Практические занятия в 6 семестре
Тема 1. Содержание обучения грамоте по букварям В.Г.Горецкого, М.С. Соловейчик и Д.Б.Эльконина
Вопросы и задания для самоподготовки:
- Выберите подходы в анализе программы, проанализируйте и представьте результаты в виде таблицы.
- Функции букваря как первой учебной книги. На основе анализа букварей выделите средства, реализующие каждую функцию.
- Принципы построения букварей. Чем обусловлены заложенные принципы? В чем конкретное их проявление? На материале страниц букварей представьте изученные принципы.
- Решите методические задачи №№ 1.1.6,1.1.12 [18] На материале букварей сделайте вывод: соблюдены ли авторами эти принципиальные требования к обучению русской грамоте.
- Проанализируйте методический аппарат Азбуки и Букваря: цели, функции, объем. Представьте продукт анализа в виде схемы, модели или таблицы.
Задание на выбор:
Подготовьте сообщение-характеристику любого букваря, анализ дидактического материала к букварю и азбуке. Обоснуйте свое отношение к проанализированному букварю.
Исследовательское задание:
Составьте вопросы для детей на выяснение их отношения к первой учебной книге. Что даст учителю данная информация?
Контрольные вопросы:
- Почему раздел программы, посвященный обучению грамоте, называется " Обучение грамоте и развитие речи"?
- Посредством чего в Азбуке и Букваре формируются следующие виды деятельностей: учебная, речевая, знаково-символическая, читательская?
Тема 2. Процесс обучения грамоте.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
- Какие этапы обучения грамоте выделяют в методике? Чем обусловлено выделение этапности в процессе обучения детей грамоте? (соотнесите задачи О.Г. и лингвистические основы, составляющие содержание обучения грамоте).
- Проанализируйте содержание этапов обучения грамоте в сопоставлении двух букварей (В.Г.Горецкого, М.С. Соловейчик и Д.Б.Эльконина). Представьте материал в виде таблицы:
В.Г. Горецкий | Д.Б. Эльконин | М.С. Соловейчик | Методический комментарий | |
Этап | ||||
Задачи | ||||
Ступени | ||||
Содержание |
- Сравните процесс обучения грамоте по К.Д.Ушинскому с современным. [21]
- Какой метод использует К.Д.Ушинский в организации процесса обучения грамоте? Какие характеристики присущи методу К.Д. Ушинского.
- На каком материале строит обучение грамоте К.Д.Ушинский. Выпишите, дайте им методическое обоснование, ориентируясь на работу К.Д.Ушинского.
Задание на выбор:
Подготовить сообщение «Что такое наглядное обучение по К.Д.Ушинскому?»
Подготовить сообщение об Азбуке Л.Н. Толстого.
Исследовательское задание:
Каким образом можно зафиксировать в процессе наблюдения за развертыванием метода на уроке?
Контрольные вопросы:
- Какая задача считается ведущей на основном этапе обучения грамоте, чем она обусловлена?
- Почему метод К.Д. Ушинского определяется как метод письма чтения?
Отчетность:
- анализ азбуки К.Д Ушинского;
- характеристика метода обучения грамоте в историческом его развитии.
Тема 3. Формирование представлений о слоге и ударении
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
- Раскройте лингвистическую характеристику понятиям "слог" и "ударение". Выделите существенные признаки данных понятий, над которыми в букварях проводится наблюдение. Решите методическую задачу № 1.2.4 [21].
- Какие фонетические умения предстоит сформировать в период обучения грамоте в процессе изучения слога и ударения? Проанализируйте учебники, методические пособия и выпишите последовательность их изучения (тема урока, задачи изучения, формируемые умения, усложнение в материале или формируемом умении) (см. приложение 10).
- Какие практические приемы позволяют формировать у первоклассников фонетические умения и способы деятельности с изученными понятиями? Каждый практический прием продемонстрируйте на конкретном слове (лучше на одном).
- Сравните два фрагмента уроков в методических задачах №№ 1.2.22, 1.2.23 [21]. Проанализируйте приведенные фрагменты уроков, ответив на следующие вопросы:
- Какова тема фрагментов? К какому этапу обучения грамоте относится?
- Какую цель решали учителя? В каком букваре данные фрагменты могут иметь место?
- Какие методические приемы использовали учителя? Их удачность и целесообразность?
- Какими критериями руководствовались учителя, выбирая слова для наблюдения?
- Какие аспекты фрагментов свидетельствуют о формировании у первоклассников умения учиться?
