II. Упражнения на развитие мыслительных операций
Весенний вечер
Подход..т время ночи. За в..ршинами б..льшущих сосен и елей скрыва..тся со..нце. Дыш..т и ож..ва..т земля. Сход..т снег. Пушистые шапки одна за другой падают с сосен и елей. Пахн..т в..сенн..ми почками. Пр..будилась талая з..мля от зимне... сна.
Много звуков в в..сен..м лесу. Зал..вают..сяна д..рев..ях певчие др..зды. На в..ршине высок..й с..сны громко в..рку..т дикий голу..ь. Глухо мурлыч..т в прозрачн..х в..сенн..х лужах л..гушки. Страшно ухнул и зах..х..тал филин. Наступила тиш...
Ниже и ниже спуска..тся в..сен..яя прохладная ноч... Мы вошли в п..латки и заснули крепк..м сном.
1. Сделай синтаксический разбор выделенных курсивом предложений.
2. Сделай морфемный разбор (по составу) выделенных жирным шрифтом слов
№7. Перепиши текст без ошибок. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое. У глаголов определи спряжение.
Рябина
Весной пышно цветут черемуха и сирень. Пчелы весело перелетают с черемухи на сирень. Но мы почти не замечаем рябину. Не бросается она в глаза и в июле. Поздней осенью земля беднеет и не радует глаз человека. Здесь и вспыхивают красные кисти рябин. Янтарные, оранжевые, красные гроздья проглядывают сквозь резную зелень. Деревенские девочки украшают себя бусами из разных ягод. Дети рвут ягодки на игрушки. Взрослые складывают о рябине задушевные песни. Ягоды рябины – хороший корм зимой для птиц. Берегите эти деревца!
№8. Прочитай текст. Сделай текст ярким, выразительным, включи в него имена прилагательные. Озаглавь текст.
* * *
Лес просыпается после сна. В эту пору оживает дерево. Почки надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть, развернуть зелень листвы.
Мы идем по лесу. Ухо ловит звуки весны. Вот послышалась трель. Это стучал дятел. Он выбрал дерево и барабанит. Музыкант радовался солнцу и теплу.
Начинаются весенние каникулы, да и летние уже не за горами. Как разумно организовать отдых собственного ребенка – младшего школьника? Да еще улучшить его способности к математике? Любящие родители озадачены вопросом, как это сделать без ущерба для физического и психического здоровья ребенка (и своего собственного).
Что касается математики, то мы готовы предложить вам, дорогие родители, отличные упражнения, которые позволят вашему ребенку и способности развить, и удовольствие получить. Если вы являетесь другом своему ребенку, понимаете его и помогаете, успех в этом деле не заставит себя долго ждать.
Предлагаемые упражнения, рассчитанные на каникулярное время, позволяют выработать у школьника не только желание, но и потребность в саморазвитии. Это – универсальное учебное задание по математике и логике для учащихся начальных классов средней школы, в помощь любящим родителям, которые способны сделать каникулярное обучение полезным и приятным занятием.
Конкретные рекомендации по выстраиванию общения с ребенком во время занятий и режима работы приведены в статье Полезное с приятным – 5. Успехов!
Математика и логика
I. Занимательные вопросы и задачи
1. Тройка лошадей пробежала путь 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30 км)
2. Сколько концов у четырех с половиной палок? (10)
3. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
4. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
5. Петух, стоя на одной ноге, весит 4 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (4 кг)
6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 5 руках? (25)
7. У родителей 5 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
8. Трое играли в шашки. Всего сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
9. Два человека подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба без всякой помощи переправились на противоположный берег реки и двинулись дальше. Как они это сделали? (подошли к разным берегам реки)
10. Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару? (3)
11. У продавца были гири : 1 кг, 2 кг и 4 кг и чашечные весы. Какой вес он может взвесить с помощью этих гирь, если гири он кладет только на одну чашку весов ? (можно взвесить любой вес от 1 кг до 7 кг включительно).
12. В библиотеке на двух полках было 19 книг. Купили новые книги и на каждую полку поставили еще столько книг, сколько было на ней раньше. Сколько стало книг на полках? (38)
•••
13. Петя и Миша имеют фамилии Чернов и Белов. Какая фамилия у каждого мальчика, если Петя на два года старше Белова?
14. Вася, Саша и Коля - братья разного возраста. Вася не старше Коли, а Саша не старше Васи. Назовите имена старшего, среднего и младшего братьев.
15. Оля, Вера и Галя вязали. Две девочки вязали шапки, а одна – варежки. Оля и Вера вязали разные вещи, Вера и Галя - тоже. Что вязала каждая?
16. Аня, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили из смородины, две девочки - из крыжовника. Таня и Ира варили из разных ягод. Ира и Аня варили из разных ягод. Ира варила из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
17. Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое - груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя - разные. Валя и Нина - разные. Что собирал каждый из ребят?
18. На трех жестяных банках с печеньем перепутаны этикетки «Овсяное печенье», «Шоколадное печенье» и «Миндальное печенье». Банки закрыты, так что вы не можете заглянуть внутрь. Вы можете взять только одно печенье из одной банки, а затем правильно расположить этикетки. Из какой банки нужно взять печенье?
19. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», — заметил черноволосый. «Ты прав», — сказал Белов. Какой цвет волос у художника?
20. Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили: а) Коля — ни первое, ни четвертое; б) Боря — второе; в) Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик?
II. Упражнения на развитие мыслительных операций
1. Найдите закономерности и продолжите числовой ряд:
· 6, 9, 12, 15, ...
· 2, 7, 3, 8, 4, 9, ...
· 3, 4, 6, 9, 13, ...
· 3, 4, 6, 6, 9, 8, ...
· 1, 1, 2, 3, 5, 8, ...
· 1, 4, 7, 2, 4, 8, 3, 4,...
· 10, 12, 9, 11, 8, 10, ...
· 1, 2, 5, 10, 17, ...
2. Назовите какие-нибудь три признака квадрата, треугольника, прямоугольника.
3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: