Основные качественные методы системного анализа
Методы типа мозгового штурма, (конференции идей, коллективной генерации идей и т.п.) | Сущность метода - в свободной, открытой генерации разнообразных идей, дальнейшем их обсуждении и выборе наиболее удачной. Организация проведения работы экспертной группы по данному методу требует соблюдения специальных правил и условий. Метод дает возможность получать неординарные пути решения. |
Метод дерева целей | Дерево целей – конкретизация целей от высших (глобальных) уровней к низшим. Структура построения напоминает процесс разрастания дерева (только сверху вниз). Метод дает возможность получить наглядную и полную структуру целей, проблем и направлений решения поставленной главной иерархической цели. Мало затратный и эффективный способ решения сложных проблем (задач). |
Метод экспертных (опросных) оценок | Метод получения первичных данных, информации от самого индивида или группы людей. Самый распространенный и простой метод, имеющий разные формы и условия проведения. Основные группы опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервью). Метод позволяет получать обратную связь с клиентами, поставщиками и др.участниками процесса взаимодействия объекта исследования с элементами внешней и внутренней среды. |
Метод сценария | Как правило, письменное описание развития ситуации, подготавливаемое одним, чаще несколькими экспертами. К методу сценариев прибегают при анализе проблем когда требуется упорядочить разнородную информацию или как основу для следующего этапа(метода) анализа (например, для дальнейшего использования в методе Дельфи.) |
Метод Дельфи | Метод заключается в проведении экспертного опроса в несколько этапов с предварительным ознакомлением экспертов с моделью (например, экономической моделью развития экономики страны) или сценарием, описанием процесса развития ситуации. Один из сложных методов по организации процесса и лучший для получения прогнозов по сложным проблемам. |
Морфологический метод | Суть метода состоит в том, что в системе выделяют несколько характерных (структурных или функциональных) признаков. По каждому выделенному признаку составляют список его различных вариантов-альтернатив. Признаки с альтернативами располагают в таблицу - «морфологический ящик». Перебирая всевозможные сочетания этих альтернатив, можно выявить новые варианты решения. Модификации морфологического метода – матричные методы. Морфологический анализ - эффективный способ решения системных задач требующих нетрадиционного, оригинального решения |
Таблица 9.2.3.
Основные количественные методы системного анализа
Статистические методы | Методы анализа статистических (массовых) данных. Подразделяются в зависимости от способов исследования, обработки данных и применения анализа. Наиболее распространенные методы: метод группировок, индексов, массовых статистических наблюдений, балансовый метод, метод средних величин, метод графических изображений и др. Методы применяются во всех областях научных исследований и отраслях народного хозяйства. Дают четкие объективные результаты. |
Экономические методы | Группа методов дающих возможность решения экономических задач с помощью математического анализа, математического программирования, теории игр и др. К группе методов относятся: методы финансовых коэффициентов, факторный анализ, сравнительный анализ и др. |
|
Рисунок 9.6. Основные задачи системного анализа
Области применения системного анализа | Для решения больших, крупных проблем, обусловленной деятельностью многих людей и (или) с большими материальными затратами. |
Для решения новых, впервые возникающих задач. Например, при перспективном планировании, в науке. |
Рисунок 9.7. Области применения системного анализа
Рисунок 9.8 Ситуации применения системного анализа
Итоговые тестовые задания:
1. Выберите из ниже приведенного списка главную особенность любой социально-экономической системы.
А) проявление противоречий в подструктурных совокупностях или между элементами составляющих системы, которые, в свою очередь, вызывают изменения во всем системном объекте;
Б) неотъемлемой частью (элементом) таких систем является человек;
В) профессиональная и экономическая самостоятельность систем, которая влечет за собой развитие или разделение;
Г) техническая адаптация к изменяющимся условиям.
2. К названиям форм моделей из левой колонки, подберите соответствующие пояснения из правой.
А.) физические модели | 1.) словесное описание чего-либо (структура предприятия, принцип работы устройства, внешность человека); |
Б.) вербальные модели | 2.) описание в виде схем, карт, рисунков, диаграмм; |
В.) знаковые модели | 3.) материальные объекты, имеющие сходство с оригиналом (модель самолета, которая исследуется в аэродинамической трубе; модель плотины); |
Г.) графические модели | 4.) описание в виде символов и знаков (дорожные знаки, условные обозначения на схемах, математические соотношения. Разновидностью знаковых моделей являются математические модели (или математическое описание). |
3. Каждому принципу системного подхода поставьте соответствующий ему номер определения.
А.) принцип конечной (глобальной) цели | 1.) рассмотрение системы как целого - как совокупности элементов сохраняющих целостность функций и целей всей системы; |
Б.) принцип измерения | 2.) возможность достижения требуемого конечного состояния (одних целей) различными путями; |
В.) принцип эквифинальности | 3.) ориентированность исследования на глобальные цели, которые имеет система с ориентацией на цели более крупной системы, частью которой она является; |
Г.) принцип единства | 4.) абстрагирование – избавление от излишней детализации, путем выделения модулей в системе представление системы, как совокупности модулей; |
Д.) принцип связности | 5.) функции системы определяют соответствующую структуру, изменение функций должно вести и к соответствующим структурным изменениям |
Е.) принцип модульного построения | 6.) исследуемую систему следует рассматривать во взаимодействии с внешней средой, как часть (элемент) более глобальной системы; |
Ж.) принцип иерархии | 7.) функционирование и внешние воздействия исследуемых систем могут быть не полностью определены и носить случайный характер; |
З.) принцип функциональности | 8.) определение эффективности функционирования исследуемой системы следует проводить исходя из оценки данной системы, как части более глобальной суперсистемы; |
И.) принцип развития (адаптации) | 9.) рассмотрение системы как совокупности ранжированных подсистем; |
К.) принцип историчности (открытости) | 10.) приоритет управления сложных систем переносится из центра в локальные подструктуры, сохраняя централизацию в общих вопросах и при резких внешних изменениях; |
Л.) принцип децентрализации | 11.) любая система для обеспечения своей жизнеспособности должна изменяться с обязательным условием - во взаимодействие с внешней средой; |
М.) принцип неопределенности | 12.) рассмотрение исследуемой системы относительно ее жизненного цикла, ориентирует на необходимость учитывать предысторию развития исследуемой системы и тенденций развития в будущем. |
4. Выберите из списка, что можно отнести к первому методическому этапу системного анализа,
А) реализация принятого решения;
Б) анализ;
В) постановка задачи;
Г) исследование.
5. Из предложенного ниже перечня выберите определение понятия «методика».
А) расположение элементов в определенной последовательности в зависимости от некоторых их признаков;
Б) достижение взаимосвязей между элементами;
В) совокупность методов, приемов проведения какой-либо работы;
Г) основная форма модели в системном анализе;
Д) преимущественно качественное описание возможных вариантов развития систем при различных сочетаниях определенных условий.
6. Каждому виду анализа исследуемой системы поставьте соответствующий ему номер определения.
А.) функционально-структурный анализ | 1.) уточнение состава и законов функционирования элементов, взаимовлияний подсистем, разделение управляемых и неуправляемых подсистем, анализ целостности системы, выявление проблем; |
Б.) морфологический анализ | 2.) анализ взаимосвязей элементов системы; |
В.) генетический анализ | 3.) анализ предыстории, причин развития ситуации, имеющихся тенденций, построение прогнозов; |
Г.) анализ эффективности | 4.) выбор шкалы измерения, формирование показателей эффективности, обоснование и формирование критериев эффективности, непосредственно оценивание и анализ полученных оценок; |
Д) анализ аналогов | 5) сравнительный анализ аналогичных систем, проблем, а также целей, задач и путей их достижения; |
Е) анализ критериев оценки и ограничений | 6) формирование требований к создаваемой системе. |
7. Выберите из ниже приведенного списка только те вопросы, которые необходимо решить при определении необходимых ресурсов при проведении системного анализа.
А) какой объем каждого из видов ресурсов, и в какой момент времени потребуется для достижения заданных целей при выбранных методах и стратегиях их достижения;
Б) кто будет проводить интервьюирование и анкетирование заинтересованных лиц;
В) кто будет потребителем ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
Г) какой вид ресурсов предпочтительней для решения конкретных целей;
Д) каков оптимальный способ создания или приобретения ресурсов необходимых для достижения поставленных целей.
8. Выберите из ниже предложенного списка методов системного анализа методы индивидуальных экспертных оценок.
А) метод Дельфи;
Б) метод анкетирования;
В) метод сценариев;
Г) метод интервью;
Д) метод мозговой атаки;
Е) метод совещаний;
Ж) метод суда.
9. К названиям индивидуальных методов оценивания при проведении системного анализа из левой колонки, подберите соответствующие определения, требования и условия их проведения из правой.
А.) анкета с вопросами закрытого типа | 1.) требуется предварительная разработка перечня всех вопросов с вариантами ответов; |
2) получение ответов на вопрос проводится в личной беседе; | |
3.) получение ответов на вопросы проводится дистанционно – вопросы могут быть, по предварительной договоренности, высланы, например, электронной почтой; | |
Б.) анкета с вопросами открытого типа | 4) необходимо предварительное четкое структурирование проблемы и определения всех вопросов, на которые должны быть получены однозначные ответы; |
5.) по ходу беседы могут задаваться уточняющие, наводящие вопросы; | |
В.) интервью | 6.) проводится неформальная беседа, в которой определена только тема; |
7.) варианты ответов отсутствуют - эксперт сам решает, как освещать предложенную тему, вопрос. | |
8.) требуется высокая квалификация специалистов-исследователей на этапе постановки задачи и обработки результатов |
10. В какой последовательности проводится любой метод экспертного оценивания? Поставьте каждому этапу алгоритма этого метода анализа его порядковый номер.
А) подбор экспертов;
Б) подготовка информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры;
В) постановка цели исследования;
Г) выбор формы исследования, определение бюджета проекта;
Д) статистический анализ результатов;
Е) подготовка отчета с результатами экспертного оценивания;
Ж) проведение экспертизы.
Ответы на тестовые задания
Ответы к тестовым заданиям главе 1
1. Б, Г, Д
2. А-3, Б-1, В-2
3. А-3, Б-2, В-1
4. Б
5. В
6. Б
7. В
8. Б
9. А
10. все
Ответы к тестовым заданиям главе 2
1. А, В, Г
2. Б
3. Б
4. все
5. А, В
6. Б
7. Б, Г
8. В
9. все
10. А, В, Г
Ответы к тестовым заданиям главе 3
1. Б, В, Г
2. все
3. все
4. Г
5. Б
6. Д
7. Б
8. Д
9. Б
10. А-3, Б-2, В-1
Ответы к тестовым заданиям главе 4
1. А
2. А-3, В-2
3. все
4. А-5, Б-4, В-6, Г-2, Д-3, Е-1
5. Б, Г
6. Г
7. В, Ж
8. А, Б
9. Г
10. А - 2, 3, 5, 6, 9; Б - 1, 4, 7, 8
Ответы к тестовым заданиям главе 5
1. А, Б, Г
2. Б
3. В
4. А
5. А
6. Б, Г
7. Б
8. Г
9. Д
10. А-3, Б-4, В-2, Г-5, Д-1, Е-8, Ж-6, З-9
Ответы к тестовым заданиям главе 6
1. А, В, Г
2. А, Г
3. А, Б, Г
4. В
5. все
6. алгебраической суммы
7. Б
8. А, Б, Г
9. В, Г, Е
10. А, Г, Д
Ответы к тестовым заданиям главе 7
1. Б
2. А-1, Б-7, В-8, Г-2, Д-5, Е-3, Ж-6, З-4
3. Б
4. А
5. Г
6. Г
7. все
8. А-5, Б-3, В-4, Г-2 , Д-1
9. А, В
10. А-3, Б-2, В-1, Г-4, Д-5, Е-7, Ж-6
Ответы к тестовым заданиям главе 8
1. А
2. Б
3. Е
4. Г
5. В
6. А-1, Б-4, В-5, Г-2, Д-3, Е-6
7. А, Б, В, Г, Е
8. А, Б, Д, Е
9. А, Г
10. А-2, Б-1, В-4, Г-3
Ответы к итоговым тестовым заданиям главе 9
1. Б
2. А-3, Б-1, В-4, Г-2
3. А-3, Б-8, В-2, Г-1, Д-6, Е-4, Ж-9, З-5, И-12, К-11, Л-10, М-7
4. В
5. В
6. А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6
7. А, В, Д
8. А, Б, Г
9. А-1,2,3,4,8; Б-2,3,7,8; В-2,5,7,8
10. А-4, Б-3, В-1, Г-2, Д-6, Е-7, Ж-5
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие сложных систем.
2. Понятие системы, среды, элемента.
3. Понятие подсистемы, функции, цели.
4. Понятие управления, основные определения управления.
5. Принцип обратной связи.
6. Закон необходимого разнообразия.
7. Метод «черного ящика».
8. Классификация систем.
9. Задачи и принципы системного анализа.
10. Классификация методов системного анализа.
11. Основные методы системного анализа.
12. Моделирование. Классификация моделей.
13. Сущность «дерева целей».
14. Порядок разработки процедуры экспертизы.
15. Методы экспертных оценок.
16. Метод Дельфи.
17. Метод мозгового штурма.
18. Методики системного анализа.
19. Опросные методы в системном анализе.
20. Метод сценария.
21. Морфологический метод в системном анализе.
22. Классификация управленческих решений.
23. Структура процесса принятия решений.
24. Сущность метода последовательных улучшений.
25. Сущность метода поиска идеала.
26. Порядок разработки процедуры экспертизы.
27. Методы согласования оценок экспертизы.
28. Предмет системного анализа.
29. Конструктивное определение системы.
30. Типы структур социально-экономических систем.
31. Виды структур системы.
32. Понятие риска и неопределенности в принятии решения.
33. Понятие информации. Количественная оценка информации.
34. Критерии Вальда и Сэвиджа при принятии решения в условиях неопределенности.
35. Критерии Лапласа и Гурвица при принятии решения в условиях неопределенности.
36. Системное конструирование и его основные этапы.
37. Определения и сущность управления.
38. Постановка задачи упорядочения объектов при оценке их несколькими экспертами.
39. Понятие системы, ее свойства и признаки.
40. Понятие среды; виды среды; понятие адаптации.
41. Понятие элемента; понятие подсистемы.
42. Понятие функции; степень воздействия на внешнюю среду системы, с учетом ее функции.
43. Понятие цели; понятие структуры системы; условия иерархической структуры.
44. Понятие критерия.
45. Описание модели ситуационного управления.
46. Понятие организационной структуры и её основные характеристики.
47. Виды организационных структур.
48. Критерии ценности информации.
49. Преимущества и недостатки функциональной структуры управления.
50. Характеристика линейно-функциональной структуры.
51. Характеристика структуры управления..
52. Что лежит в основе метода ситуационного управления.
53. Основная идея морфологических методов.
54. Определение проблемной ситуации и этапы её формирования.
55. Понятие адаптации, уровни адаптации; самоорганизация.
56. Тезаурус как основа описания модели.
57. Равновесие и устойчивость системы.
58. Особенность имитационного моделирования.