- Какой фрагмент можно отнести к развивающему обучению и почему?
- Выберите фрагмент урока, обоснуйте свой выбор.
Задание на выбор:
Приготовьте сообщение «Как организовывать работу со скороговоркой? На уроках чтения в период ОГ»
Исследовательское задание:
Каким образом можно изучить сформированность у первоклассников умения делить слова на слоги на протяжении всего периода обучения грамоте?
Контрольные вопросы:
- Как теория слогоделения представлена в Азбуке и Букваре?
- Почему дети смешивают понятия "слово" и "слог"?
Отчетность:
- анализ лингвистической основы;
- приемы формирования фонетических умений;
-анализ фрагментов уроков.
Тема 4. Работа над звуком в период обучения грамоте
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
1. Какие фонетические знания приобретают первоклассники? Какие умения формируются на основе фонетических знаний, место их формирования в период обучения грамоте. Сопоставьте буквари, представьте материал в виде таблицы.
2. Проработайте статью Л.Журовой «Как первоклассник учится читать», составьте тезисы и сформулируете вопросы [ ].
3. Решите методическую задачу № 1.2.37 [21] Специфика фонетического разбора в период обучения грамоте:
-слого-звуковой анализ (В.Г.Горецкий);
-фонетический разбор слова (Д.Б.Эльконин, М.С. Соловейчик);
-фонетико-графический анализ (Д.Б.Эльконина, М.С. Соловейчик).
4. Какие требования к отбору слов для фонетического анализа должны соблюдаться? ( Решите методические задачи №№ 15,16 из пособия М.С.Соловейчик [20], стр. 92-93). На одном слове приготовьте конкретные варианты разборов, указав цели их использования и деятельность учащихся при их проведении.
5. Какие приемы знакомства с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук» используют авторы в своих пособиях? Выпишите фрагменты уроков, попытайтесь дать им комментарий.
6. Составьте фрагменты уроков на знакомство учащихся со звонкими и глухими согласными звуками (на материале Азбуки и Букваря определите место, назначение, приемы знакомства с данной характеристикой звуков) (см. Приложение 9).
Задание на выбор:
Изготовьте наглядность, которую учитель может использовать на уроке, организуя работу над звуком.
Исследовательское задание:
Как можно выяснить уровень сформированности фонематического слуха? По каким критериям? Как организовать поиск ответа на данный вопрос? Представьте план исследования.
Контрольные вопросы:
- В чем проявляется современный звуковой аналитико-синтетический метод ОГ?
- Почему изучение звуков речи не начинает обучение грамоте в Азбуке и Букваре?
- Какие фонетические ошибки допускают первоклассники, в чем причины их появления?
- Почему на уроке одновременно вводятся твердые и мягкие согласные звуки?
- Зачем необходимо знакомить детей со звонкими и глухими согласными звуками?
Тема 5. Изучение букв в период обучения грамоте
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
1. В какой последовательности изучаются буквы в Азбуке В.Г.Горецкого, Букваре Д.Б.Эльконина и М.С. Соловейчик? Выпишите последовательность букв, попытайтесь обосновать их расположение с точки зрения графики, принципов построения учебников, задач обучения, степени готовности первоклассников. Охарактеризуйте: что общего в расположении букв, в чем есть существенные отличия, каковы их причины.
2. Как слоговой принцип русской графики реализуется на уроках изучения букв, способов обозначения твердости и мягкости согласных звуков, обозначения звука [j]? Дайте лингвистическое обоснование реализации слогового принципа.
3. Проанализируйте два фрагмента уроков в методических задачах №№ 1.3.4,1.3.7 [21], предварительно наметив план анализа.
4. Какие упражнения можно предлагать детям для запоминания графического облика букв, их названия? Подготовьте упражнения с методикой их проведения.
5. Какую роль играет лента букв в обучении детей грамоте? Ориентируясь на упражнения из пособия М.С.Соловейчик [20, с.118], составьте свой перечень возможных вопросов и заданий для работы с лентой букв (изготовьте саму ленту букв.)
6. Составьте план урока чтения с буквой Д, учитывая тип урока, учебник (Азбука и Букварь.)
Задание на выбор:
Какие занимательные задания, упражнения, тексты могут сопровождать изучение детьми букв в период обучения грамоте?
Исследовательское задание:
Как изучить уровень готовности детей, поступающих в школу на предмет сформированности фонетических умений и знания букв? Составьте план исследования.
