Объяснение нового материала. Организационный момент
Организационный момент
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым приёмом вычитания, будем закреплять ранее изученные приёмы сложения и вычитания, составлять и решать задачи.
Устные упражнения
- Ребята, мы сегодня совершим экскурсию в лес. Как легче передвигаться по заснеженному лесу? (На лыжах).
- Встаём все на лыжи. Идём на лыжах в лес. Кто уже надел лыжи - поднимайте руку.
а) (Дети читают поочерёдно примеры, записанные на рисунках с лыжами, говорят ответы).
56 – 30 | 32 – 7 | 75 + 7 | 30 – 7 |
90 – 60 | 64 – 6 | 40 – 8 | 70 + 2 |
84 + 2 | 16 – 7 | 63 + 7 | 19 – 5 |
65 + 5 | 31 + 8 | 80 – 4 | 83 – 40 |
46 – 30 | 100 – 3 | 25 + 3 | 75 – 70 |
39 + 7 | 47 + 50 | 40 + 28 | 50 – 35 |
б) На доске прикреплены флажки – это наш маршрут.
Двигаемся на лыжах от одного флажка к другому.
Задание: прочитать числа, сказать их состав из десятков и единиц, назвать соседей этих чисел в числовом ряду, сказать, сколько цифр потребовалось для записи данных чисел.
(25 – в этом числе 2 десятка 5 единиц, соседи числа 25 – 24 и 26, для записи этого числа потребовалось две цифры – 2 и 5). И т. д.
в) Поднимаемся по склону горы.
Задание: прочитать выражения и вычислить их значения.
(На вершине горы прикреплён плакат.)
80 – (24 + 6) 47 + (18 – 9) (73 – 50) + 60 |
Дети читают выражения и говорят ответы.
г) Теперь спускаемся с горы. Чтобы благополучно спуститься и не упасть, надо прочитать примеры по-разному:
72 – 40 =
23 + 5 =
Дети читают:
1) Из 72 вычесть 40 = 32;
72 уменьшить на 40 получится 32;
72 минус 40 = 32;
Уменьшаемое 72, вычитаемое 40, разность равна 32.
2) К 23 прибавить 5 получится 28;
23 увеличить на 5 получится 28;
23 плюс 5 = 28;
Первое слагаемое 23, второе – 5. Сумма равна 28.
д.) Ребята, мы пришли на небольшую поляну. И что вы видите на дереве? (Кормушку.)
На кормушке зерно, кто-то подкармливает птиц. А у кого из вас, ребята, дома есть кормушки? Многие не только дома подкармливают птиц, но и в класс принесли кормушки, мы их развесили около школы. Молодцы!
А почему зимой надо подкармливать птиц?
- Посмотрите на кормушку и на ёлку. И составьте задачу про птиц, чтобы она решалась в одно действие.
А теперь измените вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями.
(Дети составляют сначала первую задачу). На кормушке сидело 7 птиц, а на ёлке на 3 больше. Сколько птиц было на ёлке?
(Затем составляют и решают задачу с другим вопросом). На кормушке сидело 7 птиц, а на ёлке на 3 больше. Сколько вместе птиц было на кормушке и на ёлке?
Стихотворение Е. Благининой «Морозы».
Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
- Чему учит нас это стихотворение? (Заботиться о птицах.)
е) - Замёрзли? Давайте «слепим» снеговика.
На доске плакат:
72 – 50 → ¨ + ¨ 7 + 8 → ¨ - ¨ |
Нужно вычислить разность, а затем придумать пример на сложение с таким же ответом. Вычислить сумму и придумать пример на вычитание с таким же ответом.
(Ребята, придумавшие примеры, «лепят снеговика – прикрепляют туловище, голову, руки, ноги, нос»).
ё) А сейчас проведём бег на лыжах на время.
(Решение примеров по карточкам. Время 1 минута).
Физминутка
Ребята, сейчас мы немного отдохнём и послушаем звуки, которые издаёт в лесу одна птица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:
- Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
(Дети говорят отгадку, я показываю рисунок дятла.)
(Слушаем стук дятла.)
Работа по карточкам
(Читаю стихотворение.)
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
- Каждому я дала карточку в виде снежинки.
Решаем примеры на повторение.
1 вариант.
2 вариант.
Проверить!
Погуляли по лесу, а теперь отправляемся в класс продолжать урок математики в классе.
Объяснение нового материала
На доске записаны два примера:
(Ученики объясняют решение этих примеров по плану.)
Рядом написан пример
- Чем отличаются решённые нами примеры от третьего примера?
(В первых двух примерах вычитали только единицы, а в последнем надо вычесть единицы и десятки.)
- Кто может объяснить решение этого примера?
(Желающий ученик выходит и объясняет.)