59. Эмерджентность системы.
60. Развитие системы; признаки развития.
ГЛОССАРИЙ
Альтернатива (франц.alternative, от лат.alter - один из двух) - одна из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, один из имеющихся вариантов действий, одно из решений, которое надо выбирать.
Аппроксимация, или приближение — научный метод, состоящий в замене одних объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным, но более простыми.
Бифуркация — катастрофический скачок, конфликтный срыв, узел взаимодействия между случаем и внешним ограничением, между колебаниями и необратимостью. Термин происходит от лат. bifurcus — раздвоенный и употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят.
Деградация - постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.
Жизненный цикл - период времени от возникновения потребности в системе и ее становления до снижения эффективности функционирования и "смерти" или ликвидации системы.
Закономерность - часто наблюдаемое, типичное свойство (связь или зависимость), присущее объектам и процессам, которое устанавливается опытом.
Иерархия - соподчиненность, любой согласованный по подчиненности порядок объектов.
Измерение – это алгоритмичная операция, которая данному наблюдаемому состоянию объекта ставим в соответствие определенное обозначение: число, номер или символ.
Интегративные свойства - свойства, которые имеются у системы в целом, но отсутствуют у ее элементов.
Компьютерное моделирование – это метод решения задачи анализа или синтезаобъекта на основе использования его компьютерной модели
Кризис - это состояние системы не ведущее ее к разрушению, но ведет к ее существенной перестройке на новые условия существования.
Критерий (от греч.kriterion - средство для суждения) - показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса; мерило оценки.
Метод - прием или способ действия.
Методика - это совокупность методов, приемов проведения какой-либо работы.
Методология - это совокупность методов, правила распределения и назначения методов, а также шаги работы и их последовательность.
Модель - упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала или объекта проектирования.
Надсистема - система, элементом которой является данная система.
Подсистема - система, являющаяся элементом данной системы.
Подход - совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в изучении чего-либо, ведении дела и т.д.
Полисистемность - любой объект окружающего мира принадлежит в качестве элемента одновременно многим системам.
Проблематика - совокупность проблем, возникающих в соседних объектах при решении проблем исследуемого объекта.
Процесс - последовательная смена состояний.
Процесс - последовательная смена операций (действий), направленных на изменение состояния объекта.
Развитие - изменение процессов в системе во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях от низшего (простого) к высшему (сложному).
Ресурсы (от франц.ressource - вспомогательное средство) - источники, средства обеспечения функционирования системы. Ресурсы могут быть природные, трудовые, оборотные, информационные, финансовые.
Рост - увеличение в числе и размерах.
Свойство - сторона объекта, обусловливающая его различие или сходство с другими объектами, проявляющееся во взаимосвязи с ними.
Связь - то, что объединяет элементы в целое.
Связь - компоненты системы, осуществляющие взаимодействие между ее элементами, а также между системой в целом и средой.
Связь - способ взаимодействия входов и выходов элементов системы между собой и с окружающей средой.
Связь обратная - воздействие результатов функционирования элемента на характер этого функционирования (связь между выходом и входом одного и того же элемента).
Связь прямая - непосредственное воздействие одного элемента на другой (связь между выходом одного элемента и входом другого).
Система - упорядоченное представление об объекте исследования с точки зрения цели.
Система - совокупность (множество) объектов и процессов, называемых элементами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой; они образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его элементам, взятым в отдельности.
Система закрытая или замкнутая - эта система лишена возможности обмена с окружающей средой массой, энергией и информацией, т.е. полностью изолирована от среды.
Система открытая - это система, способная обмениваться с окружающей средой массой, энергией и информацией.
Системный анализ (от греч.systema - целое, составленное из частей, и анализ) - совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.
Системный подход - методология научного познания и практической деятельности, а также объяснительный принцип, в основе которых лежит РАССМОТРЕНИЕ ОБЪЕКТА КАК СИСТЕМЫ.
