Лекция № 3. Методы научного познания

1. Понятие метода и классификация методов.

2. Общенаучные (общелогические) методы.

3.Методы эмпирического уровня познания.

4.Методы теоретического уровня познания.

Литература:

1) Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика.- М. – 1985.

2) Микешина Л.А. Философия науки. М.- 2005

3) Поппер К. Логика и рост научного знания. М. -1983

4)Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.- 2001.

5) Проблемы методологии науки. – Новосибирск- 1985

6) Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. – М.-1978.

7)Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М.- 1978.

7) Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. – М. – 2005.

Метод – это совокупность приемов и операций познавательного освоения действительности опирающихся на закономерности изучаемого объекта. Метод – этот система принципов, требований правил, руководствуясь которыми исследователь может достигнуть поставленной цели.

Владение методом означает для человека знание того, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. Метод опирается на теорию (по существу это теория, примененная для получения новых знаний).

При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. Характеризует человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах чел деятельности. Их основа – общефилософские закономерности понимания окружающего мира, человека, познания и преобразования мира человеком. Это фф методы и принципы мышления – принцип историзма, единства исторического и логического, диалектического противоречия и др. К ним относятся метафизический и диалектический метод, феноменологический метод, герменевтический и др.

Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их отличие от всеобщих методов состоит в том, что они находят применение лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной. При этом в этих методах находит преломление требования всеобщих методов.

Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела. Объективная основа таких методов – специальные законы и теории. Это методы спектрального анализа, качественные методы химии, метод Монте0-Карло, статистического моделирования сложных систем и др.

Наконец особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, выбираемые для решения какой-либо частной проблемы.

Метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания. Если воспользоваться образным сравнением академика П.Л.Капицы, то научный метод «как бы является скрипкой Страдивариуса, самой совершенной из скрипок, но чтобы играть на ней, нужно быть музыкантом и знать музыку. Без этого она будет также фальшивить, как и обычная скрипка».[1]

Любой метод научного познания имеет несколько аспектов: объективно-содержательный, операционный, аксиологический. Объективно-содержательный аспект метода обусловлен предметом познания через теорию. То есть, в нем отражено знание о предмете, он основан на теории, которая опосредует отношение метода к объекту. В этом смысле метод есть система нормативных правил, выводимых из теории. Так, например, метод спектрального анализа опирается на теорию спектров. Предметная содержательность свидетельствует о том, что у метода есть объективное содержание.

Операционный аспект метода – система принципов, приемов, правил, которыми необходимо руководствоваться в процессе исследования – зависит уже не столько от объекта, сколько от субъекта исследования, его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему принципов и правил исследования. На формирование правил существенное влияние оказывает уровень научной подготовки специалиста, его умение перевести представления об объективных законах в познавательные приемы, способность совершенствовать эти приемы. Нередко на основе одной и той же теории возникают разные методы, зависящие от субъективных моментов. В данном отношении метод субъективен.

Аксиологический аспект метода – составляют такие его свойства как эффективность, надежность и т.п. Сочетание предмета и метода, их органичность является необходимым условием успеха научного исследования.

Общенаучные (общелогические) методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование.

Эти методы применяются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях научного познания почти всеми науками.

Наши рекомендации