Логико-математический анализ темы «Векторы»
Логико-дидактический анализ темы «Векторы»
По Л.С.Атанасяну
Определение цели обучения цели
Основная учебная цель: формирование понятия вектора и знакомство учащихся с основами векторной алгебры (в координатной и геометрической форме), осознание ими на том или ином уровне векторного метода и идеи его применения в геометрии, к решению прикладных задач.
Основное внимание следует уделять формированию умений выполнять действия над векторами и демонстрации возможностей векторного метода в геометрии.
Ученики должны знать:
-основные понятия: вектор, направление вектора, модуль вектора, нулевой вектор, равенства векторов;
- как определяются координаты вектора;
- как выполняются действия над векторами: сложение (вычитание) векторов, умножение вектора на число и какие свойства имеют место при выполнении этих действий;
- понятие коллинеарных векторов;
- понятие скалярного произведения векторов и свойства, которыми обладает скалярное произведение векторов;
- понятия единичного вектора и координатного вектора
Ученики должны уметь:
- строить вектор в декартовой системе координат;
- находить модуль (длину) вектора;
- находить и записывать координаты вектора;
- выполнять сложение и вычитание векторов графическими методами по "правилу треугольника" и "правилу параллелограмма", а также выполнять эти действия, используя координаты векторов;
- выполнять умножение вектора на число;
- находить скалярное произведение векторов;
- находить разложение вектора по двум неколлинеарных векторам;
- решать геометрические задачи, в которых используются основные понятия, связанные с вектором на плоскости, и применять полученные знания о действиях над векторами.
Ученики должны понимать, хотя при этом необязательно уметь доказывать, следующие факты:
-независимость суммы векторов от выбора начальной точки;
-ассоциативный и дистрибутивный законы умножения вектора на число.
Логико-математический анализ темы «Векторы»
Одним из самых фундаментальных понятий современной математики является понятие вектора.
Понятие вектора возникло как математическая абстракция объектов, характеризующихся величиной и направлением.
Впервые это понятие нашло применение в механике: векторными величинами являются скорость, ускорение, сила, момент силы и т.д.
Если для отрезка указана какая из его граничных точек явл-ся началом, а какая концом, то такой отрезок называется вектором.
В
А
В наше время обсуждается два основных подхода к введению понятия векторав школе:
а) исторический подход: вектор как направленный отрезок;
б) научный подход: вектор как элемент векторного пространства.
Понятийный аппарат темы составляют понятия:
вектор начало и конец вектора модуль вектора нулевой вектор одинаково и противоположно направленные векторы равные векторы коллинеарные векторы координаты вектора. Названне понятия вводятся на основе иллюстраций, и этот факт накладывает определенные требования на использование наглядности.
Простейшие операции над векторами:
· сложение,
· вычитание,
· умножение вектора на число,
· скалярное и векторное умножение векторов;
· преобразование векторных равенств и их замена алгебраическими,
разложение вектора по координатам,
· отыскание величин, связанных с векторами – длин отрезков, величин углов.