Определение класса механизма
Выполним замену кинематических пар 4 класса путём введения заменяющих звеньев, которые образуют кинематические пары 5 класса. Схема заменяющего механизма представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – схема заменяющего механизма.
Выполним проверку произведённой замены.
Следовательно, замена выполнена верно.
Выделяем из состава механизма 1 класса.
W2
Оставшуюся ведомую цепь разбиваем на структурные группы. Разбивку проводим по сложным звеньям или сложным шарнирам. Эскизы структурных групп представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – эскизы структурных групп.
Так как в состав механизма кроме начального (механизма I класса) входят структурные группы только II класса, то весь механизм в целом относится к механизму II класса. Следовательно, при дальнейшем исследовании будем использовать методы, соответствующие данному классу механизмов.
Формула строения механизма
Гр. II кл.(7;7).
Механизм II кл. = механизм I кл.
Гр II кл.(2;2)
Гр.II кл.(3;4) гр. II кл. (5;6).
Кинематический анализ
Целью кинематического анализа является определение перемещений, скоростей и ускорений звеньев механизма и отдельных его точек без учёта сил. При этом задана схема и закон движения звеньев механизма. Кинематический анализ проводим для ведомой части механизма (звенья 2-6).
2.1. Совмещённый план положений (СПП)
Выполним построение СПП для шести положений звеньев механизма. Нумерацию положений выполним с одного из крайних.
Масштаб СПП определим по формуле:
, где
LO A = 0.3 м
- действительная длина кривошипа;
- отрезок, изображающий кривошип на чертеже.
Подставляя известные значения, получим:
µ l= = 0.002 м/мм. .
Размеры остальных звеньев и отрезков на чертеже будут равны:
O2A= =30мм
AB= =180 мм
BC= =50 мм
O3D= =60
O3C= =100мм
e= =2.5 мм
x= =127.5мм
y= =97.5мм
Используя построенный СПП выполним построение графика пути точки B как функцию . Масштаб графика пути по оси ординат принимаем . Масштаб графика по оси абсцисс, то есть угла поворота кривошипа, определяется как:
µφ= , где
X0-12=120мм - произвольно принятый отрезок по оси Х.
Тогда . µφ= = =0.052 рад/мм.
µt= ,где ϖ-угловая скорость вращения ведущего звена. В данном случае ϖ2.Из формулы передаточного отношения U1-2= n1/n2.
Найдем частоту вращения звена 2.
n2 = = =360 об/мин.
Из зависимости ϖ2= найдем ϖ2.
ϖ2= =37.68 с-1,
µt= =0.001 c/мм.
µs=0.004 м/мм.
Графически дифференцируя диаграмму перемещений, строим диаграмму скоростей точки B. Масштаб диаграммы скоростей равен:
µv= = = 0.16м/c·мм, где
Аналогично, графически дифференцируем диаграмму скоростей для построения диаграммы ускорений. Масштаб диаграммы ускорений равен:
, где – произвольно выбранное полюсное расстояние.
µа= = =16м/c2·мм
План скоростей
Скорость точки A определим по формуле:
VA=ϖ2·r=0.3·37.68=11.3м/c.
Из точки P, принятой за полюс плана скоростей, откладываем перпендикулярно к в соответствии с направлением угловой скорости вектор скорости точки A. Длину вектора выбираем так, чтобы построение плана скоростей получилось чётким и наглядным.
Пусть длина PVa=60 . Тогда масштаб плана скоростей равен:
µv= = =0.18 м/с·мм.
Положение точки B на плане скоростей находи, решая систему векторных уравнений:
, где
– известный по величине и направлению вектор скорости точки A;
– неизвестный по величине, но известный по направлению вектор скорости точки B относительно точки A, направленный перпендикулярно звену AB;
– вектор скорости точки, принадлежащей стойке и равный нулю;
– неизвестный по величине, но известный по направлению вектор скорости точки B относительно стойки, направленный параллельно направляющей.