Системный подход - рассмотрение сложных объектов как систем, состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой частей, элементов, действия которых направлены на достижение единой цели. Синоним - комплексный подход.
Среда - совокупность объектов, которые окружают исследуемый объект и прямо или косвенно взаимодействуют с ним.
Структура (от лат.structura -строение, расположение, порядок) - состав, строение объекта, совокупность составных частей объекта или категории, выделяемых по определенным признакам, установление взаимосвязей между этими составными частями.
Флуктуации - случайные процессы, при которых система переходит из более вероятного состояния в менее вероятное.
Функция - внешнее проявление свойств объекта.
Функция системы - способ (правило, алгоритм) преобразования входной информации в выходную.
Цель - субъективный образ желаемого состояния объекта.
Эксперт - квалифицированный специалист в исследуемой области.
Экспертные оценки - количественные и качественные оценки процессов и явлений, выполняемые экспертами на основе суждений.
Экспертные оценки - это неформальный прогноз, основанный на опыте и интуиции специалистов-экспертов.
Экстраполяция - распространение результатов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть.
Элемент - объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий дальнейшему разделению в рамках поставленной задачи.
Эмерджентность (от англ.emergence - возникновение, появление нового) - возникновение в системе новых интегративных качеств, не свойственных ее компонентам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов А.В. Системный анализ. Учебник для вузов/ А.В.Антонов. – М.: Высш.шк., 2004. – 454 с.: ил.
2. Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие/ В.С.Анфилатов, А.А.Емельянов, А.А.Кукушкин; под ред. А.А.Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.: ил.
3. Бережной Л.Н. Теория оптимального управления экономическими системами (в сфере сервиса). Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001. – 119 с.
4. Брянцева Е.А. Возможности методов социологического исследования качества жизни.//Социально-гуманитарный вестник Юга России. №3. 2010. – с. 96-115.
5. Гаврильчак И.Н. Системный анализ в сфере сервиса: Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2004. – 163 с.
6. Денисов А.А. Современные проблемы системного анализа: Информационные основы: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политех.ун-та, 2005. – 295 с.
7. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебное—практическое пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 256 с. (Серия «Новые технологии»)
8. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. – 512 с.:ил.
9. Качала В.В. Основы теории систем и системного анализа. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2007. – 216 с.: ил.
10. Корешева Т.В. Основы системного анализа. Методические указания по изучению курса для студентов специальностей 060800, 061100, 071900, 230100, 230400 всех форм обучения. – СПб.: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2002. – 31 с.
11. Попов В.Н. и др. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие/ В.Н.Попов, В.С.Касьянов, И.П.Савченко; под ред. д-ра экон.наук, проф. В.Н.Попова. - М.– КНОРУС, 2007. – 304 с.
12. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. В.Н.Влковой, В.Н.Козлова, - М.: Высш.шк., 2004. – 616 с.: ил.
13. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб.пособие. – СПБ.: Изд-во Бизнес-пресса, 2000. – 326 с.
14. Фетисов В.Г., Савельева Н.А. Системный анализ в экономике: Учебное пособие. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2002. – 100 с.
15. Хомяков П.М. Системный анализ: Краткий курс/ Под ред. В.П.Прохорова. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2007. – 216 с.
16. Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 416 с.: ил.
17. Чернышева Л.А., Белякова Н.В. Системный анализ в сервисе. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса». – СПб,: Изд-во СПбГАСЭ, 2005. – 35 с.
18. Шистеров И.М. Системный анализ: Учебное пособие. – СПб,: СПбГИЭА, 2000. – 95 с.
19. Шумский А.А., Шелупанов А.А. Системный анализ в защите информации: учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальностям в обл.информ.безопасности. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 224 с.
Белякова Н.В., Очирова Т.Б., Сысова Е.Л.
Учебное пособие «Теория систем и системный анализ» СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.