Производство продукции и организация общественного питания»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРИИ»
«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУХНИ
КВАЛИФИКАЦИЯ
СПЕЦИАЛИСТА: ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ
Минск 2014
Аналитическая химия:Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины и выполнению домашней контрольной работы для обучающихся заочного отделения
Специальности :
Производство продукции и организация общественного питания»
Квалификации: «Техник-технолог». – Минск: МГПТК кулинарии, 2014 г.
Разработчик: С.С. Гавриченкова, преподаватель химии 2 категории
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Рекомендовано к использованию обучающимися заочной формы получения образования
по специальности «Производство продукции и организация общественного питания »
Учреждение образования
«Минский государственный профессионально-
технический колледж кулинарии», 2014
Содержание
Пояснительная записка | ||
Аннотация | ||
Перечень рекомендуемой литературы | ||
Тематический план учебной дисциплины | ||
Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы учебной дисциплины | ||
Вопросы и задания для домашней контрольной работы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Аналитическая химия» относится к числу фундаментальных наук.
Цель преподавания учебной дисциплины заключается в обучении теоретическим основам аналитической химии и приобретению навыков практического применения методов качественного и количественного анализа для определения соединений неорганической и органической природы, правильной оценке полученных результатов.
Изучение курса учебной дисциплины "Аналитическая химия" основывается на базе курса "Общая и неорганическая химия". Предполагается, что обучающийся умеет выполнять частные реакции открытия катионов и анионов, может рассчитать концентрации Н+, ОН—ионов, имеет представление о гидролизе солей различного типа, о комплексных соединениях, о малорастворимых соединениях и может на основании произведения растворимости (ПР) вычислить концентрации ионов в растворе (и наоборот); умеет уравнивать окислительно-восстановительные реакции и т. д.
В процессе изучения учебной дисциплины «Аналитическая химия» должны быть поставлены и успешно решены конкретные задачи по усвоению обучающимися всего теоретического материала учебной дисциплины.
При изложении программного материала необходимо уделять внимание безопасным и рациональным приемам ведения качественного и количественного анализа вещества, правилам работы с химической посудой, реактивами, методам исследования и оценки качества сырья, продуктов его переработки, пищевой и кулинарной продукции, применению современных приборов и аппаратуры, вопросам охраны окружающей среды.
В результате изучения учебной дисциплины «Аналитическая химия» обучающиеся
должны знать:
на уровне представления:
- основные задачи дисциплины и ее значение при анализе состава веществ;
- роль аналитической химии в изучении явлений и процессов, происходящих при хранении и переработке сырья, полуфабрикатов, пищевых продуктов;
- современные приборы и аппаратуру, применяемые для исследования и оценки качества сырья, продуктов его переработки, пищевой и кулинарной продукции;
- значение качественного, количественного и физико-химических методов анализа для технохимического контроля сырья ,продуктов его переработки, пищевой и кулинарной продукции;
на уровне понимания:
- теоретические основы аналитической химии и обоснование используемых методов анализа;
- методы анализа, их сущность, методику проведения и обработки результатов;
- сущность и способы титрования;
- правила работы с химической посудой, реактивами, приборами и аппаратурой;
- безопасные и рациональные приемы ведения качественного и количественного анализа веществ;
должны уметь:
- выбирать методы и проводить анализ сырья, продуктов его переработки, пищевой и кулинарной продукции;
- готовить растворы титрантов и с их помощью определять содержание веществ в анализируемом растворе;
- проводить необходимую статистическую обработку результатов анализа;
- выполнять требования безопасности труда при проведении качественного и количественного анализа веществ.
В процессе изучения учебной дисциплины необходимо воспитывать у обучающихся трудолюбие, аккуратность, точность, ответственность за проведение анализа.
Курс учебной дисциплины «Аналитическая химия» для реализации образовательной программы среднего специального образования изучают специалисты по квалификации «техник- технолог». В связи с парной системой учебных занятий в учреждении образования необходимо изложение теоретического материала проводить посредством объединения основных тем, согласно тематического плана учебной дисциплины перед выполнением основных лабораторных работ. В учебном процессе следует широко использовать технические и дидактические средства обучения.