, отсюда ;
, отсюда
Положение точки C на плане скоростей найдём по изображающему свойству плана из соотношения:
, отсюда .
Скорость точки C относительно точки B:
.
Скорость точки C:
.
Положение точки D на плане скоростей находи, решая систему векторных уравнений:
, где
– известный по величине и по направлению вектор скорости точки C;
– неизвестный по величине, но известный по направлению вектор скорости точки D относительно стойки;
– вектор скорости точки, принадлежащей стойке, который равен нулю;
– неизвестный по величине, но известный по направлению вектор скорости точки D относительно стойки.
, отсюда ;
, отсюда .
Положение точки E на плане скоростей найдём по изображающему свойству плана из соотношения:
, отсюда .
Из векторного уравнения длина вектора равна:
, отсюда .
Пользуясь планом скоростей, определяем угловые скорости звеньев.
- угловая скорость кривошипа ;
, так как шатун B движется возвратно-поступательно;
- угловая скорость звена BC;
- угловая скорость звена CD;
- угловая скорость кривошипа .
План ускорений
Порядок получения точек на плане ускорений аналогичен тому, как эти точки определялись на плане скоростей. Ускорение точки A будет обладать только нормальным ускорением, величина которого равна:
.
Тогда масштаб плана ускорений будет равен:
, где мм – отрезок произвольной длины.
Направлен вектор параллельно звену из точки A в точку .
Решая систему векторных уравнений, найдём на плане ускорений положение точки B:
, где
– нормальное ускорение точки B во вращательном движении звена AB относительно точки A, которое по модулю равно:
.
Длина отрезка равна:
мм .
– касательное ускорение точки B относительно точки A, направленное перпендикулярно к линии AB и по модулю неизвестное;
– вектор ускорения точки, принадлежащей стойке, который равен нулю;
– кориолисово ускорение точки B в движении её относительно относительно точки, принадлежащей стойке, которое равно нулю, так как направляющая этой стойки неподвижна;
– релятивное ускорение точки B относительно точки, принадлежащей стойке, параллельно направляющей стойки.
, отсюда ;
, отсюда ;
, отсюда – полное ускорение точки B относительно точки A.
Положение точки C на плане ускорений найдём по изображающему свойству плана из соотношения:
, отсюда мм .
Ускорение точки C относительно точки B равно:
Ускорение точки C равно:
.
Решая систему векторных уравнений, найдём на плане ускорений положение точки D:
, где
- нормальное ускорение точки D во вращательном движении звена DC относительно точки C, которое по модулю равно:
.
Длина отрезка равна:
.
- касательное ускорение точки D относительно точки C, направленное перпендикулярно к линии DC и по модулю неизвестное;
– вектор ускорения точки, принадлежащей стойке, который равен нулю;
- нормальное ускорение точки D во вращательном движении звена относительно точки, принадлежащей стойке, которое по модулю равно:
.
Длина отрезка равна:
.
– касательное ускорение точки D относительно точки, принадлежащей стойке, направленное перпендикулярно к звену и неизвестное по модулю.
мм , отсюда ;
, отсюда ;
, отсюда ;
, отсюда – полное ускорение точки D относительно точки C.
Положение точки E на плане ускорений найдём по изображающему свойству плана из соотношения:
, отсюда .
Из векторного уравнения длина вектора равна:
, отсюда .
Определим нормальное и касательное ускорения точки E относительно точки C:
, где
– нормальное ускорение точки E во вращательном движении звена CE относительно точки C, которое по модулю равно:
.
Длина отрезка равна:
.
– касательное ускорение точки E относительно точки C, направленное перпендикулярно к линии CE и по модулю неизвестное.
, отсюда .
Пользуясь построенным планом ускорений, определяем угловые ускорения звеньев.
, так как угловая скорость кривошипа постоянна.
, так как ползун образует поступательную пару с неподвижной направляющей стойки.
– угловое ускорение звена BC;
– угловое ускорение звена DE;
– угловое ускорение звена .