Практические занятия в 6 семестре

Тема 1. Содержание обучения грамоте по букварям В.Г.Горецкого, М.С. Соловейчик и Д.Б.Эльконина

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Выберите подходы в анализе программы, проанализируйте и представьте результаты в виде таблицы.
  2. Функции букваря как первой учебной книги. На основе анализа букварей выделите средства, реализующие каждую функцию.
  3. Принципы построения букварей. Чем обусловлены заложенные принципы? В чем конкретное их проявление? На материале страниц букварей представьте изученные принципы.
  4. Решите методические задачи №№ 1.1.6,1.1.12 [18] На материале букварей сделайте вывод: соблюдены ли авторами эти принципиальные требования к обучению русской грамоте.
  5. Проанализируйте методический аппарат Азбуки и Букваря: цели, функции, объем. Представьте продукт анализа в виде схемы, модели или таблицы.

Задание на выбор:

Подготовьте сообщение-характеристику любого букваря, анализ дидактического материала к букварю и азбуке. Обоснуйте свое отношение к проанализированному букварю.

Исследовательское задание:

Составьте вопросы для детей на выяснение их отношения к первой учебной книге. Что даст учителю данная информация?

Контрольные вопросы:

- Почему раздел программы, посвященный обучению грамоте, называется " Обучение грамоте и развитие речи"?

- Посредством чего в Азбуке и Букваре формируются следующие виды деятельностей: учебная, речевая, знаково-символическая, читательская?

Тема 2. Процесс обучения грамоте.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

  1. Какие этапы обучения грамоте выделяют в методике? Чем обусловлено выделение этапности в процессе обучения детей грамоте? (соотнесите задачи О.Г. и лингвистические основы, составляющие содержание обучения грамоте).
  2. Проанализируйте содержание этапов обучения грамоте в сопоставлении двух букварей (В.Г.Горецкого, М.С. Соловейчик и Д.Б.Эльконина). Представьте материал в виде таблицы:
  В.Г. Горецкий Д.Б. Эльконин М.С. Соловейчик Методический комментарий
Этап        
Задачи        
Ступени        
Содержание        
  1. Сравните процесс обучения грамоте по К.Д.Ушинскому с современным. [21]
  2. Какой метод использует К.Д.Ушинский в организации процесса обучения грамоте? Какие характеристики присущи методу К.Д. Ушинского.
  3. На каком материале строит обучение грамоте К.Д.Ушинский. Выпишите, дайте им методическое обоснование, ориентируясь на работу К.Д.Ушинского.

Задание на выбор:

Подготовить сообщение «Что такое наглядное обучение по К.Д.Ушинскому?»

Подготовить сообщение об Азбуке Л.Н. Толстого.

Исследовательское задание:

Каким образом можно зафиксировать в процессе наблюдения за развертыванием метода на уроке?

Контрольные вопросы:

- Какая задача считается ведущей на основном этапе обучения грамоте, чем она обусловлена?

- Почему метод К.Д. Ушинского определяется как метод письма чтения?

Отчетность:

- анализ азбуки К.Д Ушинского;

- характеристика метода обучения грамоте в историческом его развитии.

Тема 3. Формирование представлений о слоге и ударении

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

  1. Раскройте лингвистическую характеристику понятиям "слог" и "ударение". Выделите существенные признаки данных понятий, над которыми в букварях проводится наблюдение. Решите методическую задачу № 1.2.4 [21].
  2. Какие фонетические умения предстоит сформировать в период обучения грамоте в процессе изучения слога и ударения? Проанализируйте учебники, методические пособия и выпишите последовательность их изучения (тема урока, задачи изучения, формируемые умения, усложнение в материале или формируемом умении) (см. приложение 10).
  3. Какие практические приемы позволяют формировать у первоклассников фонетические умения и способы деятельности с изученными понятиями? Каждый практический прием продемонстрируйте на конкретном слове (лучше на одном).
  4. Сравните два фрагмента уроков в методических задачах №№ 1.2.22, 1.2.23 [21]. Проанализируйте приведенные фрагменты уроков, ответив на следующие вопросы:
    • Какова тема фрагментов? К какому этапу обучения грамоте относится?
    • Какую цель решали учителя? В каком букваре данные фрагменты могут иметь место?
    • Какие методические приемы использовали учителя? Их удачность и целесообразность?
    • Какими критериями руководствовались учителя, выбирая слова для наблюдения?
    • Какие аспекты фрагментов свидетельствуют о формировании у первоклассников умения учиться?
    • Какой фрагмент можно отнести к развивающему обучению и почему?
  1. Выберите фрагмент урока, обоснуйте свой выбор.

