прикреплены флажки – это наш маршрут.

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

Двигаемся на лыжах от одного флажка к другому.

Задание: прочитать числа, сказать их состав из десятков и единиц, назвать соседей этих чисел в числовом ряду, сказать, сколько цифр потребовалось для записи данных чисел.

(25 – в этом числе 2 десятка 5 единиц, соседи числа 25 – 24 и 26, для записи этого числа потребовалось две цифры – 2 и 5). И т. д.

в) Поднимаемся по склону горы.

Задание: прочитать выражения и вычислить их значения.

(На вершине горы прикреплён плакат.)

80 – (24 + 6) 47 + (18 – 9) (73 – 50) + 60

Дети читают выражения и говорят ответы.

г) Теперь спускаемся с горы. Чтобы благополучно спуститься и не упасть, надо прочитать примеры по-разному:

72 – 40 =

23 + 5 =

Дети читают:

1) Из 72 вычесть 40 = 32;

72 уменьшить на 40 получится 32;

72 минус 40 = 32;

Уменьшаемое 72, вычитаемое 40, разность равна 32.

2) К 23 прибавить 5 получится 28;

23 увеличить на 5 получится 28;

23 плюс 5 = 28;

Первое слагаемое 23, второе – 5. Сумма равна 28.

д.) Ребята, мы пришли на небольшую поляну. И что вы видите на дереве? (Кормушку.)

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

На кормушке зерно, кто-то подкармливает птиц. А у кого из вас, ребята, дома есть кормушки? Многие не только дома подкармливают птиц, но и в класс принесли кормушки, мы их развесили около школы. Молодцы!

А почему зимой надо подкармливать птиц?

- Посмотрите на кормушку и на ёлку. И составьте задачу про птиц, чтобы она решалась в одно действие.

А теперь измените вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями.

(Дети составляют сначала первую задачу). На кормушке сидело 7 птиц, а на ёлке на 3 больше. Сколько птиц было на ёлке?

(Затем составляют и решают задачу с другим вопросом). На кормушке сидело 7 птиц, а на ёлке на 3 больше. Сколько вместе птиц было на кормушке и на ёлке?

Стихотворение Е. Благининой «Морозы».

Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

- Чему учит нас это стихотворение? (Заботиться о птицах.)

е) - Замёрзли? Давайте «слепим» снеговика.

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

На доске плакат:

72 – 50 → ¨ + ¨ 7 + 8 → ¨ - ¨

Нужно вычислить разность, а затем придумать пример на сложение с таким же ответом. Вычислить сумму и придумать пример на вычитание с таким же ответом.

(Ребята, придумавшие примеры, «лепят снеговика – прикрепляют туловище, голову, руки, ноги, нос»).

ё) А сейчас проведём бег на лыжах на время.

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

(Решение примеров по карточкам. Время 1 минута).

Физминутка

Ребята, сейчас мы немного отдохнём и послушаем звуки, которые издаёт в лесу одна птица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

- Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

(Дети говорят отгадку, я показываю рисунок дятла.)

(Слушаем стук дятла.)

Работа по карточкам

(Читаю стихотворение.)

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

- Каждому я дала карточку в виде снежинки.

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

Решаем примеры на повторение.

1 вариант.

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

2 вариант.

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

Проверить!

Погуляли по лесу, а теперь отправляемся в класс продолжать урок математики в классе.

Объяснение нового материала

На доске записаны два примера:

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

(Ученики объясняют решение этих примеров по плану.)

Рядом написан пример

Объяснение нового материала. Организационный момент - student2.ru

- Чем отличаются решённые нами примеры от третьего примера?

(В первых двух примерах вычитали только единицы, а в последнем надо вычесть единицы и десятки.)

- Кто может объяснить решение этого примера?

(Желающий ученик выходит и объясняет.)

Наши рекомендации