Контрольные вопросы:
- Чем обусловлена предложенная последовательность в изучении букв?
- Почему в Азбуке В.Г. Горецкого представлено два урока по изучению буквы «Е»?
- Кто вводит парное изучения букв гласных звуков и как это объясняет автор?
- Почему буквы Ь и Ъ рассматриваются в Букваре Д.Б.Эльконина на одном уроке?
- В чем отличие в изучении букв в Букваре М.С. Соловечик?
Отчетность:
- лингвистическое обоснование последовательности изучения букв;
- упражнения на запоминание и работу с лентой букв;
- план урока с методическим обоснованием.
Тема 6. Формирование основного способа чтения на уроках ОГ
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
1. Что составляет основной способ чтения (лингвистическая, физиологическая природа чтения)?
2. Методические условия введения общего способа чтения по Азбуке и Букварю. Познакомьтесь с введением основного способа чтения в пособиях «Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина» (уроки №№ 10-12,стр.113-119), «Методическое пособие по обучению грамоте и письму» (уроки №№ 1-4, стр.34-42), «Поурочные методические рекомендации …» (с.99-108) [14, 16, 19]
3. Что служит ориентирами в чтении? Составьте фрагменты уроков знакомства первоклассников с ориентирами в чтении.
4. Как организовать обучение первоклассников чтению слов, предложений в период обучения грамоте? Составьте упражнения.
5. Составьте конспект урока чтения (по заданию преподавателя).
Задание на выбор:
Подготовить сообщения: «Приемы формирования у первоклассников поля чтения», «Наглядность в формировании навыка чтения у первоклассников», по статье Д.Б. Эльконина «Как учить детей читать» [22]
Исследовательское задание:
Как изучить трудности учащихся в чтении, установить причины их появления и наметить пути устранения. Составьте план исследования.
Контрольные вопросы:
- Чем отличается методика обучения чтению в Азбуке и Букваре? Чем обусловлено данное отличие?
- Что означает «позиционный способ чтения»»
-Чем обусловлена необходимость знакомства детей с ориентирами в чтении?
- Что значит «механизм чтения»?
- Что характеризует понятия «разноструктурные слова», «графический анализ», «позиционный принцип чтения»?
Отчетность:
- фрагменты уроков знакомства с основным способом чтения по Букварю Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчик и ориентирами в чтении по Азбуке В.Г. Горецкого;
- упражнения в чтении;
- конспект урока.
Тема 7. Формирование читательской деятельности на уроках ОГ
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
- Из чего складывается читательская деятельность младших школьников в период обучения грамоте? Назовите основные направления и средства ее формирования на уроках чтения по Азбуке и Букварю.
- Какие приемы использует учитель в процессе организации чтения детьми текстов в Азбуке и Букваре? Проанализируйте пособия и выпишите приемы, выскажите свою точку зрения из целесообразности.
- В чем происходит усложнение в работе с текстом на последнем этапе ОГ? Сформулируйте цели работы учителя и составьте фрагменты работы с текстами.
- Проанализируйте тексты Азбуки и Букваря с точки зрения формирования читательских интересов.
- Каким образом может быть организована работа по формированию у первоклассников читательской самостоятельности? Составьте фрагмент урока.
Задание на выбор:
Подготовьте сообщение по теме «Как учить детей запоминать стихотворения?».
Исследовательское задание:
Как изучить состояние читательских интересов детей, поступающих в первый класс?
Контрольные вопросы:
- Какое место в формировании навыка чтения занимает чтение текстов?
- Каким образом происходит первичное знакомство с художественным произведением на уроке и почему?
- Каким требованиям должны отвечать тексты для уроков внеклассного чтения в период ОГ?
- Как оценивать состояние сформированности навыка чтения у первоклассников?
Отчетность:
- приемы в организации чтения детьми текстов;
- фрагмент урока по формированию у детей читательской самостоятельности.
Тема 8. Формирование письменной деятельности на уроках обучения грамоте
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
1. В чем состоит специфика письменной деятельности учащихся в период обучения грамоте?
2. По каким направлениям осуществляется ее формирование?
3. Что составляет механизм и технику письма? Какие методы и приемы способствуют формированию графического навыка письма?
4. Составьте план анализа прописей А.Ф.Шанько и Н.Г.Агарковой, Н.С. Кузьменко осуществите анализ на конкретном материале.
5. Какие типы уроков письма выделяют в период обучения грамоте и чем обусловлена существующая типология? На материале прописей приведите планы уроков письма разных типов.