Задание на выбор:

Приготовьте сообщение «Как организовывать работу со скороговоркой? На уроках чтения в период ОГ»

Исследовательское задание:

Каким образом можно изучить сформированность у первоклассников умения делить слова на слоги на протяжении всего периода обучения грамоте?

Контрольные вопросы:

- Как теория слогоделения представлена в Азбуке и Букваре?

- Почему дети смешивают понятия "слово" и "слог"?

Отчетность:

- анализ лингвистической основы;

- приемы формирования фонетических умений;

-анализ фрагментов уроков.

Тема 4. Работа над звуком в период обучения грамоте

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Какие фонетические знания приобретают первоклассники? Какие умения формируются на основе фонетических знаний, место их формирования в период обучения грамоте. Сопоставьте буквари, представьте материал в виде таблицы.

2. Проработайте статью Л.Журовой «Как первоклассник учится читать», составьте тезисы и сформулируете вопросы [ ].

3. Решите методическую задачу № 1.2.37 [21] Специфика фонетического разбора в период обучения грамоте:

-слого-звуковой анализ (В.Г.Горецкий);

-фонетический разбор слова (Д.Б.Эльконин, М.С. Соловейчик);

-фонетико-графический анализ (Д.Б.Эльконина, М.С. Соловейчик).

4. Какие требования к отбору слов для фонетического анализа должны соблюдаться? ( Решите методические задачи №№ 15,16 из пособия М.С.Соловейчик [20], стр. 92-93). На одном слове приготовьте конкретные варианты разборов, указав цели их использования и деятельность учащихся при их проведении.

5. Какие приемы знакомства с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук» используют авторы в своих пособиях? Выпишите фрагменты уроков, попытайтесь дать им комментарий.

6. Составьте фрагменты уроков на знакомство учащихся со звонкими и глухими согласными звуками (на материале Азбуки и Букваря определите место, назначение, приемы знакомства с данной характеристикой звуков) (см. Приложение 9).

Задание на выбор:

Изготовьте наглядность, которую учитель может использовать на уроке, организуя работу над звуком.

Исследовательское задание:

Как можно выяснить уровень сформированности фонематического слуха? По каким критериям? Как организовать поиск ответа на данный вопрос? Представьте план исследования.

Контрольные вопросы:

- В чем проявляется современный звуковой аналитико-синтетический метод ОГ?

- Почему изучение звуков речи не начинает обучение грамоте в Азбуке и Букваре?

- Какие фонетические ошибки допускают первоклассники, в чем причины их появления?

- Почему на уроке одновременно вводятся твердые и мягкие согласные звуки?

- Зачем необходимо знакомить детей со звонкими и глухими согласными звуками?

Тема 5. Изучение букв в период обучения грамоте

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. В какой последовательности изучаются буквы в Азбуке В.Г.Горецкого, Букваре Д.Б.Эльконина и М.С. Соловейчик? Выпишите последовательность букв, попытайтесь обосновать их расположение с точки зрения графики, принципов построения учебников, задач обучения, степени готовности первоклассников. Охарактеризуйте: что общего в расположении букв, в чем есть существенные отличия, каковы их причины.

2. Как слоговой принцип русской графики реализуется на уроках изучения букв, способов обозначения твердости и мягкости согласных звуков, обозначения звука [j]? Дайте лингвистическое обоснование реализации слогового принципа.

3. Проанализируйте два фрагмента уроков в методических задачах №№ 1.3.4,1.3.7 [21], предварительно наметив план анализа.

4. Какие упражнения можно предлагать детям для запоминания графического облика букв, их названия? Подготовьте упражнения с методикой их проведения.

5. Какую роль играет лента букв в обучении детей грамоте? Ориентируясь на упражнения из пособия М.С.Соловейчик [20, с.118], составьте свой перечень возможных вопросов и заданий для работы с лентой букв (изготовьте саму ленту букв.)

6. Составьте план урока чтения с буквой Д, учитывая тип урока, учебник (Азбука и Букварь.)

Задание на выбор:

Какие занимательные задания, упражнения, тексты могут сопровождать изучение детьми букв в период обучения грамоте?

Исследовательское задание:

Как изучить уровень готовности детей, поступающих в школу на предмет сформированности фонетических умений и знания букв? Составьте план исследования.

Контрольные вопросы:

- Чем обусловлена предложенная последовательность в изучении букв?