В целях приобретения обучающимися прочных профессиональных навыков необходимо рассматривать на занятиях нестандартные ситуации, способы их разрешения при проведении лабораторных работ. Тематика лабораторных работ обусловлена задачей формирования у обучающихся навыков самостоятельного проведения химического эксперимента.
Лабораторный практикум включает работы по качественному анализу смесей ионов, количественному определению веществ титриметрическими и физико-химическими методами анализа. Лабораторные работы выполняются обучающимися индивидуально и самостоятельно под контролем преподавателя.
С целью контроля знаний обучающихся предусмотрено проведение обязательной контрольной работы. Задания для нее разрабатываются преподавателем и утверждаются в установленном порядке.
Аннотация
Основной вид работы обучающегося заочного отделения - самостоятельное изучение курса учебной дисциплины «Аналитическая химия» по указанной литературе. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся включает подготовку к лабораторным работам, выполнение упражнений и контрольных домашних заданий, самостоятельное изучение отдельных разделов. Методические указания и контрольные вопросы, изложенные в данном методическом руководстве должны оказать помощь в самостоятельной работе обучающихся заочного отделения в межсессионный период.
Работа обучающихся заочной формы получения образования над курсом учебной дисциплины «Аналитическая химия» слагается из следующих элементов:
1. посещение лекционных занятий;
2. самостоятельное изучение материала по учебникам и учебным пособиям;
3. выполнение контрольных заданий, лабораторного практикума;
4. контроль изученного материала в форме написания обязательной контрольной работы по учебной дисциплине;
Обучающийся должен знать:
1. Теоретические основы аналитической химии.
2. Принципы и методы химического качественного анализа (дробный и систематический)
3. Принципы и методы химического количественного анализа (гравиметрия и титриметрия).
4. Теоретические основы физико-химических (инструментальных) методов анализа, их применение для определения качественного и количественного состава анализируемых объектов.
Обучающийся должен уметь:
1. Самостоятельно работать с учебной, справочной и методической литературой по учебной дисциплине «Аналитическая химия».
2. Правильно выбирать метод анализа в соответствии с поставленной аналитической задачей и заданной точностью определения.
3. Владеть техникой и осуществлять различные гравиметрические и титриметрические определения.
4. Правильно выполнять расчеты результатов анализа и оценивать их с помощью методов математической обработки.
5. Работать с приборами - аналитическими весами, рН-метрами, иономерами, установками для электрохимических методов анализа, фотоэлектроколориметрами и спектрофотометрами.
6. Применять полученные знания для анализа соединений неорганической и органической природы в технохимическом контроле пищевых продуктов.
В лекционный курс учебной дисциплины «Аналитическая химия» включены три основные раздела:
- введение и теоретические основы аналитической химии;
- качественный химический анализ;
- количественный анализ, включая физико-химические (инструментальные) методы анализа.
Обучающийся выполняет одну домашнюю контрольную работу, вариант контрольной работы соответствует порядковому номеру обучающегося в журнале, если номер двухзначный, вариант контрольной работы определяется путем складывания цифр. Работа должна быть представлена в установленный срок.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
- Аналитическая химия. Химические методы анализа / Под. ред. О.М. Петрухина . – М.:Химия, 1992
- Васильев В.П. Аналитическая химия: В 2 ч. – М.: Высшая школа, 1989
- Пискарева С.К. И др. Аналитическая химия: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений / С.К. Пискарева, К.М. Барашков, К.М. Ольшанова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк. – 1994
- Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для средних специальных учебных заведений / О.Е. Саенко. – Ростов на / Д: Феникс, 2009.
Дополнительная
- Аналитическая химия / И.А. Попадич С.Е. Траубенберг, Н.В. Осташенкова, Ф.А. Лысюк. – М.: Химия, 1989
- Аналитическая химия / Под ред. проф. А.А. Ищенко. – М. Academia, 2004
- Жванко Ю.Н. Аналитическая химия и ТХК. – М.: Высшая школа, 1980
- Крешков А.П. Курс аналитической химии. – М.: Химия, 1985
- Толстоусов В.Н., Эфрос С.М. Задачник по количественному анализу. – М.: Химия, 1986
- Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по аналитической химии.– М.: Высшая школа, 1966.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»