6. Какие методические приемы способствуют формированию у первоклассников таких видов письменной деятельности как письмо на слух и списывание. Составьте фрагменты уроков по знакомству с данными видами письма, вычленив в них способы деятельности учащихся.
7. В чем состоит орфографическая подготовка на уроках письма в период обучения грамоте? Выпишите основные приемы знакомства детей с орфографическими явлениями.
8. Решите методические задачи
Задание на выбор:
Подготовить сообщения «Обучение письму леворуких детей», «Методика обучения письму по Е.Н.Потаповой» [15], «Наглядность на уроке письма в период ОГ»
Исследовательское задание:
Как организовать изучение готовности детей, поступающих в школу к овладению графическим навыком письма? Как установить у первоклассников причины возникновения ошибок в начертании букв, наметить пути их преодоления?
Контрольные вопросы:
- Какие методы используются в процессе формирования у детей каллиграфического навыка письма?
- Чем отличается письмо на слух и списывание?
- Какой вид анализа присутствует в процессе выполнения детьми различных видов письма? Почему?
Отчетность:
- анализ прописей;
- планы уроков;
- фрагменты уроков знакомства детей со списыванием и письмом на слух.
Тема 9. Урок чтения в период обучения грамоте
Задания для самостоятельной подготовки:
- Что составляет основу в типологии уроков обучения грамоте? На основе анализа методических пособий составьте сравнительную характеристику типов уроков обучения грамоте по системе В.Г.Горецкого, Д.Б.Эльконина, М.С. Соловейчик, предварительно обозначив критерии сравнения.
- Проработайте статью Г.А. Цукерман «Обучение ведет за собой развитие. Куда?». На ее основе восстановите два конспекта урока, дайте им анализ.
- Составьте план анализа урока чтения в период обучения грамоте и представьте форму протокола урока.
- Познакомьтесь с конспектами уроков чтения в период обучения грамоте, представленными в пособии (приложение 7). Дайте им анализ с позиций требований, выскажите свое мнение по поводу соответствия предложенных уроков системам, которые они представляют.
- На основе анализа просмотренного видео-урока представьте план методической деятельности учителя при подготовке и проведении урока чтения в период обучения грамоте.
- Составьте развернутый конспект урока с методическим обоснованием (по заданию преподавателя).
Задание на выбор:
Подготовить сообщение «Особенности организации уроков чтения в послебукварный период».
Исследовательское задание:
Аспектный анализ урока.
Контрольные вопросы:
-Чем отличаются уроки чтения системы В.Г. Горецкого, Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчик?
- Как в структуре урока чтения реализуется звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте?
- Какие трудности испытывает учитель в организации уроков чтения? Чем обусловлены данные трудности?
Отчетность:
- анализ видео-урока;
- конспект урока.
Тема 10. Урок письма в период обучения грамоте
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
- Какие типы уроков письма выделяют в период ОГ? Чем обусловлена их классификация? Представьте анализ типов и структур уроков письма относительно этапов ОГ.
- Какие методы и приемы использует учитель в процессе объяснения написания букв? Чем обусловлен выбор метода и приема?
- Каким образом можно учить детей анализу написанного? Познакомьтесь с методическими рекомендациями к урокам письма и выделите приемы обучения самоанализу.
- Составьте схему анализа урока письма, предварительно выяснив, по каким критериям и аспектам принято анализировать урок письма.
- Проанализируйте уроки из Приложения 8 и видео-урок.
- Из каких этапов состоит методическая деятельность учителя при подготовке уроков письма? Составьте развернутый конспект урока письма (по заданию преподавателя) с методическим обоснованием каждого этапа.
Задание на выбор:
Подготовить сообщение «Обучение детей умению работать в тетради».
Исследовательское задание:
Как учитель может провести диагностику сформированности графического навыка? Составьте план исследования.
Контрольные вопросы:
- Какое место в уроке письма занимает звуко-буквенный анализ?
- Чем отличается урок письма основного этапа от подготовительного этапа ОГ?
- Какие ошибки относятся к слухо-артикуляционным?
- Почему появляются зрительно-двигательные ошибки?
Отчетность:
- приемы обучения детей самоанализу;
- анализ видео-урока;
- конспект урока письма.
Тема 11. Совершенствование речи детей в период ОГ
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
- На основе анализа программ и учебников представьте основные направления в развитии речи первоклассников в период ОГ.
- Каким образом организуется работа над словом в период ОГ? Выпишите упражнения, представьте методику их проведения.