- Почему в Азбуке В.Г. Горецкого представлено два урока по изучению буквы «Е»?

- Кто вводит парное изучения букв гласных звуков и как это объясняет автор?

- Почему буквы Ь и Ъ рассматриваются в Букваре Д.Б.Эльконина на одном уроке?

- В чем отличие в изучении букв в Букваре М.С. Соловечик?

Отчетность:

- лингвистическое обоснование последовательности изучения букв;

- упражнения на запоминание и работу с лентой букв;

- план урока с методическим обоснованием.

Тема 6. Формирование основного способа чтения на уроках ОГ

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Что составляет основной способ чтения (лингвистическая, физиологическая природа чтения)?

2. Методические условия введения общего способа чтения по Азбуке и Букварю. Познакомьтесь с введением основного способа чтения в пособиях «Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина» (уроки №№ 10-12,стр.113-119), «Методическое пособие по обучению грамоте и письму» (уроки №№ 1-4, стр.34-42), «Поурочные методические рекомендации …» (с.99-108) [14, 16, 19]

3. Что служит ориентирами в чтении? Составьте фрагменты уроков знакомства первоклассников с ориентирами в чтении.

4. Как организовать обучение первоклассников чтению слов, предложений в период обучения грамоте? Составьте упражнения.

5. Составьте конспект урока чтения (по заданию преподавателя).

Задание на выбор:

Подготовить сообщения: «Приемы формирования у первоклассников поля чтения», «Наглядность в формировании навыка чтения у первоклассников», по статье Д.Б. Эльконина «Как учить детей читать» [22]

Исследовательское задание:

Как изучить трудности учащихся в чтении, установить причины их появления и наметить пути устранения. Составьте план исследования.

Контрольные вопросы:

- Чем отличается методика обучения чтению в Азбуке и Букваре? Чем обусловлено данное отличие?

- Что означает «позиционный способ чтения»»

-Чем обусловлена необходимость знакомства детей с ориентирами в чтении?

- Что значит «механизм чтения»?

- Что характеризует понятия «разноструктурные слова», «графический анализ», «позиционный принцип чтения»?

Отчетность:

- фрагменты уроков знакомства с основным способом чтения по Букварю Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчик и ориентирами в чтении по Азбуке В.Г. Горецкого;

- упражнения в чтении;

- конспект урока.

Тема 7. Формирование читательской деятельности на уроках ОГ

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

  1. Из чего складывается читательская деятельность младших школьников в период обучения грамоте? Назовите основные направления и средства ее формирования на уроках чтения по Азбуке и Букварю.
  2. Какие приемы использует учитель в процессе организации чтения детьми текстов в Азбуке и Букваре? Проанализируйте пособия и выпишите приемы, выскажите свою точку зрения из целесообразности.
  3. В чем происходит усложнение в работе с текстом на последнем этапе ОГ? Сформулируйте цели работы учителя и составьте фрагменты работы с текстами.
  4. Проанализируйте тексты Азбуки и Букваря с точки зрения формирования читательских интересов.
  5. Каким образом может быть организована работа по формированию у первоклассников читательской самостоятельности? Составьте фрагмент урока.

Задание на выбор:

Подготовьте сообщение по теме «Как учить детей запоминать стихотворения?».

Исследовательское задание:

Как изучить состояние читательских интересов детей, поступающих в первый класс?

Контрольные вопросы:

- Какое место в формировании навыка чтения занимает чтение текстов?

- Каким образом происходит первичное знакомство с художественным произведением на уроке и почему?

- Каким требованиям должны отвечать тексты для уроков внеклассного чтения в период ОГ?

- Как оценивать состояние сформированности навыка чтения у первоклассников?

Отчетность:

- приемы в организации чтения детьми текстов;

- фрагмент урока по формированию у детей читательской самостоятельности.

Тема 8. Формирование письменной деятельности на уроках обучения грамоте

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. В чем состоит специфика письменной деятельности учащихся в период обучения грамоте?

2. По каким направлениям осуществляется ее формирование?

3. Что составляет механизм и технику письма? Какие методы и приемы способствуют формированию графического навыка письма?

4. Составьте план анализа прописей А.Ф.Шанько и Н.Г.Агарковой, Н.С. Кузьменко осуществите анализ на конкретном материале.

5. Какие типы уроков письма выделяют в период обучения грамоте и чем обусловлена существующая типология? На материале прописей приведите планы уроков письма разных типов.

6. Какие методические приемы способствуют формированию у первоклассников таких видов письменной деятельности как письмо на слух и списывание. Составьте фрагменты уроков по знакомству с данными видами письма, вычленив в них способы деятельности учащихся.

7. В чем состоит орфографическая подготовка на уроках письма в период обучения грамоте? Выпишите основные приемы знакомства детей с орфографическими явлениями.

8. Решите методические задачи

Задание на выбор:

Подготовить сообщения «Обучение письму леворуких детей», «Методика обучения письму по Е.Н.Потаповой» [15], «Наглядность на уроке письма в период ОГ»

Исследовательское задание:

Как организовать изучение готовности детей, поступающих в школу к овладению графическим навыком письма? Как установить у первоклассников причины возникновения ошибок в начертании букв, наметить пути их преодоления?

Контрольные вопросы:

- Какие методы используются в процессе формирования у детей каллиграфического навыка письма?

- Чем отличается письмо на слух и списывание?

- Какой вид анализа присутствует в процессе выполнения детьми различных видов письма? Почему?

Отчетность:

- анализ прописей;

- планы уроков;

- фрагменты уроков знакомства детей со списыванием и письмом на слух.

Тема 9. Урок чтения в период обучения грамоте

Задания для самостоятельной подготовки:

  1. Что составляет основу в типологии уроков обучения грамоте? На основе анализа методических пособий составьте сравнительную характеристику типов уроков обучения грамоте по системе В.Г.Горецкого, Д.Б.Эльконина, М.С. Соловейчик, предварительно обозначив критерии сравнения.
  2. Проработайте статью Г.А. Цукерман «Обучение ведет за собой развитие. Куда?». На ее основе восстановите два конспекта урока, дайте им анализ.
  3. Составьте план анализа урока чтения в период обучения грамоте и представьте форму протокола урока.
  4. Познакомьтесь с конспектами уроков чтения в период обучения грамоте, представленными в пособии (приложение 7). Дайте им анализ с позиций требований, выскажите свое мнение по поводу соответствия предложенных уроков системам, которые они представляют.
  5. На основе анализа просмотренного видео-урока представьте план методической деятельности учителя при подготовке и проведении урока чтения в период обучения грамоте.
  6. Составьте развернутый конспект урока с методическим обоснованием (по заданию преподавателя).

Задание на выбор:

Подготовить сообщение «Особенности организации уроков чтения в послебукварный период».

Исследовательское задание:

Аспектный анализ урока.

Контрольные вопросы:

-Чем отличаются уроки чтения системы В.Г. Горецкого, Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчик?

- Как в структуре урока чтения реализуется звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте?

- Какие трудности испытывает учитель в организации уроков чтения? Чем обусловлены данные трудности?

Отчетность:

- анализ видео-урока;

- конспект урока.

Тема 10. Урок письма в период обучения грамоте

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

  1. Какие типы уроков письма выделяют в период ОГ? Чем обусловлена их классификация? Представьте анализ типов и структур уроков письма относительно этапов ОГ.
  2. Какие методы и приемы использует учитель в процессе объяснения написания букв? Чем обусловлен выбор метода и приема?
  3. Каким образом можно учить детей анализу написанного? Познакомьтесь с методическими рекомендациями к урокам письма и выделите приемы обучения самоанализу.
  4. Составьте схему анализа урока письма, предварительно выяснив, по каким критериям и аспектам принято анализировать урок письма.
  5. Проанализируйте уроки из Приложения 8 и видео-урок.
  6. Из каких этапов состоит методическая деятельность учителя при подготовке уроков письма? Составьте развернутый конспект урока письма (по заданию преподавателя) с методическим обоснованием каждого этапа.

Задание на выбор:

Подготовить сообщение «Обучение детей умению работать в тетради».

Исследовательское задание:

Как учитель может провести диагностику сформированности графического навыка? Составьте план исследования.

Контрольные вопросы:

- Какое место в уроке письма занимает звуко-буквенный анализ?

- Чем отличается урок письма основного этапа от подготовительного этапа ОГ?

- Какие ошибки относятся к слухо-артикуляционным?

- Почему появляются зрительно-двигательные ошибки?

Отчетность:

- приемы обучения детей самоанализу;

- анализ видео-урока;

- конспект урока письма.