- В чем состоит методика обучения детей составлению предложений на уроках ОГ? Составьте упражнения, направленные на обучение детей построению предложений на основе сюжетной картинки, на материале наблюдений.
- Как организуется работа по обучению первоклассников созданию текста? Какие виды упражнений способствуют обучению? Выпишите на основе анализа учебников виды упражнений.
- Методика обучения детей составлению рассказа по сюжетным картинкам. Составьте фрагмент урока.
- Как представлена работа по развитию речи в Букваре Д.Б. Эльконина, М.С. Соловейчик? Приведите примеры наиболее интересных на ваш взгляд упражнений.
Задание на выбор:
Подготовить сообщение «Формирование культуры речи детей в период ОГ».
Исследовательское задание:
Как организовать изучение речевой готовности ребенка, поступающего в школу? Как установить уровень речевого развития первоклассника к концу ОГ? Составьте программу исследовательской работы.
Контрольные вопросы:
- По каким аспектам осуществляется лексическая работа в период ОГ?
- Какие речевые умения формируются у детей в процессе обучения построению предложений (текста)?
- Какие виды творческих работ помогают совершенствовать речь детей?
Отчетность:
- примы работы над словом;
- типология упражнений;
- фрагменты уроков.
Тема12. Формирование умения учиться у первоклассников
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Что включает в себя понятие «умение учиться»? Какие компоненты составляют данное умение? Каким образом связаны понятия «учебная деятельность» и «умение учиться»? [17]
- Что составляет учебную задачу для детей в период ОГ? Каким образом учебная задача присваивается детьми на уроках ОГ? Выпишите последовательность и содержание работы на основе анализа Букваря и пособия.
- На основе принципов постановки учебной задачи, сформулированных Соловейчик М.С., смоделируйте урок ОГ.
- Какие формы сотрудничества используются в период ОГ? Чем обусловлен их выбор? Приведите примеры заданий для включения детей в различные формы учебного сотрудничества.
- Каким образом может быть построена работа по формированию у детей оценки и самооценки? Представьте приемы работы.
Задание на выбор:
Представить сообщение по статье Д.Б. Эльконина «О структуре учебной деятельности» [22].
Исследовательское задание:
Как исследовать у первоклассников состояние сформированности умения учиться? Составьте план исследования.
Контрольные вопросы:
-В чем смысл психологического закона «незавершенного действия»? Каким образом этот закон проявляется в формировании у детей умения учиться?
-Чем отличается умение учиться от организованности?
- Какие приемы позволяют подвести детей к постановке учебно-практической задаче?
-Что отличает учебную задачу от других видов учебных заданий?
Отчетность:
- анализ Букваря Д. Б. Эльконина по обучению детей постановке УЗ;
- конспект урока;
- приемы обучения детей самооценке.
К экзамену разработать диагностику выявления уровня сформированности речевой готовностиу детей, поступающих в 1 класс (см. Приложение 11).
Литература:
- .Агаркова Н.Г. Пропись 1, 2, 3, 4. Для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1995.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: 1988.
- Бетенькова Н.М. Мои первые тетрадки. – СПб, 1997.
- Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г. Букварь – СПб. 1997.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Основы обучения грамоте по «Букварю» и «Моим первым тетрадкам»: Методическое пособие. – СПб: Специальная литература, 1997.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.:1993.
- Безруких М.М. Обучение письму: Кн. для учителя.- М.: 1997.
- Гурова Е.Н. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С.61.
- Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках в младших классах. - М., 1992.
- Желтовская Л. и др. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М., 1987.
- Журова Л. Как первоклассник учится читать, газета «Начальная школа», № 14, 2007 (Первое сентября)
- Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 1999. - № 8. - С.16; 1999. - № 10. - С. 37
- Козлова Л.В. Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте // Начальная школа. 2004. № 8, с. 28
- Менская М.А. Конспект урока обучения грамоте. // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С.25.
- Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Кн. Для учителя/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова.-2-е изд.- М., 2001.
- Потапова Е.И. Радость познания. – М., 1990.
- Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е. Курлыгина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. – 416 с.
- Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М.С.Соловейчик. - М., 1994.
- Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач/М.С.Соловейчик,О.В.Кубасова,Н.С.Кузьменко,О.Е. Курлыгина. - М., 1999.
- Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? // Вопросы образования. 2-10, № 1. С. 42-89
- Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина. - М., 1993.
- Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». – Смоленск, 2003.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Родное слово: Книга для детей и родителей.- Новосибирск, 1994.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.