Тема 11. Совершенствование речи детей в период ОГ

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

  1. На основе анализа программ и учебников представьте основные направления в развитии речи первоклассников в период ОГ.
  2. Каким образом организуется работа над словом в период ОГ? Выпишите упражнения, представьте методику их проведения.
  3. В чем состоит методика обучения детей составлению предложений на уроках ОГ? Составьте упражнения, направленные на обучение детей построению предложений на основе сюжетной картинки, на материале наблюдений.
  4. Как организуется работа по обучению первоклассников созданию текста? Какие виды упражнений способствуют обучению? Выпишите на основе анализа учебников виды упражнений.
  5. Методика обучения детей составлению рассказа по сюжетным картинкам. Составьте фрагмент урока.
  6. Как представлена работа по развитию речи в Букваре Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчик? Приведите примеры наиболее интересных на ваш взгляд упражнений.

Задание на выбор:

Подготовить сообщение «Формирование культуры речи детей в период ОГ».

Исследовательское задание:

Как организовать изучение речевой готовности ребенка, поступающего в школу? Как установить уровень речевого развития первоклассника к концу ОГ? Составьте программу исследовательской работы.

Контрольные вопросы:

- По каким аспектам осуществляется лексическая работа в период ОГ?

- Какие речевые умения формируются у детей в процессе обучения построению предложений (текста)?

- Какие виды творческих работ помогают совершенствовать речь детей?

Отчетность:

- примы работы над словом;

- типология упражнений;

- фрагменты уроков.

Тема12. Формирование умения учиться у первоклассников

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Что включает в себя понятие «умение учиться»? Какие компоненты составляют данное умение? Каким образом связаны понятия «учебная деятельность» и «умение учиться»? [17]
  2. Что составляет учебную задачу для детей в период ОГ? Каким образом учебная задача присваивается детьми на уроках ОГ? Выпишите последовательность и содержание работы на основе анализа Букваря и пособия.
  3. На основе принципов постановки учебной задачи, сформулированных Соловейчик М.С., смоделируйте урок ОГ.
  4. Какие формы сотрудничества используются в период ОГ? Чем обусловлен их выбор? Приведите примеры заданий для включения детей в различные формы учебного сотрудничества.
  5. Каким образом может быть построена работа по формированию у детей оценки и самооценки? Представьте приемы работы.

Задание на выбор:

Представить сообщение по статье Д.Б. Эльконина «О структуре учебной деятельности» [22].

Исследовательское задание:

Как исследовать у первоклассников состояние сформированности умения учиться? Составьте план исследования.

Контрольные вопросы:

-В чем смысл психологического закона «незавершенного действия»? Каким образом этот закон проявляется в формировании у детей умения учиться?

-Чем отличается умение учиться от организованности?

- Какие приемы позволяют подвести детей к постановке учебно-практической задаче?

-Что отличает учебную задачу от других видов учебных заданий?

Отчетность:

- анализ Букваря Д. Б. Эльконина по обучению детей постановке УЗ;

- конспект урока;

- приемы обучения детей самооценке.

К экзамену разработать диагностику выявления уровня сформированности речевой готовностиу детей, поступающих в 1 класс (см. Приложение 11).

Литература:

  1. .Агаркова Н.Г. Пропись 1, 2, 3, 4. Для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: 1988.
  3. Бетенькова Н.М. Мои первые тетрадки. – СПб, 1997.
  4. Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г. Букварь – СПб. 1997.
  5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Основы обучения грамоте по «Букварю» и «Моим первым тетрадкам»: Методическое пособие. – СПб: Специальная литература, 1997.
  6. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.:1993.
  7. Безруких М.М. Обучение письму: Кн. для учителя.- М.: 1997.
  8. Гурова Е.Н. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С.61.
  9. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках в младших классах. - М., 1992.
  10. Желтовская Л. и др. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М., 1987.
  11. Журова Л. Как первоклассник учится читать, газета «Начальная школа», № 14, 2007 (Первое сентября)
  12. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 1999. - № 8. - С.16; 1999. - № 10. - С. 37
  13. Козлова Л.В. Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте // Начальная школа. 2004. № 8, с. 28
  14. Менская М.А. Конспект урока обучения грамоте. // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С.25.
  15. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Кн. Для учителя/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова.-2-е изд.- М., 2001.
  16. Потапова Е.И. Радость познания. – М., 1990.
  17. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е. Курлыгина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. – 416 с.
  18. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М.С.Соловейчик. - М., 1994.
  19. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач/М.С.Соловейчик,О.В.Кубасова,Н.С.Кузьменко,О.Е. Курлыгина. - М., 1999.
  20. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? // Вопросы образования. 2-10, № 1. С. 42-89
  21. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина. - М., 1993.
  22. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». – Смоленск, 2003.
  23. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Родное слово: Книга для детей и родителей.- Новосибирск, 1994.
  24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Наши рекомендации